Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель данной работы – определить комплекс основных направлений социальной адаптации с военнослужащими, уволенными с военной службы.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать общее понятие социальной адаптации;
2. Провести диагностику проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы;
Введение.
В последние десятилетия в России происходят радикальные экономические, политические и социальные преобразования. Эти реформы не могли не затронуть такую важную государственную структуру, как вооруженные силы Российской Федерации.
В настоящее время в России происходит сокращение вооруженных сил. За 1998-2000 годы были уволены около 500 тысяч офицеров, из них до 35% без права на пенсию. Более 80% увольняемых – лица до 45 лет [15, c. 5].
Приоритетное большинство уволенных в запас офицеров имеют высшее образование и богатый опыт за годы службы в вооруженных силах.
Уволенные в запас
Перечисленные выше проблемы
порождают объективную
В настоящее время, когда
наша страна пытается построить
гражданское правовое общество,
все большее внимание уделяется
социальной защите различных
категорий населения, в
том числе адаптации
Объектом исследования данной работы является социальная адаптация, как важный процесс приспособления к среде. Предметом исследования является социальная адаптация военнослужащих, уволенных с военной службы и социальная деятельность различных организаций и фондов с бывшими военнослужащими.
Таким образом ясно проступает цель данной работы – определить комплекс основных направлений социальной адаптации с военнослужащими, уволенными с военной службы.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Гипотеза исследования.
Если государство и общественные организации разработают и будут своевременно принимать меры по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, то удастся избежать проблем приспособления к новой среде бывших военнослужащих.
Можно предположить, что на сегодняшний день система социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, является не вполне эффективной. Следовательно, необходима достаточно – развитая и четко – сформированная система социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, которая отвечает всем требованиям современного общества. Для этого необходимо динамичное развитие общественных и государственных форм взаимодействия на дальнейшую судьбу военнослужащих.
Основными методами исследования являются обзор литературы, анализ документов, тестирование, анкетирование, опрос.
Проблемам социальной адаптации посвящено множество трудов и научных работ. Вклад в теорию внесли такие ученые как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Спенсер, П. Сорокин, С. Аш, Э. Тоффлер. В современном мире этим исследованием занимаются И.В. Бестужев-Лада, А.Н. Кравченко, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова.
Э. Дюркгейм (французский социолог) разработал тему социальной солидарности, в которой адаптация играла главную роль. Он считал, что именно общество помогает индивиду приспосабливаться к изменившимся условиям среды.
С. Аш (американский психолог) выделил виды адаптации в зависимости от того, как индивид приспосабливается с новым условиям.
Э. Тоффлер считал, что ни один человек не может безболезненно перенести адаптацию, его будет мучить тревога и он будет дезориентирован.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие социальной адаптации, ее типы, рассматриваются предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас. Вторая глава состоит из исследования, которое анализирует проблемы бывших военнослужащих, а также способы решения этих проблем.
Глава 1. Научно-теоретическое исследование в области социальной адаптации.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) является объектом исследования многих отраслей гуманитарных и естественных знаний. Первоначально проблема адаптации широко изучалась в биологии, а затем получила свое развитие и в других науках.
Французский биолог Ж. Бюффон в своих работах обосновал зависимость организмов от приспособления к окружающей среде. Основные идеи адаптации, разработанные в биологии, позднее брались за основу в изучении данного процесса в других научных дисциплинах.
Изучение процесса адаптации в социологии подразумевало приспособление к среде, но уже к социальной. Однако, в отличие от биологии, в социологии процесс адаптации долгое время не изучался как самостоятельный предмет. Адаптация изучалась не только в социологии, но и философии, психологии, демографии.
Одним из первых в социологии начал заниматься проблемами адаптации английский социолог Г. Спенсер. Он представлял общество как «социальный организм»(с). Спенсер считал, что правильное общественное устройство невозможно без применения естественного отбора и разработал «теорию равновесия», где адаптация понималась как устойчивое уравновешивание индивида со средой, в результате чего происходит усложнение общественного устройства и повышение его функциональности [19, c. 49]
Э. Дюркгейм определяет адаптацию как приспособление внутренней организации человека к существующим нормам в обществе. Общественные нормы и мораль принимаются человеком на индивидуальном уровне. Это проявляется в мыслях, ценностях и действиях индивида. На уровне всего общества адаптация определяется, как присутствие общественной морали и ценностных норм в этом обществе. Дюркгейм считал, что первична именно мораль всего общества, а индивидуальные ценности вторичны. Следовательно, адаптация – процесс усвоения общественной морали. Неприятие морали и норм Дюркгейм считал социальной патологией, а отсутствие морали в обществе – патологией всего общества.
В энциклопедии социологии социальная адаптация определяется как процесс активного приспособления и освоения личностью или группой новых для нее условий социальной среды.
Схожим, но не идентичным является понятие «социализация». Социализация толкуется как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Понятия «социальная адаптация» и «социализация» имеют схожий смысл, однако, социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Социальная адаптация является одной из составляющих социализации, важнейшим этапом социализации. Это усвоение социальных норм через механизмы социализации.
В психологии термин адаптация означает приспосабливать, устраивать и определяется активностью личности. Это объясняется тем, что среда и личность активно взаимодействуют между собой. Такой механизм адаптации складывается в процессе социализации личности. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, это обусловлено постоянным изменением социально – экономических условий жизни. Следовательно, нормальная жизнедеятельность человека немыслима без некоторой степени эмоционального и психического напряжения [18, c. 343].
Противоположным по смыслу термина «адаптация» является «дезадаптация» личности. В толковом словаре дезадаптация понимается как нарушение приспособления организмов к условиям существования, утрата приспособляемости к условиям социальной среды. Показателями дезадаптации являются агрессивность, замкнутость, устойчивое сложное психическое состояние личности, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении.
Некоторые исследователи проводят различие между процессом приспособления и адаптации. Они считают, что в первом случае человек абсолютно принимает все условия сложившейся ситуации и пассивно, без участия приспосабливается ко всем ее требованиям. В процессе же адаптации индивид активен, он способен самостоятельно анализировать, выбирать наиболее правильные методы и приемы, которые способны эффективно решить возникнувшие проблемы. Вместо пассивного ожидания помощи, человек сам планирует свое будущее и решает трудности. Необходимо отметить также, что успешность социальной адаптации личности зависит от соотношения потребностей человека и сложившимися условиями социальной среды.
Полная социальная адаптация возможна при усвоении индивидом физиологической, управленческой, психологической, профессиональной, экономической адаптации. Социальная адаптация – управляемый процесс. Контроль и управление может осуществляться не только со стороны внешнего воздействия ха действиями личности, но и в форме самоуправления.
Отметим важность и экономической
адаптации: уровень благосостояния
индивида должен отвечать не
только его важнейшим
Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новому виду профессиональной деятельности, особенностям и специфики новой специальности, к новым условиям труда, новому окружению. Успех профессиональной адаптации зависит от индивидуальных качеств личности, способности приспособления к особенности сложившейся ситуации и конкретной специальности.
Адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества [7,c.69]. Показателем соперничества выступает конфликт и характеризуется тем, что каждая сторона стремиться сорвать цели своего соперника, ликвидировать его ценности. Сотрудничество способствует обмену ценностей и взаимодействию между собой. Отметим, что и соперничество и сотрудничество имеют познавательный характер, это проявляется в активности личности.
Существуют различные подходы к выделению этапов социальной адаптации. Их различия не принципиальны. В энциклопедии социологии социальная адаптация делится на следующие этапы:
Информация о работе Социальная адаптация бывших военнослужащих