Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, реферат
Для науки независимой Украины стартовые условия оказались не слишком благоприятными. Ни для кого не новость, что основные научные центры в СССР находились на территории России. Именно там проводились наиболее важные и дорогостоящие исследования, и именно они притягивали к себе наиболее способных ученых. После развала Союза очень многие из них не вернулись на Украину. Все органы научной, технической, патентной и прочей информации, созданные в СССР, остались в России, поэтому длительное время ученым Украины приходилось работать в информационном вакууме. Разрыв связей между лабораториями, находившимися в других бывших союзных республиках, сворачивание отдельных программ, находившихся в разработке сразу в нескольких научных организациях на территории всего СССР, так же способствовали стагнации.
ВВЕДЕНИЕ
1. Наука в период независимости.
2. Организационная структура науки в Украине.
3. Виды научно-исследовательских работ
4. Направление научных исследований
5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.
6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.
7. Особенности работы научного коллектива.
8. Организация работы студентов при проведении научных исследований.
9. Значение научных исследований
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-исследовательская
работа студентов вне учебного процесса
предусматривает участие
· работе научных кружков, секций, лабораторий;
· выполнении госбюджетных и хозяйственных научных работ, проведении исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов, компьютерного центра и др.;
· написании статей, тезисов, докладов;
· научных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах.
Руководство научно-исследовательской работой студентов в ВУЗах осуществляется проректором по научной работе, создаются советы студенческого научно-творческого общества факультета и кружки кафедр.
Студенты, выпускники ВУЗ, по решению ГЕКа могут быть рекомендованы до вступления в аспирантуру.
7. Особенности работы научного коллектива
Научный коллектив – это группа талантливых, высококвалифицированных людей, организационно объединенных единой целью и действиями.
Важными условиями эффективной работы научного коллектива есть:
· объединенность;
· совместимость сотрудников, которые в него входят; психологический климат;
· коллективное мнение и коллективизм в работе;
· традиции и творческий потенциал.
Эффективность научного творчества, оптимальное использование потенциальных возможностей ученого зависят от рациональной организации труда, уровня научного руководителя, его умение работать с членами научного коллектива.
Оптимальный научный коллектив соединяет в себе различные социологические группы: пожилых и молодых, со значительным научным стажем работы и начинающих, генераторов идей и исполнителей.
Для того, чтоб коллектив работал эффективно, чтоб каждый из сотрудников знал свои обязанности, задания и конечный результат работы в коллективе, нужно правильно, на научной основе, организовать управление им.
Искусство управления, на взгляд А. Ф. Йоффе, сводится к нескольким простым правилам: простота, демократичность и принципиальность.
Объединяет коллектив и общественная работа, которая развивает коммуникативные способности, помогает раскрыть сильные стороны личности – интеллект, характер, моральные качества. Достаточно сильно сближает людей общий отдых, экскурсии, занятие спортом во время отдыха.
Трудоспособный объединенный коллектив не создается сразу, для этого необходимо время, и определенные обстоятельства. Прежде всего, речь идет о ясность целей и заданий научной работы, которые соответствуют внутренним желаниям людей, для достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и подчиниться коллективу и руководителю.
Научно-исследовательская
Научная деятельность, как и любая другая, требует определенной организации труда, и эффективность ее зависит как от моральных и интеллектуальных качеств сотрудников, так и от условий труда, материально-технического обеспечения и обслуживания.
Особенностями работы научного коллектива, которые влияют на эффективность работы есть:
· вероятностный характер результатов, что требует от ученого организованности, терпимости и волевых качеств;
· уникальность, которая ограничивает использование типичных методик и решений, в отличие от материального производства;
· сложность, комплексность, которые повышают требовательность к научным сотрудникам при кооперировании труда;
· масштабность и трудоемкость, что основывается на изучении значительного количества объектов и экспериментальной проверки полученных результатов.
Научное творчество
поддается регламентации в
· организация рабочего места с обеспечением оптимальных условий4
· соблюдение дисциплины;
· последовательность в накоплении знаний в течении творческой жизни;
· систематичность в соблюдении единой методики и технологии при выполнении того или иного задания.
8. Организация работы студентов при проведении научных исследований
Умственная деятельность есть наиболее сложной, так как она требует активизации внимания, процессов мышления, эмоционального напряжения и повышенной чувственности и зависит не только от интеллекта человека, но и от организации рабочего места и рабочего дня.
Производительность
умственного труда в
При организации рабочего места необходимо учитывать влияние таких факторов как шум, разговоры, освещение, цветовое оформление.
Недостаточное освещение, цвет стен, неправильное размещение компьютера, неудобный стул, шум в помещении могут быть причиной снижением трудоспособности и накоплению усталости. На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
На производительность труда влияет также и температурный режим. Оптимальным температурным режимом в рабочих помещениях есть 18-20 С.
Особенностью умственного труда есть то, что усталость накапливается постепенно, а переутомление наступает мгновенно, поэтому необходимо чередовать умственный и физический труд.
Эффективность умственного труда зависит от таких факторов:
· интеллектуальных способностей, особенностей силы воли, состояния здоровья;
· состояния внешней среды, организации рабочего места, режима работы и отдыха;
· умственной нагрузки.
В течение дня трудоспособность изменяется. Наиболее благоприятным временем для выполнения творческих или сложных заданий есть время с 10 и до 12 часов, после чего происходит некоторый спад активности. Во половине дня трудоспособность наиболее высокая с 14 и до 17 часов, после чего понижается.
В течение дня необходимы небольшие перерывы для отдыха, рациональная частота и их длительность определяются индивидуально. Кроме того, каждый человек характеризуется своей индивидуальностью. Следовательно, также необходимо индивидуально выбирать время и продолжительность работы, которые обеспечат наибольшую творческую производительность.
В условиях огромной учебной нагрузки, дефицита времени, огромное значение для студента имеет рациональное планирование своей работы. План помогает правильно распределить, экономно использовать свое время. Обоснование в нем объема, содержания, последовательности работы в течении определенного времени придает работе целенаправленности, творческого характера.
Рациональное планирование студентами своего обучения зависит от соблюдения ими таких предусловий:
· умение отличать главное от второстепенного в своей работе. Прежде всего, необходимо сосредоточится на изучении основного материала, соответственно спланировать для этого свое время;
· сосредоточенность на учебе и исследовании всего внимания, физических и моральных сил, мыслей и желаний;
· целеустремленность и рациональность выполнения заданий.
Исследовательская работа - это творческое дело. Очень хорошо, если в процессе работы студент вырабатывает собственный стиль, положив в его основу научную организацию труда. Экономии времени способствуют знание основ компьютерной грамотности, библиографии, система обеспеченности обязательной литературой, умение работать с ней.
9. Значение научных исследований
Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и конструктивным мышлением. Чтобы стать специалистом, необходимо в совершенстве овладеть методологией научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать сложные вопросы производства, сбыта и управления.
Научная подготовка - один из важнейших этапов обучения. Роль науки состоит в качественном преобразовании производительных сил, переводе экономики на рельсы всесторонней интенсификации, повышении эффективности общественного производства. Научные исследования предназначены противодействовать моральному и физическому износу, созданию новых технологий, новых видов продукции, повышению ее качества, снижению затрат, совершенствованию управления, организации процессов и труда.
Вряд ли можно недооценить важность исследований для современного мира и для науки в первую очередь. Все достижения делаются только после долгих трудов, исследований и экспериментов. Только проделав такой путь можно рассчитывать на положительный результат и использовать потом полученные знания.
Но кто действительное представляет,
что такое научное
Перед учёными всегда стоят какие-то задачи, которые они пытаются решить. Иногда они могут просто изучать полученные материалы и собранные сведения, чтобы научиться использовать их на практике. Всё это можно объединить в такое понятие, как «научное исследование».
Научное исследование можно охарактеризовать как некий процесс, во время которого и происходит изучение, либо ставятся эксперименты, проверяются или опровергаются теории и т.д. Во время этого процесса и происходит получение новых знаний в науке или конкретизация старых. В любом случае, каждый учёный-исследователь сталкивается с такими задачами и занимается научными исследованиями. Они составляют основную суть работы.
Целью науки является сбор сведений, которые представляют особый интерес для человечества. Любое общество, которое должно развиваться, постоянно нуждается в информации. Она имеет особую ценность для человека, потому что помогает ему решать проблемы и подниматься на новую высоту.
Любая наука – это некое коллективное действие, с постоянным обменом информации. В таких условиях происходят исследования. При этом, как правило, для того чтобы приступать к каким-либо исследованиям, человек должен обладать набором первичных знаний, от которых он будет отталкиваться в своей работе. Таким образом и происходит накопление знаний в обществе, когда для получения новых используются данные ранних исследований, возможно даже имевших место несколько десятилетий назад.
ВЫВОДЫ
Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, вопреки логике, украинская наука продолжает занимать достойное место в Европе.
Инновационная составляющая в ВВП Украины не превышает 2% (развитые страны – 50-70%), доля объма научно- технических работ составляет около 1%ВВП, а сектор высокотехнологичной продукции в структуре экспорта занимает 2%. Это уровень стран с «сырьевой» экономикой (Россия- так же 2%).
Неуклонно снижается инновационная активность предприятий. Если в 2000г. удельный вес предприятий, внедряющих инновации составлял 15%, то в 2005г – 8%. Наметившийся в последующие два года рост (почти 12% в 2008г) в кризисные годы прекратился, а сейчас стараниями правительства «профессионалов» упал до 8%. Для сравнения: среди стран Европейского Союза минимальные показатели инновационной активности у Португалии — 26% и Греции — 29%, но и они в три раза выше, чем в Украине. А по сравнению со странами-лидерами, такими, как Нидерланды (62%), Австрия (67%), Германия (69%), Дания (71%) и Ирландия (74%), разрыв составляет едва ли не порядок.
Такое плачевное состояние инновационной деятельности объясняется отнюдь не отсутствием способности украинских ученых генерировать новые идеен и изобретения, а отсутствием заказа.
Совокупный удельный вес
видов деятельности, относящихся
к
высокотехнологичным и среднетехнологичным
высокого уровня развития, составляет
менее 13%. Наблюдается очень низкая доля
продукции отраслей, относящихся к высоким
технологиям, — всего 4,6%. В украинском
экспорте доминируют отрасли средних
низких технологий — 56,1%. Это значит, что
страна ориентируется на производство
традиционной индустриальной продукции,
которая реализуется на конкурентных
насыщенных рынках.
Наука в Украине находится на стадии клинической смерти, правда с хорошими шансами на положительный успех реанимационных мероприятий, если таковые последуют.
В причинах сложившегося положения разбирались многие, в том числе люди непосредственно причастные к науке. И хотя иной раз складывается впечатление, что эти размышления призваны в первую очередь стать обоснованием перераспределения финансового ручейка к отрасли, в которой работает автор, в целом налицо осознание того, что не только скудное финансирование не дает стать украинской науке вровень с передовыми странами. Безусловно, нуждается в реформировании и сама научная отрасль. Конечно же надо принимать меры, направленные на улучшение качества подготовки молодых кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Организация научно – исследовательской работы в Украине