Сопротивление и внедрение инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить основные причины сопротивления отдель-ных работников и их групп нововведениям, а также обозначить основные методы устранения этого сопротивления. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно:
- для более глубокого понимания сущности объекта исследования следует сделать общий обзор, включающий в себя изучение основных признаков инноваций, их классификации и основных этапов и методов управления инновационным процессом;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационную деятельность в организации, в том числе в ее кадровой системе;
- выделить основные причины, вызывающие сопротивление инновациям в организации, по возможности сгруппировав их по отдельным логическим блокам;
- обозначить методы, которые может применять менеджер для преодоления сопротивления нововведениям;
- подвести итоги и сделать выводы.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность нововведения……………………………………….…5
1.1 Понятие нововведения…………………………………………………….5
1.2 Классификация нововведений………………………………………..…..8
2 Сопротивление и внедрение инноваций………………………………......13
2.1 Сопротивление инновациям и его причины………………..…………13
2.2 Преодоление сопротивления нововведениям……………………..…18
Заключение………………………….………………………...……………….22
Список использованных источников……………………………..………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ИМ АОН.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра менеджмента и информационных технологий

 

080505.65 Управление персоналом

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

 

 

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЙ

(вариант №28)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил     _______________   А. О. Новак

                                                                                                     (подпись)   студент группы  УП-10 

 

 

Проверил      _______________           М. Ю. Иванов

                                                                   (подпись)             Магистр техники и технологии,

                                                                                    к.т.н., доцент ВАК

 

 

Братск 2013 г.

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

1 Понятие и сущность нововведения……………………………………….…5

          1.1Понятие нововведения…………………………………………………….5

    1. Классификация нововведений………………………………………..…..8

2 Сопротивление и внедрение  инноваций………………………………......13

   2.1 Сопротивление инновациям и его причины………………..…………13

   2.2 Преодоление сопротивления нововведениям……………………..…18

Заключение………………………….………………………...……………….22

Список использованных источников……………………………..………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время очень популярной стала тема инновационного развития предприятий. Именно на этом пути видится перспектива возрождения экономики России. Однако, по оценкам специалистов, инновационный потенциал конкретных предприятий востребован сегодня лишь на 7-10%. Это относится как к инновациям в производстве, так и к нововведениям в кадровой сфере. Однако все современные экономические теории указывают на то, что инновации являются источником развития организации лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. Зачастую инновационный потенциал предприятия может не использоваться, а разработанные проекты нововведений – не внедряться из-за внутреннего сопротивления отдельных работников и всего персонала, возникающего по различным причинам. Это большая проблема, поскольку такое сопротивление может стать причиной стагнации, застоя организации, что в свою очередь приведет к поражению фирмы в конкурентной борьбе и распаду.

Объектом данного исследования являются сопротивление и внедрение нововведний. В качестве предмета исследования выделяется преодоление сопротивлений нововведениям, вызывающее непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса реализации инновационных проектов.

Цель исследования – выявить основные причины сопротивления отдельных работников и их групп нововведениям, а также обозначить основные методы устранения этого сопротивления. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно:

-  для более глубокого понимания  сущности объекта исследования  следует сделать общий обзор, включающий в себя изучение основных признаков инноваций, их классификации и основных этапов и методов управления инновационным процессом;

-  рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационную деятельность в организации, в том числе в ее кадровой системе;

-  выделить основные причины, вызывающие сопротивление инновациям в организации, по возможности сгруппировав их по отдельным логическим блокам;

-  обозначить методы, которые  может применять менеджер для  преодоления сопротивления нововведениям;

-  подвести итоги и сделать  выводы.

В ходе проведения исследования будет использована специальная учебная литература по управлению персоналом, а также публикации исследователей проблемы внедрения инноваций, в том числе кадровых, в периодике и сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность нововведения

    1. Понятие нововведения

 

В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.

Также существует более развернутое определение:

Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация - это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы ит.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть  еще не известного потребителям  блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, не известного  данной отрасли промышленности  метода (способа) производства;

3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором  до сих пор данная отрасль  промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4. Получение нового источника  сырья или полуфабрикатов, равным  образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение положения или подрыв положения другого предприятия.

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.

Инновационный процесс - это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:

- научно-техническая новизна;

- производственная применимость;

- коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:

- "материализацию" инновации - от идеи до воплощения ее в продукт,

услугу, технологию;

- "коммерциализацию" инновации - превращение ее в источник дохода.

Таким образом, инновация и инновационный процесс непосредственно взаимосвязаны, так как инновационный процесс - это именно тот случай, когда новизна получат экономическое содержание.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

 

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

Именно инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в. Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

 

 

    1. Классификация нововведений

 

Инновации имеют различные формы: технические, технологические, организационные, социально-экономические.

Существуют различные классификации групп инноваций которые различаются по:

- сфере приложения - научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

- характеру удовлетворяемых потребностей - создающие новые потребности и развивающие существующие;

- предмету приложения - инновация - продукт, инновация - процесс, инновация - сервис, инновации - рынки;

- степени радикальности - базисные, системные, улучшающиеся, псевдоинновации;

- глубине изменений - регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, группировка частей системы, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;

- причинам возникновения - стратегические и реактивные;

- характеру воздействия на рыночно - технологические возможности фирмы - архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;

- масштабам распространения - применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

- роли в процессе производства - основные и дополняющие;

- характеру связи с научным знанием - восходящие и нисходящие.

Первые две группы инноваций не нуждаются в объяснении. Остальные группы и входящие в них инновации имеют следующее содержание.

Инновация - продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.

Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта, Данные инновации мене рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.

Инновация-сервис - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации - продукты и инновации - процессы тесно связаны друг с другом и могут переходить друг в друга (на примере инноваций-процессов, выраженных в технологическом оборудовании для внутренних нужд и их трансформацией в виде инноваций-продуктов, продающихся за пределы предприятия).

Для следующего среза классификации инноваций:

Базисные инновации - это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах (паровая машина, электричество, атомная энергетика, вакуумная трубка, транзистор и т.д.). Они требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.

Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка для телефонных систем, а транзистор - для замены вакуумной трубки.

Информация о работе Сопротивление и внедрение инноваций