Разработка инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Цель инновационных внедрений является достижения стратегического конкурентного преимущества компаний. Компании подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Разработка инновационного проекта 4
1. Виды и содержание инновационных проектов 4
2. Порядок разработки инновационного проекта 7
Дисконтируемый срок окупаемости инвестиций 14
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

контрошечка - копия.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Разработка инновационного проекта 4

1. Виды и содержание инновационных проектов 4

2. Порядок разработки инновационного проекта 7

Дисконтируемый срок окупаемости инвестиций 14

Заключение 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка инновационного проекта  представляет собой особым образом  организованную научно-исследовательскую  работу прогнозно-аналитического и  технико-экономического характера, связанную  с постановкой цели разработки проекта, разработкой его концепции, планированием  проекта и оформлением его  проектно-сметной документации.

Цель инновационных внедрений  является достижения стратегического  конкурентного преимущества компаний. Компании подходят к нововведениям  в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и  новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций.

Актуальность темы исследования. Современный  этап развития отечественной экономики  характеризуется коренной перестройкой механизмов управления предприятием, что объясняется поиском методов  эффективного управления инвестиционной деятельностью. 

 

Разработка инновационного проекта

1. Виды и содержание  инновационных проектов

 

Виды инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет громадное  разнообразие видов инновационных  проектов. Общепринятой классификации  их не существует. Целесообразно классифицировать инновационные проекты по таким  признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой  потребности, тип инноваций и  уровень принимаемых решений.

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижение его целей, инновационные проекты  могут быть подразделены на долгосрочные ( стратегические), период реализации которых превышает 5 лет, среднесрочные с периодом реализации от 3 до 5 лет и краткосрочные - менее 3 лет.

С точки зрения характера целей  проект может быть конечным, т. е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных  результатов решения сложных  проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых.

Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление  их на: введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизацию  структуры управления.

Принадлежность инновационного проекта  к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и  использование особых методов формирования и управления проектом. Единство проектных  принципов позволяет использовать общие методические положения для  управления инновационными проектами.

Содержание инновационных проектов. Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта:

    • по стадиям инновационной деятельности;
    • по процессу формирования и реализации;
    • по элементам организации.

Инновационный проект охватывает все  стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических  идей в новый или усовершенствованный  продукт, внедренный на рынке, в новый  или усовершенствованный технологический  процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. С точки  зрения стадий осуществления инновационной  деятельности проект включает НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т. е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.

Инновационный проект, рассматриваемый  как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

    • формирование инновационной идеи (замысла).
    • разработка проекта.
    • реализация проекта.
    • завершение проекта.

Рассматривая инновационный проект по элементам организации, можно  выделить в нем две части: органы управления формированиями реализацией  проекта и участников инновационного проекта.

 

2. Порядок разработки  инновационного проекта

Разработка инновационного проекта  представляет собой особым образом  организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели разработки проекта, разработкой его  концепции, планированием проекта  и оформлением его проектно- сметной  документации.

Концепция инновационного проекта  должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые  конечные результаты, оценивать конкурентоспособность  и перспективность результатов  проекта, а также возможную эффективность  инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение  инновационной идеи является отправной  точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается  с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую  отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных  преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и  т. п.). С другой стороны, под формированием  инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы  или пути достижения цели проекта. Уже  на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может  возникнуть спонтанно или явиться  результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального  анализа.

К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования - выборочных опросов; написание сценария и т. д.) и творческие методы («мозговая  атака»; морфологический анализ; метод  Дельфи и т. д.).

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием  инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования.

Целью этого этапа является определение  сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта  и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены  в виде конкретных количественных показателей  на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения  конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

С этой целью:

  • устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
  • анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
  • изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т. д.;
  • анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;
  • исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых  исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых  параметров проекта.

Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня  проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения  состава необходимых мероприятий  конечные цели предварительно структурируются, т. е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две  разновидности: функциональную и проблемную.

Функциональная структуризация проекта. При структуризации инновационного проекта сначала устанавливается  состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения.

Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее  представляет собой иерархическую  систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно  детализируемые цели, требующие реализации (см. рис. 4). При этом цели каждого  последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

По каждому из установленных  элементов, включая и альтернативные, определяется ограниченный перечень важнейших  целевых показателей, характеризующий  их научно-технический уровень и  раскрывающий содержание целевых показателей  элементов вышестоящего уровня. На основании частных прогнозов  развития каждого элемента и с  учетом сложившихся пропорций, удельных затрат и норм расходов рассчитываются возможные значения целевых показателей  по отдельным периодам реализации проекта.

При определении значений целевых  показателей следует исходить из необходимости обязательного обеспечения  целевых параметров соответствующего элемента вышестоящего уровня. Расчет целевых параметров по элементам  «дерева целей» осуществляется последовательным разукрупнением от высшего уровня к  нижнему.

Кроме целевых показателей, по каждому  из элементов «дерева целей» рекомендуется  устанавливать ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей. Состав таких параметров и  их значения подбираются и обосновываются экспертами исходя из специфики самого проекта. Ограничивающие параметры  устанавливают те требования, которые  обязательно должны быть выдержаны  при реализации проекта. Таким образом, установление состава ограничивающих параметров проекта и их качественных значений может рассматриваться  как первая и самая укрупненная  стадия технико-экономического обоснования  варианта реализации проекта.

Проблемная структуризация проекта. Построенное «дерево целей» пере формулируется затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств. При формировании мероприятий должен использоваться композиционный принцип последовательного агрегирования работ низшего уровня в темы, задания, проблемы высшего уровня.

Разработка перечня необходимых  мероприятий осуществляется в такой  последовательности:

  • изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых параметров за счет расширения объемов производства традиционной техники;
  • формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИОКР;
  • при недостаточности научного задела изучается возможность и намечаются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретения лицензий, оборудования или документации;
  • разрабатываются предложения по направлению и конкретной тематике НИР.

Информация о работе Разработка инновационного проекта