Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенности инновационного развития предприятия в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
охарактеризовать сущность инноваций;
изучить факторы, влияющие на развитие туризма;
выявить особенности применения инноваций в туризме.
Введение 3
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 5
1.1 Понятие организации инноваций 5
1.2 Инновационные структуры в современной экономике 7
1.3 Построение структуры инновационного предприятия
2 Особенности инновационного менеджмента в сфере туризма 10
2.1 Организация туристического бизнеса 10
2.2 Особенности применения инноваций в туризме 16
2.3 Характеристика внедряемых инновационных технологий 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Имея столь длительную историю, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Как справедливо указывает российский ученый В.Г. Сапрунов, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, то есть согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма.
Существующие определения туризма можно объединить в три группы:
Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением,
разработанным Международной
Туризм – как социально-
В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:
Существует два подхода
к определению понятия «
Таким образом, туристский регион – это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, курорт, район, область, страна.
Предоставление услуг туристам в том или ином регионе обеспечивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы «объект туризма». Совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма, получило название туристская индустрия [15, c.142].
В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия эффективного функционирования системы туризма.
Являясь сложно социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма.
Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
К числу важнейших факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:
Внутренние факторы – это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли.
Туризм в современном
мире проявляется в различных
явлениях, связях и отношениях, что
определяет необходимость его
Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.
Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:
Классификация туризма по видам позволяет решать ряд проблем развития и территориальной организации туризма, определять спрос на отдельные виды туристских услуг и на этой основе проводить активную туристскую политику.
Форма туризма – это тип организации туристской деятельности человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:
Индивидуальный туризм представляет собой путешествие одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием, носящим персональный характер.
Групповой туризм представляет собой путешествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок.
Следует отметить, что
большая роль в развитии современного
культурно-познавательного
В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.
Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера [3, c. 89].
Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса. Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменения концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:
1) наступательная стратегия (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);
2) защитная стратегия
(выход на рынок после
3) поглощающая стратегия
(покупка нововведений у
4) создание нового рынка (применение собственных нововведений);
5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);
6) разбойничья стратегия
(применения чужих
7) привлекающая стратегия
(создание штата новых
Таким образом, инновация – это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.
Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:
Информация о работе Построение структуры инновационного предприятия