Рынок новшеств и особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»………………………….5
2. Механизм и функции рынка новшеств……………………………………....11
3. Основы организации инноваций, их экономическая
и социальная оценка……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Инновац. менеджмент реферат.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный  технический университет 

имени Т. Ф. Горбачева»

Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Инновационный менеджмент»

по теме «Рынок новшеств и особенности его формирования»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. группы ФК-091-1

Куимова Т.Н.

Проверил:  ст. Преподаватель

Солдаткина О. В.

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Содержание понятий  «новшество» и «инновация»………………………….5

2. Механизм и функции  рынка новшеств……………………………………....11

3. Основы организации  инноваций, их экономическая

и социальная оценка……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

 

Введение

С ростом уровня развития экономики  возрастает значение использования  нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы  предпринимательства: создание и экономическая  реализация новшеств (инновационное  предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства  наиболее полно проявляется в  нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее  конкурентное преимущество – уровень  развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно  слабо. Анализ конкурентоспособность  основной массы российской продукции  на мировых рынках показал, что почти  по всем позициям основная масса гражданской  продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в  условиях массового выхода на внешний  рынок. Возможности конкурировать  на мировом, да и российском рынке  товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.

В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую  деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и  практического перехода на инновационную  систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения  и концентрирования ресурсов. Кроме  того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти  ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной  стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с  другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее  состояние экономики, материального  производства влияет на развитие инновационного предпринимательства. В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется следующим:

– многочисленность и неопределенность путей достижения цели и высоким риском;

– невозможность детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

– необходимость преодоления сопротивления в сложившихся экономических отношениях и интересах участников инновационного процесса.

Эти особенности в предпринимательстве  слабо учитываются, что резко  снижает инновационную культуру. Сложность проблемы состоит в  том, что простое накопление научных  результатов в любых масштабах  автоматически не вливается в  инновационный процесс. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система  по существу представляет собой рынок  новшеств, входящий составной частью в товарный рынок.

Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые  вытекают из характера инновационных  процессов, и в специфической  среде взаимоотношений участников рынка. Становление рынка новшеств следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций. В начале этого пути пришлось отказаться от прямого управления производством в пользу предпринимательства, адаптироваться к новым, рыночным условиям хозяйствования. Наконец, появились активные независимые субъекты рынка, осуществляющие инновационное поведение, суть которого – в непрерывном поиске новшеств и диверсификации производства, активном вовлечении в этот процесс финансового капитала и интеллектуального потенциала.

Таким образом, в данной работе рассматривается сущность рынка  новшеств, специфика торговли новшествами  и особенности отношений между  продавцом и покупателем.

1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»

В соответствии с «Руководством  Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОСЭР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация». [1, с. 18]

Новшество – оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инвестиции в разработку новшества – половина дела. Главное  – внедрить новшество, превратить новшество  в форму инновации, т.е. завершить  инновационную деятельность и получить положительный результат, затем  продолжить диффузию инновации. Для  разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

Инновация – конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут разрабатываться  как для собственных нужд (внедрения  в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы  будут новшества их продавцов, которые  могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества  как товары. Неправомерно в понятие  «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной  деятельности как процессу, результатом  которого могут быть новшества или  инновации. [2, с. 58]

Новшества могут быть покупными  или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения  в выпускаемую фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения  в форму инноваций. На современном  этапе технологической революции  фирмы стремятся увеличивать  удельный вес новшеств, реализованных  в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в  данной сфере и диктовать покупателям  и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной  деятельности, дающей конечный положительный  результат.

Новшества могут разрабатываться  по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс  по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению  в инновации) и распространению  в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

Можно выделить следующие  структурные источники экономического развития страны:

1) развитие на основе  факторов производства;

2) развитие на основе  инвестиций;

3) развитие на основе  инновационной деятельности. [3, с. 54]

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность  экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства  страны, приобретения потребительских  товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности  отдельных отраслей страны, а в  их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время  инвестиций не хватает даже на простое  воспроизводство, вследствие этого  растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая  политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процентами.

Приоритет должен быть отдан  не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной  деятельности в области базовых  наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Основными критериями классификации  инноваций должны быть:

а) комплексность набора учитываемых классификационных  признаков для анализа и кодирования;

б) возможность количественного (качественного) определения критерия;

в) научная новизна и  практическая ценность предлагаемого  признака классификации.

С учетом имеющегося опыта  и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1). [4, с. 76]

Таблица 1 –  Классификация новшеств и инноваций.

Признак классификации

Виды инноваций

1. Уровень новизны новшества

1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)

2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские  предложения и др.)

2. Стадия жизненного цикла  товара (ЖЦТ), на которой внедряется  инновация или разрабатывается  новшество

1. Инновации, внедряемые  на стадии стратегического маркетинга

2. То же на стадии  НИОКР

3. Организационно-технологическая  подготовка производства

4. Производство (включая  тактический маркетинг)

5. Сервис, осуществляемый  изготовителем

3. Масштаб новизны инновации  (новшества)

1. Инновация (новшество)  в мировом масштабе (открытие, изобретение,  патенты)

2. Инновация в стране

3. Инновация в отрасли

4. Инновация для фирмы

4. Отрасль народного хозяйства,  где внедряется инновация

1. Новшества и инновации,  созданные (внедренные) в сфере  науки

2. То же в сфере образования

3. В социальной сфере  (культура, искусство, здравоохранение  и т.д.)

4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское  хозяйство и т.д.)

5. Сфера применения инновации  (новшества)

1. Инновации для внутреннего  (внутрифирменного) применения

2. Новшества для накопления  на фирме

3. Новшества в основном  для продажи

6. Частота применения  инновации

1. Разовые

2. Повторяющиеся (диффузия)

7. Форма новшества –  основа инновации

1. Открытия, изобретения,  патенты

2. Рационализаторские предложения

3. Ноу-хау

4. Товарные знаки, торговые  марки, эмблемы

5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

8. Вид эффекта, полученного  в результате внедрения инновации

1. Научно-технический

2. Социальный

3. Экологический

4. Экономический (коммерческий)

5. Интегральный

9. Подсистема системы  менеджмента, в которой внедряется  инновация

1. Подсистема научного  сопровождения

2. Целевая подсистема

3. Обеспечивающая подсистема

4. Управляемая подсистема

5. Управляющая подсистема


 

Приведенная классификация  охватывает все аспекты инновационной  деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации  можно кодировать. Кодирование может  быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя  и более знаками для признака). При укрупненном кодировании  код инновации будет иметь  девять цифр. [5, с. 32]

Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид  инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает –  радикальная инновация; вторая –  новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество в мировом  масштабе; четвертая – новшество  создано в сфере науки; пятая  – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация  повторяющаяся; седьмая – инновация  на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.

Другой пример кода инноваций: 244411544. Эта ординарная инновация, внедренная в производство, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляемой подсистеме системы инновационного менеджмента.

Кодировать инновации  можно в рамках страны и мировом  масштабе. В последнем случае перед  рассмотренным выше кодом указываются  коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование  инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический  эффект.

 

2. Механизм и функции рынка новшеств

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным  предпринимательством, условиями и  местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные  категории. К рынку новшеств имеют  отношения спрос и предложение  новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение  товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.

Новшество – наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. Несколько  взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции  развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность. [6, с. 146]

Информация о работе Рынок новшеств и особенности его формирования