Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа
В данной курсовой работе объектом исследования является компания «Toyota Motor Corporation», предметом исследования – инновационная деятельности и ее организация.
Исходя из этого, задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
Изучить теоретические основы инновационной деятельности;
Проанализировать инновационную деятельности компании «Toyota Motor Corporation»;
Выявить направления совершенствования форм инновационной деятельности.
Введение
В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Ускорение этапов научно-технического развития приводит к повышению скорости обновления продукции и привыкания потребителей к новинкам, а следовательно, к сокращению жизненных циклов продукции, технологии, спроса, к повышению интенсивности конкурентной борьбы на рынках сбыта предприятий. Опыт развития западных фирм показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации. Для российских предприятий активация инновационной деятельности становится не только ключевым фактором успеха, но и условием выживания на рынке. Модернизация технологий, обновление и модификация товарного ассортимента, совершенствование систем организации и управления позволяют отечественным производителям адаптировать свою продукцию к требованиям рынка, поддерживать и улучшать финансово-экономические результаты деятельности.
Каждое предприятие уникально в своем роде и процесс организации инновационной деятельности различен, так как он зависит от позиции её на рынке, динамики развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и многого другого.
Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельности – это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции оказываемых услуг.
При организации инновационной деятельности предприятие сталкивается с рядом проблем, без решения которых дальнейшая успешная работа не может быть реализована.
Инновационная деятельности включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления и организации, которая бы позволяла постоянно развиваться и поддерживать взаимосвязь с внешним окружением.
В данной курсовой работе объектом исследования является компания «Toyota Motor Corporation», предметом исследования – инновационная деятельности и ее организация.
Исходя из этого, задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
Целью курсовой работы является определение особенностей организационных форм инновационной деятельности.
Содержание текста курсовой работы опирается на учебные пособия А.М. Мухамедьярова и Н.Ю. Кругловой, а так же на работы Р.Ф. Фатхутдинова, А.И. Пригожина и других.
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности.
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе фирмы, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.
Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.
Оно включает не только технические
или технологические
Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений.
Инновационная деятельность — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:
Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:
Особенности организации
инновационного процесса связаны с
внутренне присущей ему неопределенностью.
Неопределенность достижения цели, т.е.
вероятность получения
Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:
- научно-исследовательские институты (НИИ);
- конструкторское бюро (КБ);
- проектно-технологические институты (ПТИ);
- проектно-конструкторские институты (ПКИ);
- государственные проектные институты (ГПИ).
При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований[5.С.30-31].
Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей 1.
Таблица 1.
Отличие инновационного процесса от текущей деятельности.
Параметры |
Инновационный процесс |
Текущая деятельность |
Цель |
Удовлетворение новой |
Удовлетворение сложившейся |
Риск |
Высокий |
Низкий |
Тип процесса |
Дискретный |
Непрерывный |
Управляемость |
Низкая |
Высокая |
Результат для системы |
Переход на новый уровень |
Сохранение на прежнем уровне |
Отношение к текущим интересам участников |
Противоречит |
Соответствует |
Принципами инновационной деятельности выступают:
Главная задача инновационной деятельности – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю лидерства можно научиться. С учетом особого статуса инновационных менеджеров как профессиональных специалистов-интеллектуалов, имеющих доступ к информации, владеющих социальными технологиями и умеющие их использовать для конструирования перспективы, сегодня вести такое обучение необходимо непрерывно, включая постдипломное образование до конца служебной карьеры в системе курсов, участия в семинарах и тренингах. Возможно перспективное планирование получения такого профильного образования в специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для сферы инновационного проектирования, менеджмента и маркетинга.
1.2. Виды инновационной деятельности
Инновации возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру.
По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.
По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, в компании) инновации.
По характеру они
могут быть эволюционными и радикальными[
Эволюционные нововведения происходят непрерывно и в своем большинстве являются следствием идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эволюционных нововведений целиком подчинен общественным потребностям, формируется платежеспособным спросом и ограничивается возможностями технологического потенциала той системы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического опыта и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению и анализу информации о предпочтениях потребителей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позволяют совершенствовать продукты и технологии с помощью инноваций.
Информация о работе Особенности организационных форм инновационной деятельности