Особенности процесса коммуникаций в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 09:20, реферат

Описание работы

Цель данного реферата заключается в рассмотрении применения коммуникаций в инновационном менеджменте.
Задачи:
Изучить сущность и задачи коммуникаций в инновационном менеджменте;
Рассмотреть классификацию коммуникаций для инновационного процесса;
Изучить управление коммуникациями на всех стадиях инновационного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Коммуникации в инновационном менеджменте……………..4-21
Понятие, сущность, задачи и принципы коммуникаций в инновационном менеджменте………………………………..………...4
Виды и формы коммуникаций в инновационном процессе ………....7
Коммуникативная компетентность организации…………………….12
Средства и каналы коммуникаций в менеджменте………………….14
Глава 2. Управление коммуникациями на различных стадиях инновационного процесса………………………………………...……22-25
Заключение…………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………..…………….27

Файлы: 1 файл

Реферат 1(Молофий).docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Приморский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного коммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Уссурийске

Факультет высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: особенности процесса коммуникаций в инновационном менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: Студентка 3 курса

                                       Молофий К.Г.

                                   Проверил:

                                            Губарьков С. В.

 

 

 

Уссурийск 2014

Содержание

Введение………………………………………………………..…………….3

Глава 1. Коммуникации в инновационном менеджменте……………..4-21

    1. Понятие, сущность, задачи и принципы коммуникаций в инновационном менеджменте………………………………..………...4
    2. Виды и формы коммуникаций в инновационном процессе ………....7
    3. Коммуникативная компетентность организации…………………….12
    4. Средства и каналы коммуникаций в менеджменте………………….14

Глава 2. Управление коммуникациями на различных стадиях инновационного процесса………………………………………...……22-25

Заключение…………………………………………………………………25

Список используемой литературы…………………………..…………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокие риск и неопределенность предъявляют к инновационному менеджеру особые требования. В инновационном процессе и так слишком много полей неизвестности и факторов нестабильности и риска. Поэтому базовые обеспечивающие механизмы должны, условно говоря, тикать как часики, чтобы не создавать проблем хотя бы на этом поле.

Одним из таких базовых обеспечивающих механизмов в инновационном процессе, безусловно, являются коммуникации фирмы. Разумно подразделять коммуникации на внутренне и внешние коммуникации.

От успеха коммуникаций зависит не только базовая, обеспечивающая часть проекта, общая для любого бизнеса, но и творческий поиск на переднем крае, в сферах неизвестного. Собственно, именно этот поиск и составляет суть инноватики, ее отличие от других видов предпринимательства. Поэтому, коммуникации в инновационном процессе можно разделить на обеспечивающие (типовые для любых бизнес-структур) и инновационные коммуникации, сутью которых является поиск инновационных решений, их презентация (продажа) и внедрение.

Цель данного реферата заключается в рассмотрении применения коммуникаций в инновационном менеджменте.

Задачи:

  1. Изучить сущность и задачи коммуникаций в инновационном менеджменте;
  2. Рассмотреть классификацию коммуникаций для инновационного процесса;
  3. Изучить управление коммуникациями на всех стадиях инновационного процесса.

Целью и задачами работы определены ее объект и предмет.

Глава 1. Коммуникации в инновационном менеджменте

    1. Сущность и задачи коммуникаций в инновационном менеджменте

Понятие коммуникации (от латинского communication – сообщение, связь, путь сообщения) рассматривается на двух уровнях - обыденного и научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода (например, «коммуникабельным» называют человека, который легко дет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание). В некоторых научных определениях коммуникация не отделяется от общения и трактуется, как взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене навыками, умением, опытом, информацией, а также результатами деятельности.

Социологи и психологи рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации, идей или эмоций от одного человека к другому главным образом посредством символов (отечественный исследователь Ю.Лотман, в частности, говорит о коммуникации как о переводе текста с моего «я» на язык твоего «ты»). В кибернетике под коммуникацией понимается обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать.

Все эти определения указывают на то, что в процессе коммуникации субъекты, передавая информацию и обмениваясь ею, сигнализируют о своей деятельности различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые связи, которые, в свою очередь, помогают им реализовывать свои цели.

Коммуникация в менеджменте - это специфическая функция управления представляющая собой процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, эмоциями, способностями и результатами деятельности на основе общей системы символов.

В рамках приведенных определений целесообразно рассматривать коммуникацию как субъектно-объектную и субъектно-субъектную системы. Коммуникация как субъектно-объектная система обеспечивает связь субъекта с тем или иным объектом. То есть, субъект передает информацию, которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель в данном случае и является объектом.В то же время коммуникация является субъектно-субъектной системой. То есть, в таком общении нет отправителя и получателя сообщения - есть равноправные участники, соучастники общего процесса

Коммуникация в менеджменте выступает связующим процессом. С помощью коммуникации объединяются в единое целое все блоки и элементы управленческой деятельности. 

В отдельных актах коммуникации реализуются такие функции, как информативная (связанная с сообщением идей, понятий, мыслей и т.п.),эмотивная (связанная с экспрессивной стороной общения, эмоциями), фатическая (связанная с установлением контактов), магическая,этническая, биологическая и др.1 Но генетически и структурно исходной является коммуникативная функция, ибо в ее рамках реализуется побудительный характер управленческого воздействия – убеждение, внушение, приказ, просьба. 

Звено коммуникационного процесса - коммуникационная ячейка, которая состоит из коммуникатора (передатчика), коммуниканта (приемника) и коммуникационного канала. Коммуникатором может являться любое звено организации, которое принимает управленческое решение. У него возникает идея о предмете коммуникации, которая связана с осуществлением инновационного проекта. Коммуникатор является инициатором информационного контакта, он определяет состав коммуникантов, форму канала коммуникации.

Коммуникант – элементы внешней среды (потребители, поставщики, международные и информационные фонды, другие организации), внутренние звенья ИП.

Существуют принципы эффективной коммуникации, которые распространены в практике менеджмента:

  • принцип ситуативности, включающий а) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая фиксировалась ранее и представляется желательной; б) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать; в) субъективность в интерпретации ситуации;
  • принцип объективности;
  • принцип гуманизма в построении коммуникации;
  • принцип ориентации на сотрудничество;
  • принцип развития, субъектов общения и динамики психических процессов и состояний;
  • принцип системности субъектов коммуникации;
  • принцип наличия не диагностируемых скрытых факторов поведения;
  • принцип бесконечности процесса познания;
  • принцип научности;
  • принцип законности.

Прорыв в области научного и практического изучения феномена коммуникации произошел на стыке XX и XXI столетий. Свидетельство тому – такие активно развивающиеся коммуникативные сферы, как реклама, связи с общественностью, а также политические и маркетинговые технологии. Коммуникативные функции в бизнесе, по сути, выполняют рекламные, рекрутинговые агентства, бизнес-проектные бюро, профессиональные сообщества и ассоциации.

Таким образом, функций коммуникации в менеджменте реализуется как в системе, в которой осуществляется взаимодействие, так и в процессе взаимодействия, позволяющих создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

    1. Виды и формы коммуникаций в инновационном процессе

От успеха коммуникаций зависит не только базовая, обеспечивающая часть проекта, общая для любого бизнеса, но и творческий поиск на переднем крае, в сферах неизвестного.

При существующих многочисленных типологиях (наиболее известная – по составу и количеству участников) по большому счету коммуникация в современном менеджменте подразделяется на поддерживающую и инновационную. Задача обоих видов заключается в обеспечении точности передачи сообщений, во взаимообмене информацией, точками зрения, отношением к проблеме, а также в поиске инновационных решений, их презентации (продаже) и внедрении.

Внутренняя поддерживающая коммуникация организации обусловлена:

  • регулированием внутри организации входящих потоков информации;
  • горизонтальным обменом информацией внутри организации (между подразделениями, внутри подразделений);
  • внутренним деловым документооборотом, учетом и контролем;
  • накоплением и хранением знаний (технологий), необходимых для рабочего процесса; 
  • межличностной, в том числе неформальной коммуникацией - как вертикальной (между руководством и подчиненными), так и горизонтальной (между коллегами, специалистами, работающими на последовательных или параллельных участках работы) .[3]

Пример:  «В компании-разработчике компьютерных игр Nival Interactive существует множество привлекательных для состоявшихся и потенциальных сотрудников условий для работы и отдыха: удобные и просторные рабочие места, бесплатные обеды, а также кофе и чай с десертами на выбор в течение всего дня. А в 2001 году в компании появился свой кинотеатр. В то время компания занималась обустройством нового просторного офиса. Менеджеры рассуждали так: чтобы делать конкурентоспособные игры, нам важно постоянно изучать лучшие произведения кино как наиболее близкой бизнесу области искусства. Но кинопрокат не часто радует шедеврами, скажем, японского кинематографа или анимации, арт-хаусными фильмами или классикой 1940–1960 годов. Вот в компании и решили заполнить этот пробел. Импровизированный кинотеатр рассчитан на 50–100 мест, обычно по вечерам в нем собирается до 20 человек. После восьми часов вечера за счет компании зрителям полагается бесплатное пиво. По мнению сотрудников компании, с появлением кинотеатра стала решаться не только проблема самообразования, но и коммуникации - обсуждение рабочих вопросов всё чаще переносится в менее формальную, а порой, совершенно непринужденную обстановку. А в дневные часы, свободные от показа фильмов, кинотеатр превращается в переговорную: киноэкран отводится бизнес-презентациям» .[20]

Внешняя поддерживающая коммуникация обеспечивает:

  • внешний документооборот;
  • партнерские контакты и контракты;
  • участие организации в глобальных научных и коммерческих информационных потоках, обмене знаниями; 
  • имидж, репутацию и позиционирование организации в профессиональной среде, в обществе, в СМИ.[4]

Пример: « PR-кампания как инструмент внешней поддерживающей коммуникации ЛУКОЙЛа. Имидж и репутация – это не просто важные активы организации, продукты её корпоративной культуры, это одновременно инструмент и показатель эффективного преобразования части интеллектуального капитала организации в конкурентные преимущества, оцененные в процессе коммуникации с целевыми аудиториями.  
В 2000г. российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ решила приобрести американскую фирму Getty Petroleum Marketing, которая контролировала 4% рынка нефтепродуктов на территории США. Однако очень скоро после обнародования намерений у российской компании возникли трудности с продвижением в США торговой марки: ЛУКОЙЛ необоснованно обвиняли в том, что инвестиции компании являются завуалированной формой вывода капитала из России, а сама компания не желает развивать национальную экономику.Для проведения сделки ЛУКОЙЛу пришлось предпринять дополнительные усилия и подтвердить статус надежного российского партнера, обладающего финансовыми и профессиональными ресурсами для взаимовыгодного сотрудничества.  
PR-кампания, которая была разработана специально для этого случая, делилась на два этапа. На первом этапе американскую аудиторию аргументировано и настойчиво убеждали в том, что ЛУКОЙЛ – перспективная компания. Основой второго этапа стала программа, которая позволила ЛУКОЙЛу стать в глазах американских чиновников и предпринимателей компанией международного уровня, компанией, соблюдающей этические нормы бизнеса и выполняющей природоохранные требования. Постепенно ЛУКОЙЛ доказал, что приобретение иностранных активов укрепляет позиции России на мировой арене, а средства на покупку Getty не выводились из страны, они заработаны зарубежными «дочками» компании. В результате общее восприятие ЛУКОЙЛа в США изменилось. В 2004 году компания купила еще 795 автозаправочных станций у ConocoPhilips, а позднее эта американская компания стала крупным акционером и партнером ЛУКОЙЛа» .[20]

По аналогии с поддерживающей коммуникацией выделяются два основных типа инновационной коммуникации - внешняя и внутренняя. В то же время в отличие от поддерживающей, в инновационной коммуникации в большей степени отражается и реализуется миссия инновационной организации, содержание инновационного бизнеса.

Информация о работе Особенности процесса коммуникаций в инновационном менеджменте