Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:52, реферат
В данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»………………………….5
2. Механизм и функции рынка новшеств……………………………………....11
3. Основы организации инноваций, их экономическая
и социальная оценка……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева»
Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке
Кафедра экономики и финансов
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Инновационный менеджмент»
по теме «Рынок новшеств и особенности его формирования»
Выполнил: ст. группы ФК-091-1
Куимова Т.Н.
Проверил: ст. Преподаватель
Солдаткина О. В.
Новокузнецк, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Содержание понятий
«новшество» и «инновация»……………
2. Механизм и функции
рынка новшеств……………………………………..
3. Основы организации инноваций, их экономическая
и социальная оценка…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество – уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Анализ конкурентоспособность основной массы российской продукции на мировых рынках показал, что почти по всем позициям основная масса гражданской продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.
В российской экономике пока
мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих
в полной мере инновационную
– многочисленность и неопределенность путей достижения цели и высоким риском;
– невозможность детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
– необходимость преодоления сопротивления в сложившихся экономических отношениях и интересах участников инновационного процесса.
Эти особенности в
Рынок новшеств образуется
в условиях неопределенности, которые
вытекают из характера инновационных
процессов, и в специфической
среде взаимоотношений
Таким образом, в данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»
В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОСЭР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация». [1, с. 18]
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Инвестиции в разработку
новшества – половина дела. Главное
– внедрить новшество, превратить новшество
в форму инновации, т.е. завершить
инновационную деятельность и получить
положительный результат, затем
продолжить диффузию инновации. Для
разработки новшества необходимо провести
маркетинговые исследования, НИОКР,
организационно-
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться
как для собственных нужд (внедрения
в собственном производстве либо
накопления), так и для продажи.
На «входе» фирмы как системы
будут новшества их продавцов, которые
могут сразу внедряться, переходя
в форму инноваций, либо просто накапливаться,
дожидаясь своего часа для внедрения.
На «выходе» фирмы будут только новшества
как товары. Неправомерно в понятие
«инновация» включать разработку инновации,
ее создание, внедрение и диффузию.
Эти этапы относятся к
Новшества могут быть покупными
или собственной разработки, предназначенными
для накопления, продажи или внедрения
в выпускаемую фирмой продукцию
(оказываемую услугу), т.е. превращения
в форму инноваций. На современном
этапе технологической
Новшества могут разрабатываться
по любой проблеме на любой стадии
жизненного цикла товара (стратегический
маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс
по стратегическому маркетингу, НИОКР,
организационно-
Можно выделить следующие
структурные источники
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе инновационной деятельности. [3, с. 54]
Каждая страна одновременно
использует все источники развития.
Конкурентоспособность и
Направление развития на основе
инвестиций характеризуется вложениями
капитала не в повышение
Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
Основными критериями классификации инноваций должны быть:
а) комплексность набора
учитываемых классификационных
признаков для анализа и
б) возможность количественного (качественного) определения критерия;
в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1). [4, с. 76]
Таблица 1 – Классификация новшеств и инноваций.
Признак классификации |
Виды инноваций |
1. Уровень новизны новшества |
1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.) |
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество |
1. Инновации, внедряемые
на стадии стратегического 2. То же на стадии НИОКР 3. Организационно- 4. Производство (включая тактический маркетинг) 5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
3. Масштаб новизны инновации (новшества) |
1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты) 2. Инновация в стране 3. Инновация в отрасли 4. Инновация для фирмы |
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация |
1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 2. То же в сфере образования 3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
5. Сфера применения инновации (новшества) |
1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения 2. Новшества для накопления на фирме 3. Новшества в основном для продажи |
6. Частота применения инновации |
1. Разовые 2. Повторяющиеся (диффузия) |
7. Форма новшества – основа инновации |
1. Открытия, изобретения, патенты 2. Рационализаторские предложения 3. Ноу-хау 4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
8. Вид эффекта, полученного
в результате внедрения |
1. Научно-технический 2. Социальный 3. Экологический 4. Экономический (коммерческий) 5. Интегральный |
9. Подсистема системы
менеджмента, в которой |
1. Подсистема научного сопровождения 2. Целевая подсистема 3. Обеспечивающая подсистема 4. Управляемая подсистема 5. Управляющая подсистема |
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр. [5, с. 32]
Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает – радикальная инновация; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество в мировом масштабе; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.
Другой пример кода инноваций:
244411544. Эта ординарная инновация, внедренная
в производство, новая для фирмы,
промышленная, внутреннего применения,
разовая, рационализирующая
Кодировать инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект.
2. Механизм и функции рынка новшеств
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.
Новшество – наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность. [6, с. 146]
Информация о работе Рынок новшеств и особенности его формирования