Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических и методических положений инновационной политики предприятия и разработка комплекса мер по ее реализации.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
исследование теоретических основ инновационной политики предприятия;
анализ технико-экономической деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной политики предприятия

1.1 Инновационная деятельность предприятия. Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Основные формы и методы реализации инновационной политики
11
1.3 Основные формы и методы реализации инновационной политики
17
Глава. 2 Характеристика деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск»

2.1 Технико — экономическая характеристика предприятия
20
2.2 Анализ финансовой деятельности аэропорта
25
Глава 3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия

3.1 Оценка основных видов деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск»
29
3.2 Предложения по открытию международного сектора в ОАО «Аэропорт Ульяновск»
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)
  • радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения;
  • комбинаторные, характеризующиеся использованием различных сочетаний новшеств в виде конструктивного соединения элементов;
  • модифицирующие, имеющие направленность  на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств.

Наиболее характерными показателями нововведений  являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и               прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и др.

        Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный  цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия  с производства,  реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в  своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторский работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом    продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиции инновационной  деятельности целесообразно различать  как жизненные циклы производств, так и  жизненные циклы обращения  новшества.

Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного  процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и не загруженность мощностей.

Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным  и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия – стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки  производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связанна с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура  циклов жизни новой техники и  технологии тесно связанны с параметрами  развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла  новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль, даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. 

 

1.2 Инновационная стратегия и инновационная политика                 предприятия

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной  политики. Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе. Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде. Например, стратегия японских фирм характеризуется следующим - ориентацией на постоянные изменения, как во внешней среде, так и внутри фирмы; - ориентацией на место в этой среде; - отсутствием детерминированного курса; - учетом и использованием всех возможностей для выживания и усилением своей роли в изменяющемся мире не только в текущий момент, но и на длительную перспективу; - выделением в качестве основного фактора — интеллектуальный потенциал работников фирмы и постоянно развивающиеся технологии. При данной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность в умении отвоевывать свое место на рынке. Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса. Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции. Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста. Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной.

  • под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости.
  • под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером.

 Наибольшее  повышение конкурентоспособности  продукции и предприятия обеспечивает  агрессивная стратегия.

   Также различают новаторскую и поглощающую стратегии.

     Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:

1) инновационный  риск, определяемый ошибочностью  идеи инновации, недостижением  предполагаемого результата, моральным  старением инноваций, особенно радикальных;

2) технологический  риск, связан с тем, что даже  при успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.;

3) коммерческий  риск - связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;

4) финансовый  риск - связан с возможностью ошибок  в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).

Поглощающая стратегия  ориентирована на приобретение лучших научно-технических достижений других предприятий, что создает благоприятные возможности для  ее  процветания.

Таким образом, для эффективного управления инновациями  на предприятии необходим обоснованный выбор инновационной стратегии, подкрепленный качественной и совместной работой менеджеров по стратегическому  управлению  и управлению инновациями.

Инновационная стратегия предприятия реализуется  инновационной политикой. Инновационная  политика предприятия представляет собой определение целей инновационной  стратегии и создание механизма  поддержки приоритетных программ и  проектов предприятия. Научно-технический прогресс (НТП) признан во всем мире важнейшим фактором экономического развития.

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода: 

  1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
  2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной политики затрагиваются  следующие области деятельности:

  • исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
  • повышение качества и сертификация продукции;
  • обновление производственной базы (техническое перевооружение);
  • создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
  • освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

Научно-технический  прогресс определяет все стороны  функционирования предприятия. Поэтому  одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Научно-техническая  политика охватывает все структурные  звенья, определяющие научно-технический  прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально  новой продукции, продукции, новой  для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.

Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются: создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации.

При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры; увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.

Механизм разработки инновационной политики включают в  себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:

  • исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;
  • исследование рынков необходимых ресурсов; планирование и организация инновационной деятельности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков.

  • 1.3 Основные формы и методы реализации инновационной       политики

  • Инновационная политика на предприятии  реализуется  прежде всего, путем разработки и  реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

    Инновационный проект представляет собой пакет  документов, обосновывающий  и  описывающий  комплекс   взаимосвязанных    мероприятий  по      достижению целей инновационной деятельности предприятия. По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими и  научно-техническими.

    Общая концепция  формирования проекта включает следующие  стадии:

    1. формирование проблем и целей проекта;
    2. анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденции развития основных технико-экономических показателей;
    3. оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;
    4. оценка вероятности технологического и коммерческого рисков;
    5. выбор наилучшего варианта решения проблемы;
    6. оформление  проекта и его реализация.

    Для инновационных  проектов помимо финансового, кадрового  и материально-технического обеспечения  важными критериями  успешности их реализации является новизна, патентно-правовая охрана  создаваемых  технических  решений.  Управление  проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.  В инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура.  Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности обеспечивающих осуществление инновационной деятельности.

    Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия