Социальная адаптация бывших военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить комплекс основных направлений социальной адаптации с военнослужащими, уволенными с военной службы.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать общее понятие социальной адаптации;
2. Провести диагностику проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Исаева Л..doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

    В последние десятилетия в России  происходят  радикальные экономические,  политические  и социальные  преобразования.  Эти реформы не  могли не  затронуть такую  важную  государственную  структуру,  как  вооруженные  силы  Российской  Федерации.

    В  настоящее  время  в   России  происходит  сокращение  вооруженных  сил.  За  1998-2000 годы  были  уволены  около  500  тысяч  офицеров,  из  них   до  35%  без  права  на  пенсию.  Более  80%  увольняемых – лица  до  45  лет [15, c. 5].

    Приоритетное  большинство  уволенных   в  запас  офицеров  имеют  высшее  образование и богатый  опыт  за  годы  службы  в вооруженных силах.

    Уволенные  в  запас  военнослужащие  и  их  семьи  оказываются   в  сложном  экономическом   и  психологическом  положении.  Отмечается  ряд  серьезных  проблем бывших  офицеров:

  • Проблема  с  работой.  Невозможность  применить  свои  навыки  на  гражданской  службе;
  • Необходимость  перемены  места  учебы  и  работы  членов  семей;
  • Обеспеченность  жильем;
  • Ухудшение  здоровья  и  физического  состояния  после  увольнения  из  вооруженных  сил;
  • Психологическое  потрясение.

    Перечисленные  выше  проблемы    порождают  объективную  необходимость   в  защите  и  адаптации   лиц,  уволенных  с   военной   службы. 

    В  настоящее  время,  когда   наша  страна  пытается  построить   гражданское  правовое  общество,  все  большее  внимание  уделяется   социальной  защите  различных   категорий  населения,  в   том  числе  адаптации военнослужащих,  уволенных  в  запас.  Необходима  четко – разработанная,  действующая  государственная  программа  социальной  адаптации   этой  категории  граждан,  гарантирующая  контроль  и  заботу  за  состоянием  психического  и  физического  здоровья  бывших  военнослужащих,  а  также  профессиональную  переподготовку  и  дальнейшее  трудоустройство.  Таким  образом  нужна  комплексная  социальная  адаптация  военнослужащих,  уволенных  с  военной  службы  и  членов  их  семей.

    Объектом  исследования  данной  работы  является  социальная  адаптация,  как  важный  процесс  приспособления  к  среде.  Предметом  исследования  является  социальная  адаптация  военнослужащих,  уволенных с военной службы  и социальная   деятельность  различных организаций и фондов  с бывшими военнослужащими.

    Таким  образом  ясно  проступает  цель  данной  работы – определить  комплекс  основных  направлений  социальной  адаптации  с  военнослужащими,  уволенными  с  военной  службы.

    Для  успешного  достижения  поставленной  цели  необходимо  выполнить  следующие  задачи:

  1. Исследовать общее понятие социальной  адаптации;
  2. Провести  диагностику  проблем  социальной  адаптации  военнослужащих,  уволенных  с  военной  службы;
  3. Обозначить  проблемы  профессиональной  адаптации  бывших  военнослужащих;
  4. Определить  перечень  необходимых  мер,  способствующих  успешной  социальной  адаптации  лиц, уволенных  с  военной  службы.

    Гипотеза  исследования.

   Если  государство  и  общественные  организации  разработают  и  будут  своевременно  принимать  меры  по  социальной  адаптации граждан,  уволенных с военной службы,  то  удастся избежать  проблем приспособления  к новой среде   бывших  военнослужащих.

    Можно  предположить,  что на  сегодняшний  день система социальной  адаптации граждан,  уволенных с военной службы,   является  не  вполне  эффективной.  Следовательно, необходима достаточно – развитая  и  четко – сформированная   система  социальной  адаптации  военнослужащих,  уволенных  в  запас,  которая отвечает  всем  требованиям  современного  общества. Для этого необходимо  динамичное  развитие  общественных  и государственных форм  взаимодействия  на  дальнейшую  судьбу  военнослужащих.

   Основными  методами  исследования   являются  обзор литературы,  анализ  документов,  тестирование,  анкетирование,  опрос.

    Проблемам  социальной  адаптации   посвящено  множество  трудов  и  научных  работ.  Вклад   в  теорию  внесли  такие   ученые  как  Э. Дюркгейм,  М.  Вебер,  Г.  Спенсер,  П.  Сорокин,  С.  Аш,  Э.  Тоффлер.  В  современном  мире  этим  исследованием  занимаются  И.В.  Бестужев-Лада,  А.Н.  Кравченко,  П.Д.  Павленок,  Е.И.  Холостова.

    Э. Дюркгейм  (французский  социолог)  разработал  тему  социальной  солидарности,  в  которой   адаптация  играла  главную  роль.  Он  считал,  что  именно  общество  помогает  индивиду  приспосабливаться  к  изменившимся  условиям  среды.

    С.  Аш  (американский  психолог)  выделил виды  адаптации в зависимости от  того,  как индивид приспосабливается с новым условиям.

    Э.  Тоффлер  считал,  что   ни  один  человек  не  может   безболезненно  перенести   адаптацию,  его  будет  мучить  тревога  и  он  будет   дезориентирован. 

    Курсовая  работа  состоит   из  двух  глав.  В  первой  главе  раскрывается  понятие   социальной  адаптации,  ее  типы,    рассматриваются предпосылки исследования  социальной  работы  с военнослужащими,  уволенными  в запас.  Вторая  глава состоит из  исследования,  которое анализирует проблемы  бывших  военнослужащих,  а также способы  решения  этих  проблем.

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Научно-теоретическое  исследование  в  области  социальной  адаптации.

 

    1.  Понятие   социальной  адаптации.

 

    Социальная  адаптация (от лат. adapto - приспособляю)  является   объектом  исследования   многих    отраслей  гуманитарных  и  естественных  знаний.  Первоначально  проблема  адаптации  широко  изучалась в  биологии,  а  затем  получила  свое  развитие  и  в  других  науках.

    Французский  биолог  Ж.  Бюффон  в  своих  работах  обосновал  зависимость  организмов  от  приспособления  к   окружающей  среде.  Основные  идеи  адаптации,  разработанные  в  биологии,  позднее  брались  за  основу  в  изучении  данного  процесса  в  других  научных  дисциплинах. 

    Изучение процесса  адаптации  в  социологии  подразумевало  приспособление  к  среде,  но  уже  к  социальной.  Однако,  в  отличие  от  биологии,  в  социологии  процесс  адаптации  долгое  время  не  изучался  как  самостоятельный  предмет.  Адаптация  изучалась  не  только  в социологии,  но и философии,  психологии,  демографии.

    Одним  из  первых  в  социологии  начал  заниматься  проблемами  адаптации  английский  социолог  Г.  Спенсер.  Он  представлял   общество  как  «социальный   организм»(с). Спенсер  считал,  что  правильное  общественное  устройство  невозможно  без  применения  естественного  отбора  и  разработал  «теорию  равновесия»,  где  адаптация  понималась  как  устойчивое  уравновешивание  индивида  со  средой,  в  результате  чего  происходит  усложнение  общественного  устройства  и  повышение  его  функциональности [19, c. 49]

    Э.  Дюркгейм  определяет  адаптацию  как приспособление  внутренней  организации человека  к существующим  нормам  в обществе.  Общественные  нормы и мораль  принимаются  человеком  на  индивидуальном  уровне.  Это  проявляется  в  мыслях,  ценностях  и  действиях  индивида.  На  уровне  всего  общества  адаптация  определяется,  как  присутствие  общественной  морали  и  ценностных  норм  в  этом  обществе.  Дюркгейм считал,  что первична  именно мораль  всего общества,  а индивидуальные  ценности  вторичны.  Следовательно,  адаптация – процесс усвоения  общественной  морали.  Неприятие морали и норм  Дюркгейм  считал  социальной  патологией,  а отсутствие  морали  в  обществе – патологией  всего   общества.

    В  энциклопедии  социологии  социальная  адаптация  определяется  как процесс активного приспособления  и освоения  личностью или группой новых для нее условий социальной  среды.

    Схожим,  но  не  идентичным  является  понятие  «социализация».  Социализация  толкуется  как  процесс  усвоения  индивидом  образцов  поведения,  психологических  установок,  социальных  норм  и  ценностей,  знаний,  навыков,  позволяющих  ему  успешно  функционировать  в  обществе.  Понятия  «социальная  адаптация»  и  «социализация»  имеют схожий  смысл,  однако,  социализация  человека  начинается  с рождения  и продолжается  на  протяжении  всей  жизни.  Социальная  адаптация является  одной из  составляющих  социализации,  важнейшим этапом  социализации.   Это  усвоение  социальных  норм  через  механизмы  социализации.

        В  психологии  термин  адаптация   означает  приспосабливать,  устраивать  и  определяется  активностью   личности.  Это  объясняется  тем,  что  среда  и  личность  активно взаимодействуют  между  собой.  Такой  механизм  адаптации  складывается  в  процессе  социализации  личности. Процесс  психологической  адаптации  человека  происходит  непрерывно,  это  обусловлено  постоянным  изменением  социально – экономических  условий  жизни.  Следовательно,  нормальная  жизнедеятельность человека  немыслима   без некоторой степени эмоционального  и  психического  напряжения [18, c. 343].

    Противоположным  по  смыслу   термина  «адаптация»  является «дезадаптация»   личности.  В  толковом  словаре  дезадаптация  понимается  как  нарушение  приспособления  организмов  к  условиям  существования,  утрата  приспособляемости  к  условиям  социальной  среды.  Показателями  дезадаптации  являются  агрессивность,  замкнутость,  устойчивое  сложное  психическое  состояние личности,  выражающееся  в неадекватном  реагировании  и поведении.

    Некоторые  исследователи   проводят  различие  между  процессом приспособления  и адаптации.  Они считают,  что  в   первом  случае  человек  абсолютно  принимает  все  условия  сложившейся  ситуации  и  пассивно,  без  участия  приспосабливается  ко  всем  ее  требованиям.  В  процессе  же  адаптации  индивид  активен,  он  способен  самостоятельно  анализировать,  выбирать  наиболее  правильные  методы  и  приемы,  которые  способны  эффективно  решить  возникнувшие  проблемы. Вместо  пассивного ожидания  помощи,  человек сам планирует свое  будущее и решает  трудности. Необходимо  отметить  также,  что успешность  социальной  адаптации личности  зависит от соотношения   потребностей  человека  и сложившимися  условиями социальной  среды. 

        Полная  социальная  адаптация   возможна  при  усвоении  индивидом   физиологической,  управленческой,  психологической,  профессиональной,  экономической  адаптации.  Социальная  адаптация – управляемый  процесс.  Контроль  и  управление  может  осуществляться  не  только  со  стороны  внешнего  воздействия  ха  действиями  личности,  но  и  в  форме  самоуправления.

    Отметим  важность  и  экономической   адаптации:  уровень  благосостояния  индивида  должен  отвечать  не  только  его  важнейшим  физиологическим   потребностям,  но и социокультурным.  Следовательно,  экономическая адаптация является  важной  составляющей  социальной  адаптации.  Также некоторые исследователи отмечают,  что процесс адаптации зависит от  комплексного  воздействия на  индивида  наследственных  и географических  факторов.

    Профессиональная  адаптация –  это  приспособление  человека  к  новому  виду  профессиональной  деятельности,  особенностям  и  специфики  новой  специальности,  к  новым  условиям  труда,  новому  окружению.  Успех профессиональной  адаптации зависит от  индивидуальных  качеств личности,  способности приспособления  к   особенности сложившейся ситуации  и конкретной  специальности.

   Адаптивные  процессы   могут   иметь  характер  соперничества  и  сотрудничества [7,c.69]. Показателем соперничества выступает конфликт  и характеризуется  тем,  что  каждая  сторона  стремиться  сорвать  цели  своего  соперника,  ликвидировать  его  ценности.  Сотрудничество  способствует  обмену  ценностей  и  взаимодействию  между  собой.  Отметим,  что  и  соперничество  и  сотрудничество  имеют  познавательный  характер,  это  проявляется  в  активности  личности.

    Существуют  различные  подходы   к  выделению  этапов  социальной  адаптации.  Их  различия  не  принципиальны.  В  энциклопедии  социологии  социальная  адаптация   делится  на  следующие  этапы:

  1. Подготовительный  этап  или начальная стадия.  Осуществляется  сбор  информации  о предстоящей деятельности.  С одной стороны возможна  активная  позиция по  сбору информации,  а с другой  стороны – пассивная (случайно  полученная информация).  В то  же  время индивид или группа  осознают, как полагается  вести себя  в новой социальной  среде.  Однако  они еще не  готовы  принять  новую  систему  ценностей  и придерживаются  старой системы;
  2. Этап  стартового  психического  напряжения  или стадия  терпимости.  Происходит  начало  переадаптации,  группа  и новая среда проявляют взаимную  терпимость к системе ценностей друг  друга;
  3. Этап  входа.  Новые  факторы  начинают  воздействовать  на  индивида.  Возможна  дезадаптация  в  двух  видах:  дезадаптация  как  норма; дезадаптация  как  экстримальное  состояние  человека,  в  результате  которого  возможно  проявление  агрессии,  бегство  от  ситуации,  суицид;
  4. Этап  завершающего  психического  напряжения  характеризуется  принятием,  признанием  индивида  основных  элементов  системы  ценностей  новой  среды,  при  одновременном  признании  некоторых  ценностей  самого  индивида  новой  социальной  средой;
  5. Выход  их  экстремальных  условий, т.е.  полное  совпадение  систем  ценностей  индивида  и  окружающей  среды.

Информация о работе Социальная адаптация бывших военнослужащих