Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация знаний о сущности, специфике, наиболее целесообразных направлениях и методах использования современных систем мультимедиа в области культуры.
- определить понятие и сущность мультимедиа;
- выявить основные виды и формы представления информации;
Введение
3
Глава 1. Понятие мультимедиа
5
1.1. Виды и формы представления информации
5
1.2. Мультимедиа и история ее развития
11
Глава 2. Области применения мультимедиа
18
2.1. Основные преимущества применения мультимедиа в образовании
23
2.2. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
28
Заключение
Структурированная информация, выдаваемая с использованием преимуществ компьютерной техники, ускоряет процессы восприятия и, как следствие, облегчает формирование умственного образа изучаемого предмета. Существует большое количество различных информационных технологий, так или иначе основанных на явных или неявных информационных структурах. Однако в настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы представления структурированной информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как Интернет. Речь идет о гипертекстовых технологиях, и связанных с ними технологиями мульти- и гипермедиа.
В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом.
Гипертекст не является высшей и наиболее универсальной стадией представления и организации информации, поскольку увязывает с учетом некоторой структуры информацию только одного типа - текстовую. Внедрение телекоммуникаций и повсеместное использование информационных технологий в образовании привели к созданию более прогрессивных информационных средств - систем гипермедиа.
Гиперсредой или гипермедиа называется гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео). Неслучайно, одной из основных сфер применения систем гипермедиа является открытое образование. Подобные средства играют огромную роль в процессе самообучения.
В настоящее
время практически невозможно найти
учебную область для которой
не существовало бы электронных информационных мультимедийных
энциклопедий, справочников и учебных
пособий, каждое из которых является гипермедиа-системой,
сочетающей текст, фотографии, видеофрагменты,
связанные по смыслу между собой. Часть
из подобных пособий размещена в Интернете
в виде сайтов. Можно констатировать факт
создания и начала распространения типовых
учебных гипертекстовых и гипермедиа-продуктов-
Представление разнотипной и, как правило, структурированной информации с использованием современных средств ИКТ стало возможным, благодаря появлению специализированной технологии мультимедиа.
Многозначность понятия мультимедиа6:
- технология,
описывающая порядок
- продукт,
сделанный на основе
- мультимедийная программа;
- компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-ROM Drive, звуковой и видео-платы, джойстика и других специальных устройств;
- особый обобщающий
вид информации, которая объединяет
в себе традиционную
Таким образом, в широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Благодаря применению в мультимедийных продуктах и услугах одновременного воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении мультимедийных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.
В настоящее время число названий мультимедийных продуктов измеряется тысячами. Российский рынок мультимедийных продуктов значительно скромнее западного, хотя он, по данным экспертов, развивается довольно быстро.
Мультимедиа-технологии
и соответствующие
Появление систем
мультимедиа произвело
Согласно
наиболее распространенного определения
Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
В частности,
системы мультимедиа
При использовании
мультимедийных средств в открытом
образовании существенно
Существует два основных толкования термина "иллюстрация":
Первое из
них более соответствует
Таким образом, иллюстрации - это ведущая, наиболее значимая подсистема в структуре образовательного электронного издания.
Появление в
образовательных мультимедиа-
В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Создается диалоговое кино, где пользователь может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея посредством реплик, если к компьютеру подключено устройство распознавания речи.
Отдельной разновидностью технологий обработки графики, использующей достижения мультимедиа, являются системы автоматизированного проектирования. Они предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ в машиностроении, автомобилестроении, промышленном строительстве, дизайне и т.д.
Особые перспективы
мультимедиа открывает для
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.
Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийное средство от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека.
Технологии
мультимедиа позволяют
Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые студенты предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
К тому же, использование
мультимедиа позволяет студента
Студенты могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.
Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс открытого и дистанционного обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Мультимедийные приложения могут также использоваться для облегчения совместного обучения. Небольшие группы студентов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки диалога со своими коллегами.