Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [4].
Одна из наиболее актуальных проблем
российской экономики - повышение
Теоретически существуют два подхода.
Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные
технологии, виды продукции и торговые
марки крупных зарубежных компаний.
Другой путь - опора на собственный
научно-технический потенциал, в
значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он
является более перспективным с
многих точек зрения, однако требует
преодоления целого ряда финансовых
и организационно-
В России вплоть до последнего времени
инновационная деятельность осуществлялась
исключительно в крупных
Существует множество форм управления
инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства,
в целом призванного в
Место и роль инновационной политики
в структуре государственного регулирования
экономики определяются особенностями
инновационного процесса как объекта
управления. Он в большей степени,
чем другие элементы НТП, связан с
товарно-денежными отношениями, последующими
все стадии его реализации. Это
обстоятельство вполне убедительно
проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики. Основная масса
инновационных процессов
В мировой экономической
В соответствии с международными стандартами
инновация определяется как конечный
результат инновационной
Разработка, внедрение в производство
новой продукции имеют для
фирм важное значение как средство
повышения
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила
решение следующих
- определить сущность и
- изложить организацию
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности
- рассмотреть государственное
финансирование инновационной
1. Основные понятия инноватики
1.1 Определение понятия «
В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение» [4, с. 33]:
¦ превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
¦ результат творческого процесса
в виде созданных (либо внедренных)
новых потребительских
¦ результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
¦ новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей [4, с. 33]:
¦ новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
¦ новый, более эффективный метод производства известной продукции;
¦ открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
¦ открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
¦ реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.
Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т. е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся - знаний, материальных, финансовых и других ресурсов. Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.) [4].
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.
Выделяются три составляющих нововведения [4]:
¦ потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или набор функций, которые нужно выполнить;
¦ концепция объекта или
¦ компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.
В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают [4]:
¦ инновации с технологической
доминантой, изменяющие физические свойства
товара на уровне производства, применения
нового компонента или нового материала,
создания принципиально новых продуктов,
новых изделий, нового физического
состояния или новых
¦ нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги (табл. 1.2).
Таблица 1.1 - Инновации с технологической доминантой [4, с. 35]
Инновация |
Пример |
|
Изменение физических свойств продукта на уровне производства Применение нового компонента Применение нового материала Создание принципиально новых продуктов Создание новых изделий Создание нового физического состояния Создание новых комплексных систем |
Создание сплавов и припоев на основе олова Стальной корд в покрышках Пенополиуретан Композиционные материалы Цифровой телевизор Растворимый кофе Скоростной поезд |
|
Таблица 1.2 - Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой [4, с. 35]
Инновация |
Пример |
|
Новое средство платежа Новая презентация товара Новая форма торговли Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж |
Кредитная карточка Карманное издание книги (покет) Cash & Carry (например, склад-магазин Monarch) Плакаты на автобусных остановках Шампунь «2 в 1», «3 в 1» Телемаркетинг, интернет-магазин |
|
Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.
Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.
Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций [1, с. 5]:
¦ в продуктах или услугах;
¦ рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
¦ различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).
Понятие «инновация» тесно связано
с понятиями «изменения» и
«развитие». Непрерывное создание новшеств
образует в своей совокупности бесконечный
поток потенциальных изменений.
Реальные изменения обеспечивает только
часть из всех созданных новшеств.
Изменения определяются объемом
и направлением, длительностью и
скоростью. Понятие «развитие» обычно
связывают с позитивными
Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.
Инновации создают и потенциал
действия. Появление и широкое
применение компьютеров в разных
сферах деятельности коренным образом
изменило рабочие процессы и быт
людей. Более того, всеобщая компьютеризация
и развитие сетей передачи информации
явились одним из решающих признаков
(факторов) перехода человечества к
постиндустриальному
Рисунок 1.1 - «Круг инноваций» Тома Питерса [1, с.45]
Инновации повсеместно принято рассматривать в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую технологию (Т), новые приложения в форме новых товаров и услуг (А), формирования новых рынков (М) и/или введения новых организационных форм (О), что отражено в аббревиатуре ТАМО, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность. Разрабатывая новые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем стоимость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиления», показанную на рис. 1.2.
Рисунок 1.2 - «Петля взаимного усиления» в растущей и процветающей компании [1, с.10]
Логика указанного кругооборота вполне
понятна и в настоящее время
признается всеми как основание
для роста. Результатом стало
увеличивающееся число
Информация о работе Роль инноваций в развитии экономики страны