Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель работы исследование современных тенденций в использовании методов стимулирования привлечения иностранных инвестиций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Рассмотреть сущность, значение и цели инвестирования;
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
Классификацию инвестиций;
Понятия, классификация, методы привлечения иностранных инвестиций;
Анализ привлечения иностранных инвестиций в Россию;
Тенденции привлечения иностранных инвестиций в Россию;
Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Международное движение капитала (вывоз капитала) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и ее перемещение в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой (принимающей) страны. При этом экспорт капитала может осуществляться в условиях его дефицита для внутреннего инвестирования.
Приток инвестиций достиг пика в 2003 г., когда он составил 1,4 трлн. долл., после чего в 2004 г. началась понижательная тенденция.
Общемировая тенденция к сокращению потоков чистых инвестиций в наибольшей степени затронула промышленно развитые страны мира, прежде всего США, Германию и Великобританию, а также латиноамериканские страны. Напротив, потоки чистых инвестиций в наименее развитые страны увеличился, но, несмотря на то что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой становятся все более привлекательными для иностранных инвесторов, по-прежнему более половины всего объема прямых капиталовложений приходится на промышленно развитые страны.
В 2007 г. началось выравнивание начавшейся в 2004 г. понижательной тенденции, которая затронула многие развитые страны. Приток инвестиций в 2008 г. принял весьма значительные размеры, его прирост составил 29% (в 2007 г. – 27%) и достиг уровня в 916 млрд. долл. Однако общемировой поток был далек от пика 2003 г. В 2008 г. объем инвестиций в развитые страны возрос на 37%, что подкреплялось тенденциями умеренного экономического роста в этих странах, увеличением прибылей корпораций, а также активизацией трансграничных слияний и поглощений. Сохранение понижательной динамики инвестиций в ЕС отчасти связано с погашением крупных внутрифирменных кредитов и репатриацией прибыли из отдельных стран-членов. Значительно возрос приток инвестиций в США и Великобританию, главным образом благодаря трансграничным слияниям и поглощениям. Поток инвестиций в Японию возрос на 24% – до 8 млрд. долл.
Удельный вес инвестиций в развитые страны в 2008 г. составил 59% от общемирового объема ввезенных инвестиций, доля инвестиций, в развивающиеся страны – 36%, а доля инвестиций, в страны с переходной экономикой, (Юго-Восточной Европы и СНГ) – около 4%. Перспективы инвестиций, благоприятны. Ожидается дальнейший рост мировых потоков инвестиций, если экономический рост закрепится и распространится, будет проведена корпоративная реструктуризация, продолжатся рост прибылей и освоение новых рынков. Лишь немногие аналитики предсказывают сокращение инвестиций, в ближайшем будущем.
Перспективы потоков инвестиций, в отдельные регионы различаются. Что касается региона, в который входит Россия (страны с переходной экономикой, к которым относятся страны Юго-Восточной Европы и СНГ), то предполагается сохранение повышательной тенденции потоков инвестиций. Считается, что конкурентный уровень заработной платы в этом регионе, особенно в Юго-Восточной Европе, является привлекательным фактором для большего числа инвесторов, стремящихся к повышению эффективности или развитию экспорта, в то время как богатые природными ресурсами страны СНГ могут воспользоваться по-прежнему высокими ценами на нефть и газ.
Опыт развивающихся стран и стран с переходной экономикой показывает, что с приходом иностранного капитала в национальной экономике начинается инвестиционный бум, сопровождающийся формированием негосударственных форм собственности по мере повышения роли и масштабов иностранных инвестиций и снижением роли государства в качестве инвестора. Это вызывает обострение проблем правового регулирования собственности, что усугубляется отсутствием адекватной юридической системы, несовершенством налоговой системы, отсутствием стратегии развития промышленности, непрозрачностью отчетности, высокой коррумпированностью и т.п.
Россия входит в число 20 крупнейших получателей и источников инвестиций. Приток инвестиций, в Российскую Федерацию в 2010 г. сократился по сравнению с 2008 г., тогда как отток инвестиций, из России в 2008 и 2010 гг. был одинаков.
Конкурентоспособность компаний, осуществляющих инвестиции за границей, как правило, выше конкурентоспособности компаний, ориентированных на внутренний рынок. Вывоз инвестиций, может прямо или косвенно способствовать развитию экономики страны в целом, преобразованиям в промышленности и повышению уровня производства с целью выпуска более сложной продукции, улучшению показателей экспортной деятельности, увеличению национального дохода и занятости населения. Однако полезную отдачу надо взвешивать с учетом возможных пагубных последствий.
Проблема привлечения иностранных инвестиций стоит в развитых в промышленном отношении странах не столь остро, как в развивающихся или в странах с переходной экономикой. Страны с развитой рыночной экономикой обычно не имеют специального национального законодательства по регулированию иностранных инвестиций. Они имеют достаточные внутренние источники инвестирования и в то же время активно импортируют иностранный капитал. Регулирование же иностранных инвестиций осуществления посредством законодательных актов общего характера, относящихся ко всем субъектам хозяйствования, а также через специальные международные двусторонние договора. С целью ускоренного развития отдельных отраслей и регионов эти страны активно используют свободные экономические зоны различных типов. Льготы, предоставляемые для предприятий и организаций в этих зонах являются факторам, привлекающим иностранные инвестиции, однако ставка именно на иностранные инвестиции для решения различных проблем (для чего и создаются СЭЗ) не делается. Инвесторов в этих странах привлекают высокая политическая и коммерческая безопасность, развитая инфраструктуру, квалифицированные кадры, но им приходится сталкиваться с проблемой жесткой конкуренции, высокими требованиями к экологии и другими проблемами. Может быть, поэтому, негативные последствия деятельности иностранных инвесторов в развитых странах незначительны.
В инвестиционных отношениях, в т.ч. связанных и с иностранным инвестированием, активное участие принимает государство. Оно принимает меры по разработке и реализации долгосрочной стратегии инвестиционной политики, обеспечивает условия для предотвращения морального устаревания производственной структуры, эффективного использования ввозимого капитала, устанавливает экономические нормативы, определяет средства правовой защиты интересов участников процесса инвестирования. При этом привлечение и использование иностранных инвестиций регулируется с помощью законов, нормативных актов, предписаний, создаваемых на различных уровнях госаппарата. Через систему налоговых ставок, санкций и льгот, кредиты и амортизационной политики государство обеспечивает целенаправленный прилив иностранных инвестиций и реализацию приоритетных направлений инвестиционной политики. Эффективным рычагом привлечения иностранного капитала является также повышение центральными банками стран учетных ставок для коммерческих банков до определенного уровня.
Ответственность за реализацию внешнеэкономической политики в отношении иностранных инвестиций обычно возлагается на глав государств и правительств. В ряде стран создаются соответствующие государственные органы по управлению и регулированию иностранного инвестирования. Так, в аппарате Президента США есть специальные управления, занимающиеся разработкой и реализацией политики в области иностранных инвестиций. В Японии при премьер-министре действует Совет по сделкам с иностранным капиталом. Во Франции функционирует Инвестиционный комитет.
Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то из-за острой нехватки внутренних источников инвестирования и большой потребностью в финансовых и прочих ресурсах, им приходится решать гораздо более сложные задачи. С одной стороны они стремятся привлечь как можно больше иностранных инвестиций (что само по себе требует решения целого комплекса непростых проблем), с другой - снизить до минимума негативное воздействие этих инвестиций, сохранив привлекательность страны для инвестирования. Каждая страна по-своему решает эти проблемы.
Кроме того, тут присутствуют и отношения партнерства и подчинения: в обмен на допуск в страну, предоставление определенных условий и гарантий от политических рисков инвестор должен принять предлагаемые ему условия и строго их соблюдать. А при нанесении ущерба инвестициям по вине принимающей стороны, ущерб компенсируется не полностью, без учета упущенной выгоды.
Что касается России, то в Законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 мая 1991 года определены следующие общие положения об иностранных инвестициях.
Иностранными инвесторами в РФ могут быть:
- иностранные
юридические лица, включая, в частности,
любые компании, фирмы, предприятия,
организации или ассоциации, созданные
и правомочные осуществлять
- иностранные
граждане, лица без гражданства,
советские граждане, имеющие постоянное
местожительство за границей, при
условии, что они зарегистрированы
для ведения хозяйственной
- иностранные государства; международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:
Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.
Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности, кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право пользования.
В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.
Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов – неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение «правил игры».
При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.
Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений – одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты – не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых, к неопределенности – что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во–вторых – необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался «конвейер» по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.
Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.
Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково – чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов.