Роль инноваций в развитии экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

Такие компании, как Intel, ЗМ, Xerox и Microsoft, как создается впечатление, выигрывают больше сражений, чем другие. Они превосходят своих соперников не только потому, что у них более умные технологи и проектировщики, но и благодаря соответствующей комбинации стратегии, тактики действий на рынке, инновационных продуктов и других составляющих, а также в определенной степени и удаче. Выбор IBM операционной системы DOS был частично предопределен результатом мудро проведенных переговоров Билла Гейтса (Bill Gates), а частично и случаем. Однако просто удивительно, что некоторым компаниям постоянно везет намного больше, чем другим. Вместе с тем надо признать, что составной частью хорошего менеджмента является умение своевременно выявить возможности и соответствующим образом на них реагировать [1, с. 11].

На основе многих примеров, в том  числе и приведенных выше, можно  усвоить важный урок, заключающийся  не только в том, что инновация - все  еще лучший способ процветать в бизнесе, но и в том, что одной инновации  недостаточно. Вы также должны быть более умными, чем ваши соперники, и понимать, что происходит на поле битвы, лучше, чем они. Особенно важно  то, что вы должны не только лучше  их понимать ситуацию в бизнесе, но также, что еще важнее, более глубоко  вникать в сущность инновационных  процессов.

Прежде чем начать обсуждение некоторых  из наиболее важных признаков инноваций, нам следует более точно определить, что мы подразумеваем под этим словом. Снова обратившись к определению, мы определяем инновации как коммерциализацию чего-то нового, что может быть [1, с. 12]:

? - новой технологией;

А - новым приложением в форме  новых товаров, услуг или процессов; ? - новым рынком или рыночным сегментом;

О - новой организационной формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или  более составляющих.

Таким образом, инновации могут  быть описаны как явления, имеющие по крайней мере один из следующих аспектов:

* технологический; прикладной;

* рыночного сегментирования или  группирования потребителей;

* организационный.

Именно данные четыре аспекта и  определяют инновационную арену. В  пределах этой арены мы можем позиционировать  компании по комбинациям их технологий, приложений, рынков и организационных  структур. Переход от одной позиции  к другой, уникальной и новой, в  этой арене является инновацией и  следствием ведения компанией инновационной  деятельности. Если мы рассматриваем  последовательность указанного перехода компании во времени, то получаем траекторию инновации. Мы можем изображать как  прошлую траекторию, так и планировать  ее на будущее. Процесс изменения  положения на траектории может быть идентифицирован как инновационный. Указанная динамика показана на рис. 1.3.

Арена инноваций помогает нам не только определять мир, который мы должны рассмотреть при изучении инноваций, но также определять масштабы инновационной  стратегии и действия.

Рисунок 1.3 - Арена инноваций [1, с.13]

Несмотря на то что на рис. 1.3 ситуация выглядит так, будто указанные четыре координаты независимы друг от друга, мы должны понимать, что это не так, хотя, конечно, фактически чистой зависимости  между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между  рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между  внешними и внутренними организационными структурами и технологией нет. Тем не менее, эти четыре координаты зависят друг от друга, то есть, например, определенная технология имеет ограниченное число приложений. Таким образом, далеко не все точки в четырех координатном пространстве в равной мере достижимы. Например, существуют ограничения, делающие некоторые комбинации ТАМО более достижимыми, чем другие. А получение отдельных комбинаций вообще невозможно.

Приведенный выше пример показывает, как технология, применение, рыночные и организационные достижения связаны  друг с другом.

Инновация может быть результатом  внедрения новой технологии, использования  нового приложения, разработки новых  рынков и/или применения новых организационных  форм. В большинстве случаев это  комбинация множества факторов, которые  вводятся частично одновременно, частично последовательно. Из-за существования  взаимодействий между факторами  системы непрерывно изменяются, следуя по типичной для данного случая траектории. Если выразить данную идею кратко, инновация - не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших  событий. Поэтому при анализе  инновации трудно указать точный момент, когда инновация возникла, или указать единственную причину  инновации. Таким образом, для понимания  сущности процесса разработки нового бизнеса мы не можем изучать различные  основы, участвующие организации  и заинтересованных лиц отдельно, а должны анализировать ситуацию во всей ее полноте [1, с. 15].

Инновации имеют две основные особенности [8, c. 12]:

¦ новизну применения данной потребительской  стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

¦ новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической природы  нововведения, главной выступает  рыночная новизна, а научно-техническая  имеет подчиненное значение.

Рыночная новизна рассматривается  в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле, или  абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых  других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной  новизной, обладает товар для какой-то части своих потребителей. При  этом несущественно, когда инновация  в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна - это  обязательное свойство изобретения, или  научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном  или нескольких изобретениях или  ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

Для производителя степень научно-технической  новизны имеет важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, позволяют фирме на определенный период сохранить устойчивое экономическое положение [8, c. 14].

В первой части я показал, что  представляют из себя инновации. Были даны понятия инновации разных авторов. Были рассмотрены особенности инноваций.

1.2 Классификация инноваций

Необходимо уметь отличать инновации  от несущественных видоизменений в  продуктах и технологических  процессах; незначительных технических  или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также  входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке продуктов, с  целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.4 - Классификация инноваций [3, с.19]

 

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. Классификация  инноваций может быть построена  на основе различных классификационных  признаков (рис. 1.4) [3, c. 19].

В данной части была кратко рассмотрена  классификация инноваций.

1.3 Инновационная деятельность  как сфера бизнеса

Инновационная деятельность - это  «сфера разработки и практического  освоения технических, технологических  и организационно-экономических  нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских  свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг».

Можно сказать, что инновационная  деятельность - это деятельность по созданию, доведению научно-технических  идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования  и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а  также проектно-конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию.

Цель управления инновационной  деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать  условия для скорейшего вывода инновационной  продукции на рынок [3, c.8].

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австралийский  ученый И. Шумпетер выделил следующие типичные изменения [17, c. 23]:

использование новой техники, новых  технологических процессов;

внедрение продукции с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

появление новых рынков сбыта.

Стадии инновационной деятельности

Инновационная деятельность как бизнес-процесс  состоит из следующих основных стадий [2, c. 8]:

* поиск инновационных идей;

* отбор наиболее перспективных  идей;

* оценка жизнеспособности отобранных  идей;

* разработка детального бизнес-плана  инновационного проекта;

* экспертная оценка бизнес-плана;

* экспериментальное производство  инновационного продукта;

* корректировка схемы производства;

* продвижение инновационного продукта;

* массовое производство инновационного  продукта.

Дадим некоторые пояснения. Инновационная  идея - это реально существующая возможность производства оригинального  товара, продукта, услуги, новой марки. Новые идеи могут быть разными  по ценности и перспективности. Для  поиска и генерации идей об инновации  применяются методы исследования рынка, техника творческого поиска при  использовании знаний, интуиция, интеллект. Различают логико-систематические  методы и интуитивно-творческие методы [3, c.8].

Среди логико-систематических методов  наибольшую известность получили: техника  анкет свойств характеристик  товара, метод вынужденных отношений, морфологический метод.

Техника анкет свойств характеристик  товара используется для поиска творческих идей по улучшению товара.

Метод вынужденных отношений базируется на комбинации свойств имеющихся  товаров.

Морфологический метод основывается на принципах структурного анализа  и включает следующие этапы: описание проблемы, разложение проблемы на отдельные  компоненты, альтернативные решения  для каждого компонента, комбинации альтернативных решений, выбор и  реализация альтернативы.

Интуитивно-творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы. Наиболее известными методами этого вида являются «мозговая атака» и синектика.

Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», основывается на принципах  ассоциации мышления и творческих рассуждений  и предполагает проведение дискуссий. При этом необходимо соблюдать следующие  условия [3]:

* в обсуждении должны участвовать  от 5 до 15 человек;

* продолжительность заседаний  - от 15 до 30 мин.;

* равноправность всех участников  заседания;

* запрещение критики;

* тематика проблемы сообщается  участникам заседания непосредственно  перед его открытием;

* оценка идей осуществляется  в период от 3 до 5 дней после  заседания.

Сеанс проходит в два этапа. На первом этапе допускается выдвижение даже абсурдных, на первый взгляд, идей. Чем  больше идей, тем лучше. Критика идей запрещается. Считается, что преждевременная  оценка их может убить творческий энтузиазм, особенно у неспециалистов. Весь ход сеанса записывается. На втором этапе выдвинутые идеи внимательно  изучаются и анализируются высококвалифицированными специалистами-экспертами и оцениваются  с помощью специальных таблиц критериев, разработанных заранее. При этом отбираются самые ценные идеи, в наибольшей степени отвечающие критериям. Эффективность «мозгового штурма» снижается при постоянном привлечении одних и тех же лиц, наличии в группе сильной  личности, невысокой квалификации привлекаемых специалистов, а также при большом  количестве участников.

В основу синектики заложен принцип отчуждения от исходной проблемы, что позволяет путем использования аналогий из других областей жизни находить правильные решения. Процесс поиска включает следующие этапы [9, c. 23]:

* изучение проблемы;

* анализ проблемы и разъяснение  экспертам;

* тестирование проблемы;

* формулирование спонтанных решений;

* оценка руководителем понимания  проблемы;

* образование аналогии;

* создание связей между аналогией  и проблемой;

* переход к проблеме;

* разработка решения.

Метод синектики требует соблюдения следующих условий:

* в обсуждении принимают участие  5-7 человек;

* предварительно участники проходят  обучение;

* продолжительность заседания  90-120 мин.;

* обеспечение наглядности путем  фиксирования отдельных результатов.

К интуитивно-творческим методам относится  и дельфийский метод.

Процесс отбора идей включает проверку идеи на реакцию рынка. Используются чек-листы и оценочные школы. Чек-лист предназначен для оценки факторов риска в инновационном процессе товара и содержит, как правило, следующую информацию: риск предприятия, риск рынка, технологический риск, риск затрат, риск времени, финансовый риск, риск сбыта, кооперации, принятия решений, определения цены и экономический риск [9, c. 25].

Инновационная деятельность базируется на системном подходе, который раскрывается через реализацию следующих принципов [16, c. 45]:

Информация о работе Роль инноваций в развитии экономики страны