Организация научно – исследовательской работы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Для науки независимой Украины стартовые условия оказались не слишком благоприятными. Ни для кого не новость, что основные научные центры в СССР находились на территории России. Именно там проводились наиболее важные и дорогостоящие исследования, и именно они притягивали к себе наиболее способных ученых. После развала Союза очень многие из них не вернулись на Украину. Все органы научной, технической, патентной и прочей информации, созданные в СССР, остались в России, поэтому длительное время ученым Украины приходилось работать в информационном вакууме. Разрыв связей между лабораториями, находившимися в других бывших союзных республиках, сворачивание отдельных программ, находившихся в разработке сразу в нескольких научных организациях на территории всего СССР, так же способствовали стагнации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Наука в период независимости.
2. Организационная структура науки в Украине.
3. Виды научно-исследовательских работ
4. Направление научных исследований
5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.
6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.
7. Особенности работы научного коллектива.
8. Организация работы студентов при проведении научных исследований.
9. Значение научных исследований
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат ОНД.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

Научно-исследовательская  работа студентов вне учебного процесса предусматривает участие студентов  в:

· работе научных  кружков, секций, лабораторий;

· выполнении госбюджетных и хозяйственных научных работ, проведении исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра и др.;

· написании статей, тезисов, докладов;

· научных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах.

Руководство научно-исследовательской  работой студентов в ВУЗах  осуществляется проректором по научной  работе, создаются советы студенческого  научно-творческого общества факультета и кружки кафедр.

Студенты, выпускники ВУЗ, по решению ГЕКа могут быть рекомендованы до вступления в аспирантуру.

 

7. Особенности работы научного коллектива

Научный коллектив  – это группа талантливых, высококвалифицированных  людей, организационно объединенных единой целью и действиями.

Важными условиями  эффективной работы научного коллектива есть:

· объединенность;

· совместимость  сотрудников, которые в него входят; психологический климат;

· коллективное мнение и коллективизм в работе;

· традиции и творческий потенциал.

Эффективность научного творчества, оптимальное использование  потенциальных возможностей ученого  зависят от рациональной организации  труда, уровня научного руководителя, его умение работать с членами  научного коллектива.

Оптимальный научный  коллектив соединяет в себе различные  социологические группы: пожилых  и молодых, со значительным научным  стажем работы и начинающих, генераторов  идей и исполнителей.

Для того, чтоб коллектив работал эффективно, чтоб каждый из сотрудников знал свои обязанности, задания и конечный результат работы в коллективе, нужно правильно, на научной основе, организовать управление им.

Искусство управления, на взгляд А. Ф. Йоффе, сводится к нескольким простым правилам: простота, демократичность и принципиальность.

Объединяет коллектив  и общественная работа, которая развивает  коммуникативные способности, помогает раскрыть сильные стороны личности – интеллект, характер, моральные  качества. Достаточно сильно сближает людей общий отдых, экскурсии, занятие  спортом во время отдыха.

Трудоспособный  объединенный коллектив не создается  сразу, для этого необходимо время, и определенные обстоятельства. Прежде всего, речь идет о ясность целей  и заданий научной работы, которые  соответствуют внутренним желаниям людей, для достижения которых они  готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и подчиниться  коллективу и руководителю.

Научно-исследовательская работа – это четко организованный комплекс действий, направленный на получение новых знаний, которые раскрывают сущность процессов, явлений в природе, обществе с целью их использования в практике.

Научная деятельность, как и любая другая, требует  определенной организации труда, и  эффективность ее зависит как  от моральных и интеллектуальных качеств сотрудников, так и от условий труда, материально-технического обеспечения и обслуживания.

Особенностями работы научного коллектива, которые  влияют на эффективность работы есть:

· вероятностный  характер результатов, что требует  от ученого организованности, терпимости и волевых качеств;

· уникальность, которая  ограничивает использование типичных методик и решений, в отличие  от материального производства;

· сложность, комплексность, которые повышают требовательность к научным сотрудникам при кооперировании труда;

· масштабность и  трудоемкость, что основывается на изучении значительного количества объектов и экспериментальной проверки полученных результатов.

Научное творчество поддается регламентации в ограниченных пределах. Каждый ученый, работая над  определенной темой, самостоятельно определяет комплекс мероприятий, чтоб обеспечить выполнение рабочего плана. К элементам самоорганизации можно отнести:

· организация рабочего места с обеспечением оптимальных  условий4

· соблюдение дисциплины; 

· последовательность в накоплении знаний в течении творческой жизни;

· систематичность  в соблюдении единой методики и технологии при выполнении того или иного  задания.

 

8. Организация работы студентов при проведении научных исследований

Умственная деятельность есть наиболее сложной, так как она  требует активизации внимания, процессов  мышления, эмоционального напряжения и повышенной чувственности и  зависит не только от интеллекта человека, но и от организации рабочего места  и рабочего дня.

Производительность  умственного труда в значительной мере зависит от условий труда, физиологично-психологического комфорта, соответствия рабочего места  эргономическим требованиям.

При организации  рабочего места необходимо учитывать  влияние таких факторов как шум, разговоры, освещение, цветовое оформление.

Недостаточное освещение, цвет стен, неправильное размещение компьютера, неудобный стул, шум в помещении  могут быть причиной снижением трудоспособности и накоплению усталости. На рабочем  столе не должно быть ничего лишнего.

На производительность труда влияет также и температурный  режим. Оптимальным температурным  режимом в рабочих помещениях есть 18-20 С.

Особенностью  умственного труда есть то, что усталость накапливается постепенно, а переутомление наступает мгновенно, поэтому необходимо чередовать умственный и физический труд.

Эффективность умственного труда зависит от таких факторов:

· интеллектуальных способностей, особенностей силы воли, состояния здоровья;

· состояния внешней  среды, организации рабочего места, режима работы и отдыха;

· умственной нагрузки.

В течение дня  трудоспособность изменяется. Наиболее благоприятным временем для выполнения творческих или сложных заданий  есть время с 10 и до 12 часов, после  чего происходит некоторый спад активности. Во половине дня трудоспособность наиболее высокая с 14 и до 17 часов, после чего понижается.

В течение дня  необходимы небольшие перерывы для  отдыха, рациональная частота и их длительность определяются индивидуально. Кроме того, каждый человек характеризуется  своей индивидуальностью. Следовательно, также необходимо индивидуально  выбирать время и продолжительность  работы, которые обеспечат наибольшую творческую производительность.

В условиях огромной учебной нагрузки, дефицита времени, огромное значение для студента имеет  рациональное планирование своей работы. План помогает правильно распределить, экономно использовать свое время. Обоснование  в нем объема, содержания, последовательности работы в течении определенного времени придает работе целенаправленности, творческого характера.

Рациональное  планирование студентами своего обучения зависит от соблюдения ими таких  предусловий:

· умение отличать главное от второстепенного в своей работе. Прежде всего, необходимо сосредоточится на изучении основного материала, соответственно спланировать для этого свое время;

· сосредоточенность  на учебе и исследовании всего  внимания, физических и моральных  сил, мыслей и желаний;

· целеустремленность и рациональность выполнения заданий.

Исследовательская работа - это творческое дело. Очень хорошо, если в процессе работы студент вырабатывает собственный стиль, положив в его основу научную организацию труда. Экономии времени способствуют знание основ компьютерной грамотности, библиографии, система обеспеченности обязательной литературой, умение работать с ней.

9. Значение научных исследований

Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и конструктивным мышлением. Чтобы стать специалистом, необходимо в совершенстве овладеть методологией научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать сложные вопросы производства, сбыта и управления.

Научная подготовка - один из важнейших этапов обучения. Роль науки состоит в качественном преобразовании производительных сил, переводе экономики на рельсы всесторонней интенсификации, повышении эффективности общественного производства. Научные исследования предназначены противодействовать моральному и физическому износу, созданию новых технологий, новых видов продукции, повышению ее качества, снижению затрат, совершенствованию управления, организации процессов и труда.

Вряд ли можно недооценить важность исследований для современного мира и для науки в первую очередь. Все достижения делаются только после  долгих трудов, исследований и экспериментов. Только проделав такой путь можно  рассчитывать на положительный результат  и использовать потом полученные знания.

Но кто действительное представляет, что такое научное исследование, какова его цель? Это лишь общее  понятие, которое включает в себя очень обширную область познания, а самое главное, что оно не ограничивается только одной наукой.

Перед учёными всегда стоят какие-то задачи, которые они пытаются решить. Иногда они могут просто изучать  полученные материалы и собранные  сведения, чтобы научиться использовать их на практике. Всё это можно  объединить в такое понятие, как  «научное исследование».

Научное исследование можно охарактеризовать как некий процесс, во время которого и происходит изучение, либо ставятся эксперименты, проверяются или опровергаются  теории и т.д. Во время этого процесса и происходит получение новых  знаний в науке или конкретизация  старых. В любом случае, каждый учёный-исследователь  сталкивается с такими задачами и  занимается научными исследованиями. Они составляют основную суть работы.

Целью науки является сбор сведений, которые представляют особый интерес  для человечества. Любое общество, которое должно развиваться, постоянно  нуждается в информации. Она имеет  особую ценность для человека, потому что помогает ему решать проблемы и подниматься на новую высоту.

Любая наука – это некое коллективное действие, с постоянным обменом информации. В таких условиях происходят исследования. При этом, как правило, для того чтобы приступать к каким-либо исследованиям, человек должен обладать набором  первичных знаний, от которых он будет отталкиваться в своей  работе. Таким образом и происходит накопление знаний в обществе, когда для получения новых используются данные ранних исследований, возможно даже имевших место несколько десятилетий назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, вопреки логике, украинская наука продолжает занимать достойное место в Европе.

Инновационная составляющая в ВВП Украины не превышает 2% (развитые страны – 50-70%), доля объма научно- технических работ составляет около 1%ВВП, а сектор высокотехнологичной продукции в структуре экспорта занимает 2%. Это уровень стран с «сырьевой» экономикой (Россия- так же 2%).

Неуклонно снижается инновационная  активность предприятий. Если в 2000г. удельный вес предприятий, внедряющих инновации составлял 15%, то в 2005г – 8%. Наметившийся в последующие два года рост (почти 12% в 2008г) в кризисные годы прекратился, а сейчас стараниями правительства «профессионалов» упал до 8%. Для сравнения: среди стран Европейского Союза минимальные показатели инновационной активности у Португалии — 26% и Греции — 29%, но и они в три раза выше, чем в Украине. А по сравнению со странами-лидерами, такими, как Нидерланды (62%), Австрия (67%), Германия (69%), Дания (71%) и Ирландия (74%), разрыв составляет едва ли не порядок.

Такое плачевное состояние  инновационной деятельности объясняется  отнюдь не отсутствием способности  украинских ученых генерировать новые  идеен и изобретения, а отсутствием заказа.

Совокупный удельный вес  видов деятельности, относящихся  к 
высокотехнологичным и среднетехнологичным высокого уровня развития, составляет менее 13%. Наблюдается очень низкая доля продукции отраслей, относящихся к высоким технологиям, — всего 4,6%. В украинском экспорте доминируют отрасли средних низких технологий — 56,1%. Это значит, что страна ориентируется на производство традиционной индустриальной продукции, которая реализуется на конкурентных насыщенных рынках.

Наука в Украине находится  на стадии клинической смерти, правда с хорошими шансами на положительный  успех реанимационных мероприятий, если таковые последуют.

В причинах сложившегося положения  разбирались многие, в том числе люди непосредственно причастные к науке. И хотя иной раз складывается впечатление, что эти размышления призваны в первую очередь стать обоснованием перераспределения финансового ручейка к отрасли, в которой работает автор, в целом налицо осознание того, что не только скудное финансирование не дает стать украинской науке вровень с передовыми странами. Безусловно, нуждается в реформировании и сама научная отрасль. Конечно же надо принимать меры, направленные на улучшение качества подготовки молодых кадров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Информация о работе Организация научно – исследовательской работы в Украине