Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:52, реферат
В данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»………………………….5
2. Механизм и функции рынка новшеств……………………………………....11
3. Основы организации инноваций, их экономическая
и социальная оценка……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Определенные расхождения в объектной структуре спроса и предложения могут быть вызваны: отказом предпринимателей (покупателей) от базовых новшеств, требующих значительных инвестиций, неудовлетворением качеством (техническим уровнем) ряда новшеств, нежеланием менять традиционные технологии и поставщиков сырья, даже в ущерб его экономии и пр. Во многих случаях спрос на новшества не может быть удовлетворен из-за отсутствия адекватного предложения. Эта ситуация характерна для наукоемких отраслей техники и технологии. Сложность и комплексность проблем развития определяет значительные временные разрывы между появлением спроса на новшество и его удовлетворением.
Формирующийся рынок новшеств
имеет ряд существенных особенностей.
Рынок новшеств не может нормально
функционировать без признания
права на объекты интеллектуальной
собственности, которые сегодня
широко реализуются в экономическом
обороте. Новшества как объекты
интеллектуальной собственности рассматриваются
как товар особого рода, который
можно отчуждать в товарно-
Поступающая в экономический оборот интеллектуальная, в первую очередь, промышленная собственность и производные права на нее, полученные по договору, должны подчиняться общим правилам хозяйствования: закрепляться за предприятиями, находиться в составе нематериальных активов, переносить свою стоимость на продукцию предприятия в соответствии с нормами износа нематериальных активов.
Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс.
Если речь идет о товарном
характере новшества и его
реализации, то возникают специфические
особенности торговли ими. Эти особенности
затрагивают возможность и
Важнейшая особенность этого рынка – ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества – одного из элементов товарности.
Но иначе обстоит дело
со стоимостью – вторым атрибутом
товара. Научный труд имеет особый
характер, он не может быть подведен
под общую рубрику абстрактного
труда, рассматриваемого как целесообразная
деятельность человека, расходующего
свою энергию. Не это характеризует
научный труд, так он не сводится
к простому человеческому труду
и содержит в себе интеллект и
специфику творческого
– эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при использовании в производстве;
– срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;
– уменьшение со временем эффекта от использования новшества;
– эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве. Мировая практика дает различные соотношения в его дележе между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта. Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);
– научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), а при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.
Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены. Остановим внимание на трех ошибках, совершаемых предпринимателями при определении цены на новшества:
– прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат в действующей любой другой форме;
– уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не практической области и не может быть использован в условиях рынка новшеств;
– самая распространенная – это попытка создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности. Эта прибыль не может служить мерой эффективности научного труда (новшества), и ее стимулирующее влияние практически мало из-за несопоставимости с затратами.
Природа этих ошибок одна и заключается в неопределенности представлений:
– о характере научного труда, главная особенность которого состоит в том, что он может создавать прибавочный продукт, многократно превышающий затраты на его получение;
– о продукте научного труда, который, как было показано выше, только при определенных условиях может быть приравнен к товарной продукции в силу возможностей его непосредственного использования в материальном производстве с целью удовлетворения конкретной общественной потребности с получением прибыли. [7, с. 65]
Если новшество используется
непосредственно в материальном
производстве, то цена на него должна исходить
из ожидаемых экономических
Характеризуя отношения продавцов и покупателей, действующих на рынке новшеств, можно предположить, что они имеют полную информацию о технических и экономических характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инновационная организация – продавец новшеств знает о нем больше, чем предприниматель, т.е. возникает проблема асимметричной рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью качественной характеристики новшеств, а с другой стороны, – с корпоративным характером отношений продавца и покупателя.
В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения на счет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск.
Особенностью рынка новшеств является его информационная асимметричность, что оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Инновационная организация, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новшеств набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность инноваций.
Исследование уровня техники,
предлагаемой на рынке новшеств, показывают
ее значительную зависимость от наличия
новой элементной базы и новых
материалов. Например, потенциально высокие
возможности авиационных
Остановимся на возможностях уменьшения асимметричности информации о качестве новшеств:
– за счет повышения инновационной репутации продавца. Предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда продавец новшеств им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности и на рынке товаров;
– за счет адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества.
Максимально возможное доверие покупателя к информации о качестве новшества может возникнуть после стадии создания демонстрационной (опытной) мощности, где проверяются технические решения и удельные экономические показатели, которые можно зафиксировать и экстраполировать в бизнес. В значительной степени удается снять асимметричность информации о ноу-хау, демонстрируя его в условиях опытного производства, где особенно важна информация, получаемая в процессе испытаний опытных партий новой продукции. Можно говорить об активном или пассивном отношении к рыночной, информации со стороны как инновационной организации, так и предпринимателя. Активность и адресность в этом вопросе сокращают временной отрезок от момента появления новшества до его коммерческой реализации.
На рынок часто смотрят
как на технико-экономическую
– служит средоточием осуществления научно-технической и политики;
– оказывает экономические воздействия на производителей новшеств (через цены, проценты, льготы и др.);
– подсказывает предпринимателям необходимость развития того или иного производителя новшества и изменение пропорций в масштабах производства новшеств;
– формирует требования (показатели) к новшествам со стороны бизнеса;
– прямо регулирует производство новшеств через активный спрос на инвестиционные товары для предпринимательских проектов.
Чтобы выполнять свои функции,
рынок должен иметь возможность
экономически воздействовать на динамику
и масштабы инноваций. Существо экономического
воздействия состоит в том, что
повышается или понижается интерес
участников инновационного процесса к
производству и реализации и их распределению.
Воздействие рынка зависит от
возможности изменить величину стоимости
категорий в соответствии с рыночной
конъюнктурой и тем самым повысить
или снизить интерес к
Информация о работе Рынок новшеств и особенности его формирования