Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
Такие компании, как Intel, ЗМ, Xerox и Microsoft, как создается впечатление, выигрывают больше сражений, чем другие. Они превосходят своих соперников не только потому, что у них более умные технологи и проектировщики, но и благодаря соответствующей комбинации стратегии, тактики действий на рынке, инновационных продуктов и других составляющих, а также в определенной степени и удаче. Выбор IBM операционной системы DOS был частично предопределен результатом мудро проведенных переговоров Билла Гейтса (Bill Gates), а частично и случаем. Однако просто удивительно, что некоторым компаниям постоянно везет намного больше, чем другим. Вместе с тем надо признать, что составной частью хорошего менеджмента является умение своевременно выявить возможности и соответствующим образом на них реагировать [1, с. 11].
На основе многих примеров, в том числе и приведенных выше, можно усвоить важный урок, заключающийся не только в том, что инновация - все еще лучший способ процветать в бизнесе, но и в том, что одной инновации недостаточно. Вы также должны быть более умными, чем ваши соперники, и понимать, что происходит на поле битвы, лучше, чем они. Особенно важно то, что вы должны не только лучше их понимать ситуацию в бизнесе, но также, что еще важнее, более глубоко вникать в сущность инновационных процессов.
Прежде чем начать обсуждение некоторых
из наиболее важных признаков инноваций,
нам следует более точно
? - новой технологией;
А - новым приложением в форме новых товаров, услуг или процессов; ? - новым рынком или рыночным сегментом;
О - новой организационной формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или более составляющих.
Таким образом, инновации могут быть описаны как явления, имеющие по крайней мере один из следующих аспектов:
* технологический; прикладной;
* рыночного сегментирования или группирования потребителей;
* организационный.
Именно данные четыре аспекта и
определяют инновационную арену. В
пределах этой арены мы можем позиционировать
компании по комбинациям их технологий,
приложений, рынков и организационных
структур. Переход от одной позиции
к другой, уникальной и новой, в
этой арене является инновацией и
следствием ведения компанией
Арена инноваций помогает нам не только определять мир, который мы должны рассмотреть при изучении инноваций, но также определять масштабы инновационной стратегии и действия.
Рисунок 1.3 - Арена инноваций [1, с.13]
Несмотря на то что на рис. 1.3 ситуация выглядит так, будто указанные четыре координаты независимы друг от друга, мы должны понимать, что это не так, хотя, конечно, фактически чистой зависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем не менее, эти четыре координаты зависят друг от друга, то есть, например, определенная технология имеет ограниченное число приложений. Таким образом, далеко не все точки в четырех координатном пространстве в равной мере достижимы. Например, существуют ограничения, делающие некоторые комбинации ТАМО более достижимыми, чем другие. А получение отдельных комбинаций вообще невозможно.
Приведенный выше пример показывает, как технология, применение, рыночные и организационные достижения связаны друг с другом.
Инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения, разработки новых рынков и/или применения новых организационных форм. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, которые вводятся частично одновременно, частично последовательно. Из-за существования взаимодействий между факторами системы непрерывно изменяются, следуя по типичной для данного случая траектории. Если выразить данную идею кратко, инновация - не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Поэтому при анализе инновации трудно указать точный момент, когда инновация возникла, или указать единственную причину инновации. Таким образом, для понимания сущности процесса разработки нового бизнеса мы не можем изучать различные основы, участвующие организации и заинтересованных лиц отдельно, а должны анализировать ситуацию во всей ее полноте [1, с. 15].
Инновации имеют две основные особенности [8, c. 12]:
¦ новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);
¦ новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.
Исходя из экономической природы нововведения, главной выступает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.
Рыночная новизна
Научно-техническая новизна - это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.
Для производителя степень научно-
В первой части я показал, что представляют из себя инновации. Были даны понятия инновации разных авторов. Были рассмотрены особенности инноваций.
1.2 Классификация инноваций
Необходимо уметь отличать инновации
от несущественных видоизменений в
продуктах и технологических
процессах; незначительных технических
или внешних изменений в
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 1.4 - Классификация инноваций [3, с.19]
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Классификация инноваций может быть построена на основе различных классификационных признаков (рис. 1.4) [3, c. 19].
В данной части была кратко рассмотрена классификация инноваций.
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса
Инновационная деятельность - это
«сфера разработки и практического
освоения технических, технологических
и организационно-
Можно сказать, что инновационная
деятельность - это деятельность по
созданию, доведению научно-технических
идей, изобретений, разработок до результата,
пригодного для практического
Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок [3, c.8].
Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австралийский ученый И. Шумпетер выделил следующие типичные изменения [17, c. 23]:
использование новой техники, новых технологических процессов;
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.
Стадии инновационной
Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий [2, c. 8]:
* поиск инновационных идей;
* отбор наиболее перспективных идей;
* оценка жизнеспособности
* разработка детального бизнес-
* экспертная оценка бизнес-
* экспериментальное
* корректировка схемы
* продвижение инновационного
* массовое производство
Дадим некоторые пояснения. Инновационная
идея - это реально существующая
возможность производства оригинального
товара, продукта, услуги, новой марки.
Новые идеи могут быть разными
по ценности и перспективности. Для
поиска и генерации идей об инновации
применяются методы исследования рынка,
техника творческого поиска при
использовании знаний, интуиция, интеллект.
Различают логико-
Среди логико-систематических
Техника анкет свойств характеристик товара используется для поиска творческих идей по улучшению товара.
Метод вынужденных отношений
Морфологический метод основывается на принципах структурного анализа и включает следующие этапы: описание проблемы, разложение проблемы на отдельные компоненты, альтернативные решения для каждого компонента, комбинации альтернативных решений, выбор и реализация альтернативы.
Интуитивно-творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы. Наиболее известными методами этого вида являются «мозговая атака» и синектика.
Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», основывается на принципах ассоциации мышления и творческих рассуждений и предполагает проведение дискуссий. При этом необходимо соблюдать следующие условия [3]:
* в обсуждении должны
* продолжительность заседаний - от 15 до 30 мин.;
* равноправность всех
* запрещение критики;
* тематика проблемы сообщается
участникам заседания
* оценка идей осуществляется в период от 3 до 5 дней после заседания.
Сеанс проходит в два этапа. На первом
этапе допускается выдвижение даже
абсурдных, на первый взгляд, идей. Чем
больше идей, тем лучше. Критика идей
запрещается. Считается, что преждевременная
оценка их может убить творческий
энтузиазм, особенно у неспециалистов.
Весь ход сеанса записывается. На втором
этапе выдвинутые идеи внимательно
изучаются и анализируются
В основу синектики заложен принцип отчуждения от исходной проблемы, что позволяет путем использования аналогий из других областей жизни находить правильные решения. Процесс поиска включает следующие этапы [9, c. 23]:
* изучение проблемы;
* анализ проблемы и разъяснение экспертам;
* тестирование проблемы;
* формулирование спонтанных
* оценка руководителем
* образование аналогии;
* создание связей между
* переход к проблеме;
* разработка решения.
Метод синектики требует соблюдения следующих условий:
* в обсуждении принимают
* предварительно участники
* продолжительность заседания 90-120 мин.;
* обеспечение наглядности путем
фиксирования отдельных
К интуитивно-творческим методам относится и дельфийский метод.
Процесс отбора идей включает проверку идеи на реакцию рынка. Используются чек-листы и оценочные школы. Чек-лист предназначен для оценки факторов риска в инновационном процессе товара и содержит, как правило, следующую информацию: риск предприятия, риск рынка, технологический риск, риск затрат, риск времени, финансовый риск, риск сбыта, кооперации, принятия решений, определения цены и экономический риск [9, c. 25].
Инновационная деятельность базируется на системном подходе, который раскрывается через реализацию следующих принципов [16, c. 45]:
Информация о работе Роль инноваций в развитии экономики страны