Социальная адаптация бывших военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить комплекс основных направлений социальной адаптации с военнослужащими, уволенными с военной службы.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать общее понятие социальной адаптации;
2. Провести диагностику проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Исаева Л..doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

    Завершающим  этапом  социальной  адаптации,  вхождения  в   среду  является  социальная  интеграция [10, c. 29].

    Социальная  интеграция  понимается,  как  целенаправленный  процесс   передачи  обществом  социального опыта с учетом  особенностей  и потребностей  объектов,  адаптация которых нарушена  и при активном  участии этих  объектов.

    Адаптация  включает  в  себя  широкий  круг  понятий  и   терминов,  следовательно,  полноценное   исследование  адаптации  индивида  возможно  при  комплексном  подходе  изучения  человека  и  адаптивных  процессов.

 

 

    1. Социальная  адаптация,  как  технология  социальной  работы.

 

    Социальная  работа,  как  новый  феномен,  возникнув  более  ста  лет  назад,  превратилась  в профессию и обогатилась новыми  функциями,  направлениями,  технологиями.  Трудно  представить современный мир,  где бы  ни  осуществляла  свою  деятельность  социальная  работа.  Отметим,  что данная  профессия имеет    широкий спектр  охвата  различных категорий населения.  В том числе и работа  с военнослужащими,  уволенными  в запас.

    В   каждой  области  социальной  сферы  решаются  конкретные  задачи  по  оказанию  помощи  человеку. Существует  своя  законодательная  и  нормативно – правовая  база  социальной  работы,  создаются  общественные  условия  для  полной  реализации  функций  данной  профессии,  а  также  применяются  апробированные  технологии  социальной  работы.  Социальная  адаптация  является  устоявшейся  и  необходимой  технологией  социальной  работы  в  современных  условиях.

    Адаптационные   процессы  имеют  несколько   форм,  которые  характеризуются   различным  соотношением  стихийных   и  сознательных  приспособительных  механизмов [1, c. 79].

    Стихийные   адаптационные  процессы  характеризуются   неудовлетворенностью  человека  в  самореализации,  индивид   не  осознает  путей  выхода  из  существующего  положения.  В  данной  форме  завершением   является  отказ  от  взаимодействия  индивида  с обществом.  В современных условиях  эти процессы  находят свое  выражение в переориентации  человека  на  самого  себя.

    Другая  форма  характеризуется  примерно  равным  соотношением  стихийных   и  сознательных  адаптационных   процессов,  проявляется  в  конструировании  идеальных  моделей  воображаемой  деятельности  без  их  реального  воплощения.  Результатом  этой  формы  адаптации  личности  является  пропаганда.

   Третья  форма   приспособительных   процессов  связана  с   преобладанием  сознательных  элементов и выражается  в построении  жизненных планов  личности,  целенаправленной  жизнедеятельности.  Эта форма адаптации в наибольшей  степени способствует  действительной  самореализации  личности  и ее  превращению в субъектов  общественного  развития.  Данная  форма  характеризует  гармоничное  физическое  и  психическое  состояние  личности.

    В   практике  социальной  работы  социальная  адаптация  и   технологии  регулирования  ее  процессов  приобретают  особую  значимость.  Следует  отметить,  что  именно  правильное  соотношение  адаптационных механизмов  влияет  на  дальнейшую  адаптацию личности  в новой среде,  что и является  важной  задачей в технологии  адаптации.

    Интенсивность   адаптационных  процессов  в  обществе  существенным  образом  зависит  от  стадии  его  развития [3,c. 119].  Во  времена серьезных социальных  изменений,  по  мере  ускорения общественного развития    адаптационные процессы  приобретают особую  интенсивность и захватывают  практически  все  слои  общества.  Следовательно,  в  современном  обществе  значительно  повышается  роль    социальной  работы,  общественных  организаций  в осуществлении процессов социальной  адаптации.

    Процесс   социальной  адаптации  следует  рассматривать  на  трех  уровнях:

  1. Общество  или макросреда – адаптация личности  к особенностям  социально – экономического,  политического,  духовного и культурного развития  общества;
  2. Социальная  группа – адаптация  человека,  либо  расхождение  интересов  личности  с  социальной  группой;
  3. Внутриличностная  адаптация – стремление  достичь  гармонии  и  повысить  личностную  самооценку.

    По  нашему  мнению,  особое  внимание  общество  через   систему  институтов  и  целевых   программ  должно  уделять содействию  процессам социальной  адаптации тех своих членов,  чьи возможности адаптироваться  к изменениям  самостоятельно  ограничены  или затруднены.  К их  числу можно отнести инвалидов,  уволенных в запас военнослужащих – в случае  массовых  сокращений  армии,  мигрантов,  выходящих  на  свободу  заключенных.

    Известно,  что  военнослужащим,  увольняемым   в   запас  в  большинстве  своем  присущи  некоторые  трансформации  психических  функций,  нарушение  эмоциональной  сферы – нарушение  адаптационных  механизмов.  Ослабление  способности  адаптации   также  связано  с  переменой  места  жительства,  сменой  социального  окружения.  При  таких  процессах  возможна  дезадаптация  в  разной  степени  выраженности.  Следовательно,  можно  сделать  вывод,  что  технология  социальной  адаптации  применяется  по разному  в  зависимости  от  конкретной  ситуации.  Некоторым необходимы  лишь  мероприятия  по  профилактике  или  воспитательно – адаптационные  или  культурно – рекреационные  действия  к другим  следует  применить  технологию  более обширно.

    Цели  социальной  работы с  бывшими   военнослужащими   в  самом   общем  виде  заключаются   в  том,  чтобы  восстановить  психические  и  физические  силы  граждан,  скорректировать  их  личностные  установки,  а  также  внести  элементы  социальной  ответственности.

    С  проблемами  адаптации   сталкиваются  различные  категории   населения. Сам  процесс   адаптации  подразумевает   под  собой  изменение   и  коррекцию  системы  ценностей индивида. Следовательно,  цели  социальной  работы по адаптации на  общем уровне  примерно  одинаковы для всех  категорий населения.  Необходимо  отметить,  что ценности  для каждого  человека  индивидуальны.  Переориентация  человека  со  своей  системы  ценностей  на  систему  ценностей  в  новой  социальной  среде – это и есть  основная  задача  социальной  адаптации.

    Общественные  и  государственные   организации  должны  помогать  адаптироваться  (приспосабливаться)  к  изменившимся  условиям  среды  и  социальной  действительности.  Используя  возможности  своей  системы  необходимо  уметь  активизировать  механизмы  самоорганизации  клиента,  реализовать  принципы  самопомощи   в  избавлении  от  нужды,  трудной  жизненной  ситуации.

    Необходимо  отметить,  что   важной  задачей  технологии  социальной  адаптации  является  ограждение  индивида  от  приспособления  негативных  условий  социальной  среды.  Это  характеризуется  усвоением  и  использованием  тех  образцов  поведения,  которые  характерны  для  ближайшей  микросреды  личности  и  являются  негативными.  В  процессе  такого  приспособления  личность   не  адаптируется  в  обществе  в  целом  и  может  вести  девиантный  образ  жизни  впоследствии.  В  условиях  современного  мира  эта  проблема  наиболее  актуальна.

    Важным  аспектом  в  технологии  социальной  адаптации  является  принятие  социальной  роли [4, c.83].  Эффективность  социальной  адаптации  в  значительной  степени  зависит  от  того,  насколько  адекватно  индивид  воспринимает  себя.  В  процессе  адаптации  среда   и  личность  вступают  во  взаимодействие  как  сложные  системы,  и  можно  говорить  о  двух  формах  социальной  адаптации:

  1. Активная,  когда  индивид  стремится  воздействовать  на  среду,  чтобы  вызвать  реакцию  и  изменения;
  2. Конформная,  когда  индивид  пассивен  и  не  стремится  к  каким – либо  изменениям.

    Механизм  социальной  адаптации  личности  выступает как единый  процесс деятельности,  общения,  самосознания  в социальной  деятельности  человека.  Происходит  преобразование  внутреннего мира  личности,  реализация  скрытого  потенциала.  Социальное  самосознание  личности  выступает  как  механизм  социальной  адаптации,  при  котором  происходит  формирование  и  переосмысление  своей социальной  принадлежности  и роли  в обществе.

    Эффективность  и  конечный  результат  адаптации  определяется  объективными  показателями  достижений  и   субъективной  удовлетворенностью  своими  достижениями  в той социальной  позиции,  которую занимает  человек.  Отметим,  что роль  социальной  работы,  которая выступает посредником между индивидом и средой  в процессе  адаптации  имеет  определенную  значимость.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    Социальная  адаптация  граждан,  уволенных  с  военной  службы.

 

2.1. Проблемы  профессиональной  адаптации бывших  военнослужащих  (практического типа).

 

    В  2009  году   отделом  Поволжского  межрегионального  учебного  центра  проводилось  социологическое  исследование  среди  военнослужащих,  обратившихся  за  помощью  в  трудоустройстве  в  центры  занятости  в  Приволжском  федеральном  округе.  Было  опрошено  116  человек.  В  нашем  исследовании  был  проведен  вторичный  анализ  данных  и  отредактированы  некоторые  блоки  в  анкете  респондента.

    Исследовались  факторы,  определяющие  конкурентоспособность  бывших  военнослужащих,  в  том   числе  уровень  их  образования,  необходимость  профессиональной  подготовки,  потребность  в  психологической  помощи.  Исследование  проводилось  с  помощью  анкеты,  которая  состоит  из  нескольких  блоков:

  1. Социальный  статус  респондента.  Данный  блок  выясняет  наличие образования и профессиональный  статус  опрашиваемого;
  2. Информированность  респондентов  о  состоянии  на  рынке  труда. Возможность переобучения  и перспективы трудоустройства.

    Результаты  исследования  показали,  что  в  современных  условиях  рынка  труда  военнослужащие,  уволенные  с  военной   службы,  нуждаются в помощи  при трудоустройстве и профессиональной  подготовке.  В анкетировании принимали участие военные,  служившие в звании  старшин и сержантов (38%),  старших офицеров  (37%),  младших офицеров (14%),  прапорщиков (11%).  Были  опрошены  мужчины  в  возрасте  от  35  до 55  лет (93.1%)  и  женщины  от  25 до  40  лет (6.1%).  Большее  число  опрошенных  имеют  высшее  военное  образование (78.3%).  Многие  прослужили  от 20  до  25  лет (46.5%).

    Из  числа  опрошенных  56%  военнослужащих  имеют отдельную квартиру  или дом,  жилую площадь у родственников – 22%,  комнату в общежитии – 13%.   Главной причиной  увольнения  для респондентов  стало сокращение  штатов  (65%).

    Некоторые  военнослужащие  имеют   наряду  с  военной и гражданские специальности: инженерно-технические специалисты (35%),  делопроизводители (32%),  специалисты в сфере промышленности (16%), в сфере обслуживания  (12%).  Однако  в среднем 32%  военнослужащих  не  имеют гражданской  специальности.

    Оценивая  свои  возможности   овладеть  новой  профессией  без  специальной  подготовки,  военнослужащие  отмечают  следующие   специальности:  охранник  и водитель  (23.5%),  инспектор по  кадрам  (11.8%),  экономист (5.9%),  электрик  (7.8%),  снабженец  (9.8%),  менеджер  (4%).  Уровень  своей  информированности  о  перспективах  на  рынке  труда  военнослужащие  оценивают следующим образом:  «имею некоторое представление»  (66.1%);  «знаю и имею  возможность достичь желаемого  в  сфере  занятости»  (20.1%);  «достаточно  низкий,  что  делать  не  знаю»  (13.8%).  Отметим,  что  уровень  информированности  военнослужащих  о  дальнейших  возможностях  трудоустройства  достаточно  низок.  При  этом  военнослужащие  ясно  и  точно  представляют  где  бы  хотели  работать в  дальнейшем, после  увольнения  из  армии.  По  результатам  опроса  характерна  ориентация  на  такие сферы  как  государственная  служба  и  управление  (24%),  армия  и  милиция  (17%),  транспорт  и  связь (11%).  Отметим,  что военнослужащих  не  привлекает  работа  в строительстве,  сельском  хозяйстве,  в сфере образования (не  было  дано  ни  одного  положительного  ответа).

    Проблема  переподготовки  является  основной  в  профессиональной  адаптации  военнослужащих.  Следует  учитывать  факт,  что  переобучаются  люди,  имеющие  долгий  опыт  другой  профессии  и  жизненных  укладов.  Однако  для  бывших  военнослужащих  характерно  стремление  пройти  переподготовку  (68.6%).  Предпочтение  на  переобучение  отдается  центрам занятости (40%),  учебным центрам на  базе   ВУЗов (28.3%).  Уровень переобучения  для военнослужащих  имеет также немаловажное  значение.  Для большинства опрошенных  важно получение диплома о втором  высшем  образовании  (41.9%),  повышение  квалификации  по  уже  имеющейся  гражданской  специальности  (13.5%),  первичная  профессиональная  подготовка  по  рабочей  специальности  (25.7%).

    Исследование  показало,  что   многие  из  опрошенных  хотели  бы  заниматься  в дальнейшем  предпринимательской деятельностью,  однако  существуют  различные препятствия в этой  сфере:  отсутствие  личных  средств (42.6%),  отсутствие  специальной подготовки (34.4%),  отсутствие  экономических условий (23%).

    Несмотря  на  нестабильное  положение армии в современном мире,  а также неясность личных  перспектив  в дальнейшей  жизни военнослужащих,  психологическое состояние респонденты характеризуют как «оптимизм,  активность» (37.7%).  В то  же  время 30.4%  военнослужащих,  увольняемых в запас,  отмечают  тревожность и неуверенность.

Информация о работе Социальная адаптация бывших военнослужащих