Организация научно – исследовательской работы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Для науки независимой Украины стартовые условия оказались не слишком благоприятными. Ни для кого не новость, что основные научные центры в СССР находились на территории России. Именно там проводились наиболее важные и дорогостоящие исследования, и именно они притягивали к себе наиболее способных ученых. После развала Союза очень многие из них не вернулись на Украину. Все органы научной, технической, патентной и прочей информации, созданные в СССР, остались в России, поэтому длительное время ученым Украины приходилось работать в информационном вакууме. Разрыв связей между лабораториями, находившимися в других бывших союзных республиках, сворачивание отдельных программ, находившихся в разработке сразу в нескольких научных организациях на территории всего СССР, так же способствовали стагнации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Наука в период независимости.
2. Организационная структура науки в Украине.
3. Виды научно-исследовательских работ
4. Направление научных исследований
5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.
6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.
7. Особенности работы научного коллектива.
8. Организация работы студентов при проведении научных исследований.
9. Значение научных исследований
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат ОНД.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

Доклад – одна из сложных  форм устного выступления.

Составляющие элементы доклада: основной тезис, основное положение, их надо раскрыть, доказать, аргументировать.

Главная задача – общение со слушателями, возможность и способность донести  до них информацию по проблеме исследования, умение доказать свою точку зрения.

Научно-методическая разработка –  форма описания работы педагога и  достигнутых результатов по обеспечению  ВОП и организации работы учащихся в учебное и внеучебное время.

Опытно-экспериментальная разработка – форма описания результатов  опытно-экспериментальной работы.

Творческий отчет – письменное сообщение об эффективном пед. опыте, отличающимся новизной, оригинальностью, уникальностью.

РЕФЕРАТ – (от лат. – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.

Реферат – самостоятельная  научно-исследовательская работа педагога, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Содержание реферата должно быть логическим; изложение материала  носит проблемно-тематический характер. Прежде чем выбрать тему реферата, автору (педагогу) необходимо выяснить интерес, определить над какой проблемой  он хочет поработать, т.е. глубоко  изучить.

Реферат состоит из 3 частей:

I. Общая характеристика текста (выходные данные, тема)

II. Описание основного содержания

III. Выводы

В реферате обычно раскрывается теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и делаются выводы из изученного научного материала (литературы).

Реферат показывает вашу эрудицию, умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать информацию.

Этапы работы над рефератом:

I. Выбор и формулирование темы – тема должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной.

II. Подбор и изучение основных источников по теме.

III. Составление списка литературы в соответствии с библиографичес-ким описанием.

IV.Обработка и систематизация информации. Изучая текст подчеркните неизвестные слова в словари или справочную литературу выделить основные положения и идеи авторов.

V.Составление плана. Составляется исходя из поставленных целей и задач.

VI. Работа над текстом. Использование цитат.

VII. Написание реферата. При написании большое внимание уделяйте его правильному оформлению. Обращайте внимание на логичность, последовательность изложения материала.

VIII. Публичное выступление с результатами исследования. Кратко изложив в устном выступлении его основные цели и задачи, структуру основного содержания и ваши выводы по теме работы.

Примерная структура реферата:

I.Титульный лист. Образовательное учреждение, полное название работы, свою фамилию и инициалы, должность, город и год выполнения работы.

II.Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с их начинается каждый пункт.

III.Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, четко и кратко обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, проводится характеристика используемых источников.

IV.Основная часть. Состоит 2-3 раздела, изложите в логической последовательности материал, могут быть таблицы, графики, схемы.

V.Заключение. Подводятся итоги, делаются главные выводы, предлагаются рекомендации. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность.

VI.Список литературы. Оформляется на отдельном листе, в алфавитном порядке фамилий авторов. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название произведения, место издания, название издательства, год издания и страницы.

 

4. Направление научных исследований

Основными направлениями  исследований являются:

1. Научно-технические, связанные с решением крупных фундаментальных проблем в различных областях науки.

2. Производственно-технические, направленные на решение крупных проблем развития и совершенствования производства и сбыта, повышения технического уровня и экономической активности.

3. Социально-экономические, связанные с решением проблем развития и совершенствования социально-экономических факторов повышения эффективности общественного производства.

4. Экологические, направленные  на разработку и осуществление  мер по рациональному природопользованию и проведение природоохранных мероприятий.

5. Региональные, направленные на развитие народнохозяйственных территориально-производственных комплексов.

6. Совершенствование управления  народным хозяйством, организационных  структур, функциональной деятельности  и информационного обслуживания.

7. Взаимосвязанного развития отраслей и экономических районов страны, увязки материально-вещественных и экономических пропорций.

8. Создание и внедрение  эффективных методов диагностики  производства и управления, новых  методов хозяйствования, ценообразования,  планирования, учета, контроля и  анализа.

9. Рост производительности, повышение качества продукции, рациональное использование всех видов ресурсов, научное обоснование показателей эффективности хозяйственной деятельности.

10. Внедрение в народное  хозяйство принципиально новой техники, технологии, организации производства труда и управления.

11. Разработка и реализация внешнеэкономических программ сотрудничества, комплексной программы интеграции.

12. Решение конкретных  задач менеджмента, маркетинга, предпринимательства,  стратегического планирования, инвестирования и финансового менеджмента.

 

5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров

Важным условием развития науки является усовершенствование системы подготовки научных и  научно-педагогических кадров. В Украине  существует и успешно функционирует  система подготовки таких кадров. Эта работа ведется академиями, высшими  учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и на производстве.

Практикуется «взаимозаменяемость» кадров: у ВУЗ приглашаются ученые из научно-исследовательских институтов, из производства и наоборот. Сейчас в Украине подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется с 25-ти отраслей науки по научным специальностям – более 600.

Основной и хорошо зарекомендованной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров в Украине есть аспирантура. В 1991 году Постановлением Кабинета Министров Украины было образовано Высшую аттестационную комиссию Украины (ВАК), которая производит аттестацию научных кадров.

Аспирантура организовывается в ВУЗ-ах, научно-исследовательских институтах, которые имеют соответствующий кадровый состав и необходимую научную и материальную базу.

В аспирантуру принимаются  на конкурсной основе: на стационар  – сроком не более 3-х лет и  в возрасте до 35 лет, на заочное обучение – до 45 лет и сроком – 4 года.

Лица, поступающие  в аспирантуру должны сдать вступительные  экзамены по специальности, философии  и одного из иностранных языков в  объеме учебной программы ВУЗа.

Подготовка аспирантов ведется по индивидуальному плану, утвержденным Ученым Советом ВУЗа на весь период обучения. За этот период аспирант обязан:

· сдать кандидатские экзамены по специальности, иностранному языку и философии;

· выполнить индивидуальный план, по результатам научно-исследовательской  работы написать не менее 3-х статей и напечатать их в журналах, которые  входят в перечень журналов ВАКа Украины;

· овладеть техникой и методикой проведения научных  исследований;

· повысить свой профессиональный и общекультурный уровень.

Завершается обучение в аспирантуре защитой диссертации  на специализированном Ученом Совете на соискание ученой степени кандидата  наук.

Диссертация на соискание ученой степени – это квалифицированная научная работа, выполнена лично аспирантом, соискателем в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной научной монографии, в которой имеются научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положение, которые предлагает автор для публичной защиты.

Подготовка кадров высшей квалификации – докторов наук осуществляется в докторантуре. В Украине докторантура функционирует в 70-ти высших заведениях образования Украины.

Докторская диссертация – это работа, в которой сформулированы и обоснованы научные положения, которые характеризуют новые направления в соответствующей отрасли науки, или сделаны теоретические обобщения и решены значительные научные проблемы, которые имеют важное народнохозяйственное или социальное значение.

Подготовленная  и предварительно апробированная диссертация  подается к публичной защите в  специализированный ученый совет. С  цель углубленного анализа диссертации  спецсоветом назначаются официальные оппоненты: при защите докторской диссертации – три доктора наук и ведущая организация; при защите кандидатской – один доктор наук, другой кандидат наук (можно и доктор) и ведущая организация, которые представляют в спецсовет свои отзывы.

В Украине существуют более 500 специализированных ученых советов.

Разработано «Положения о подготовке научно-педагогических и научных работников», «положения о порядке проведения кандидатских экзаменов», «Порядок присуждения научных  степеней и присвоения научных званий», «перечень специальностей научных  работников» и др. С 1997 года ВАК  Украины издает «Бюллетень ВАК», а  с 1998 года – журнал «Науковий світ».

 

6. Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе

Основным заданием высшей школы в современных условиях есть подготовка всесторонне развитых, способных постоянно учиться, пополнять  и углублять свои знания специалистов.

Сущность  образования – научить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень.

Успешное выполнение студенческой научно-исследовательской  деятельности может быть при соблюдении таких условий:

· активное участие  студентов в научной работе в  течение всего периода обучения;

· постепенное усложнение заданий по ориентации студента в  направлении его специальности;

· обеспечение взаимодействия в научной работе студентов старших  и меньших курсов;

· тесная связь научной  работы с учебной и научной  деятельностью кафедры.

Научная работа для  студентов есть составной частью учебного плана и организовывается на основе «Положения о научной работе студентов», разработанного Министерством образования и науки Украины, где четко сформулированы задания для кафедр и факультетов, которые сводятся к следующему:

· соединение обучения с научно-исследовательской работой  студентов с целью получения  конкретных результатов, которые могут  быть интеллектуальной собственностью студента и использоваться в дальнейшей работе;

· привлечение студентов  к участию в научно-исследовательской  деятельности научных школ, обеспечение  сотрудничества с ведущими научными и научно-педагогическими сотрудниками как ВУЗов, так и научных заведений;

· непосредственное участие студентов в проведении фундаментальных исследований, привлечение  их к выполнению как госбюджетных, так и хоздоговорных тем; на этих материалах могут быть выполнены  дипломные работы.

Все виды и формы  научно-исследовательской работы студентов  нацелены на активизацию творческих способностей, применение научных методов  при решении практических заданий. Содержание и формы научно-исследовательской  работы студентов должны соответствовать  основным направлениям научно-исследовательской  деятельности ВУЗа, факультета.

Научно-исследовательская  работа студентов в пределах учебного плана есть обязательной для каждого  студента и охватывает почти все формы учебной работы:

· написание научных  рефератов по конкретной теме в процессе изучения дисциплины социально-гуманитарного  цикла, фундаментальных и профессионально-ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации  по выбору;

· выполнение лабораторных, практических, семинарных и самостоятельных  заданий, контрольных работ, которые  имеют элементы проблемного поиска;

· выполнение нетипичных заданий исследовательского характера  в период производственной практики и по заказу;

· подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных  с научной проблематикой кафедры.

Информация о работе Организация научно – исследовательской работы в Украине