Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ карьерного роста сотрудников, кадрового резерва исследуемого предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты карьерного роста сотрудников, формирование кадрового резерва организации;
• выявить особенности и эффективность карьерного роста и кадрового резерва;
• предложить мероприятия, направленные на совершенствование карьерного роста сотрудников и формирование кадрового резерва.
Введение 5
Теоретическая часть 6
Практическая часть 19
Этапы разработки инновационного проекта 19
Оценка длительности и расчет по этапам среднего времени 22
Определение резерва времени 25
CPM –диаграмма 27
Заключение 28
Список использованной литературы: 29
Приложение 1. PERT-диаграмма 30
Приложение 2. Задачи проекта 31
Приложение 3. Длительность этапов 32
Формирование кадрового резерва проводится по результатам работы аттестационных комиссий; оценок знаний кандидатов, полученных ими в ходе обучения в системе повышения квалификаций; заключений по итогам стажировок, тестирований и т.п., с учетом физического состояния кандидатов, их способности переносить дополнительные нагрузки. Планирование кадрового резерва ставит целью прогнозирование профессионального продвижения, его последовательности и сопутствующих мероприятий. Для этого должна быть проработана вся цепочка продвижений, перемещений и увольнений конкретных работников в организационной структуре управления. Ежегодно руководитель службы управления персоналом организации должен проводить подготовительную работу по выявлению кандидатов кадрового резерва и составлять предварительный список резерва кадров на выдвижение.
Различаются следующие типы резерва:
2.2. резерв функционирования – группы специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Данные сотрудники ориентированы на руководящую должность.
3. По времени назначения
3.1. группа А – это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время.
3.2. группа Б – это
кандидаты, выдвижение которых
4. Принципы формирования резерва:
4.1. Принцип актуальности
резерва. При применении этого
принципа должна учитываться
реальная потребность в
4.2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва. При применении этого принципа должны учитываться требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
5. Принцип перспективности кандидата. При применении данного принципа должны учитываться:
5.1. ориентация на
5.2. требования к образованию;
5.3. возраст;
5.4. стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом;
5.5. состояние здоровья
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т.д., а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д.
6. Этапы работы с резервом:
6.1. Анализ потребности в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
6.2. прогноз изменения структуры аппарата;
6.3. совершенствование
продвижения работников по
6.4. определение степени
обеспеченности резервом
6.5. определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).
Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве.
7. Оптимальная численность резерва кадров рассчитывается следующим образом:
7.1. Выявляется потребность
предприятия в кадрах
7.2. Определяется фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв.
7.3. Определяется примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например, из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой район и др.
7.4. Определяется число руководящих работников, высвобождающихся в результате изменения структуры управления, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Эти показатели корректируются в течение всего периода работы с ним.
Рис.2. Формирование кадрового резерва.
Управление карьерой. Управление карьерой необходимо рассматривать как один из важнейших структурных элементов системы управления персоналом. Специфической формой профессионального роста является работа с кадровым резервом. Целенаправленная работа с резервом позволяет избегать стихийного продвижения работников по службе. При этом используются различные подходы, формы и методы работы с резервом для развития кадрового потенциала организации.
Желание человека оптимизировать карьеру с помощью управления связано с возможностью его самоопределения, самостоятельного выбора им путей движения в социальном пространстве общества.
Грамотно построенное управление карьерой является фактором повышения эффективности деятельности организации, условием ее устойчивости ее жизнеспособности в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом развития.
Оно обеспечивает бесперебойное и рациональное замещение ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений содержания труда
Конкретные цели управления карьерой:
▪ формирование, развитие и рациональное использование трудового потенциала каждого работника и организации в целом;
▪ обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры;
▪ достижение взаимопонимания между фирмой и менеджером по вопросам развития и продвижения;
▪ создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.
Управление карьерой сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами, позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения.
Для этого необходим постоянный анализ возможностей для развития карьеры сотрудников и регулярное заполнение формы, отражающей (где возможно, в баллах) результативность их труда, оценку квалификации, знаний, профессиональных навыков руководства и общения, способностей решать проблемы; перспективы роста потенциала на 3 – 5 лет и предположительный максимально допустимый уровень должности.
Основой управления карьерой сотрудников в рамках фирмы является соответствующая программа сотрудника, создаваемая на основе анализа требований к должностям и связям между ними. Программа содержит:
▪ оценку потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
▪ способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и их продвижения в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, характера мотивации;
▪ схема замещения должностей;
▪ стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры;
▪ способы увязки карьеры с результатами аттестации;
▪ пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей, разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
▪ организацию эффективной системы повышения квалификации;
▪ возможных направлений ротаций;
▪ формы ответственности руководителей.
Управление карьерой включает:
▪ помощь в познании сотрудниками своих потребностей и интересов (желаемой должности, уровня доходов и пр.) и потенциальных возможностей, на основе чего и с учетом перспектив организации формулируются основные цели карьеры;
▪ самостоятельное (или с помощью руководителя и при консультации специалиста по работе с персоналом) определение вариантов продвижения как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;
▪ планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.) и должностного перемещения (повышения, ротации) менеджеров;
▪ организацию обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров;
▪ активизацию карьерных устремлений руководителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой, самомаркетинга;
▪ регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появление карьеризма;
▪ координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;
▪ контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей.
План карьеры – это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника. План работы с сотрудниками организации, включенными в резерв кадров, предусматривает конкретные мероприятия по формированию необходимых профессиональных, экономических и управленческих знаний, углубленному усвоению характера работы, выработке у кандидата умений и навыков руководителя на уровне современных требований.
Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма.
Это документ, составляемый на 5 – 10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному или вертикальному перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны – его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального роста (рис.3)
Рис.3. Пример карьерограммы
В результате управления карьерой у сотрудников появляется:
▪ большая удовлетворенность работой и организацией;
▪ более благоприятные возможности достижения цели в сфере профессиональной деятельности;
▪ отношение к работе не только как к повседневной обязанности, но и как к условию продвижения;
▪ видение перспектив и возможность планировать другие аспекты своей жизни;
▪ заинтересованность в целенаправленном повышении квалификации и подготовке к будущей работе;
▪ лояльность по отношению к фирме
Итак, деловая карьера – это любое изменение положения работника в организации. Выделяют следующие виды карьеры: «ступени», «трамплин», «стремянка», «перепутье», «змея». В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов: подготовительный (18-22 года), адаптационный (23-30 лет), стабилизационный (30-40 лет), консолидационный (40-50 лет). Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Управление карьерой необходимо рассматривать как один из важнейших структурных элементов системы управления персоналом. Целенаправленная работа с резервом позволяет избегать стихийного продвижения работников по службе.
Практическая часть
2.1. Этапы разработки инновационного проекта
Таблица 2.1 Этапы разработки инновационного проекта
Номер операции |
Операция |
Длительность работы (мес.) |
Предшествующая работа |
А |
Формирование статей карьерограммы. Анализ потребности в резерве. |
1 |
- |
Б |
Прогноз изменения структуры аппарата |
2 |
А |
В |
Совершенствование мероприятий по продвижению работников по службе; |
1,5 |
Б |
Г |
Определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей |
2 |
Б,В |
Д |
Определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу). |
3 |
Б,Г |
Е |
Определение текущей и перспективной потребности в резерве. |
2 |
А,Д |
Ж |
Объявление конкурсного отбора из числа сторонних претендентов |
4 |
Д,Е |
З |
Проведение конкурсного отбора из числа сторонних претендентов |
2 |
Ж |
И |
Анализ проведенного конкурсного отбора из числа сторонних претендентов |
1 |
З |
К |
Составление заявки в учебные заведения для получения работниками повышения квалификации |
0,5 |
З,И |
Л |
Отбор претендентов на получение повышения квалификации |
3 |
К |
М |
Подбор кандидатов в резерв кадров |
4 |
Л |
Н |
Учет профессиональных требований, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т.д |
1 |
М |
О |
Учет специфики требований к личности кандидата, основанной на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д |
2 |
М,Н |
П |
Проверка требуемого уровня образования и профессиональной подготовки |
1 |
О |
Р |
Проверка наличия опыта практической работы с людьми |
2 |
П |
С |
Выявление организаторских способностей |
2 |
Р |
Т |
Рассмотрение личностных качеств |
1 |
С |
У |
Учет возраста и состояния здоровья кандидата |
2 |
М,Т |
Ф |
Формирование резерва развития |
5 |
М,У |
Х |
Формирование резерва функционирования |
5 |
М,Ф |
Ц |
Отбор кандидатов из резервов в группу А( это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время) |
3 |
Х |
Ч |
Отбор кандидатов из резервов в группу Б ( планируется в ближайшие 1-3 года) |
2 |
Х,Ц |
Ш |
Формирование принципа перспективности кандидата. |
1 |
Ч |
Щ |
Ориентация на профессиональный рост |
1 |
Ш |
Ы |
Анализ динамичности карьеры в целом |
2 |
Щ |
Э |
Изменение штатного расписания |
3 |
Ы |
Ю |
Корректировка имеющихся документов |
3,5 |
Э |
Я |
Введение резерва в режим ожидания |
2 |
Ю |