Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель работы исследование современных тенденций в использовании методов стимулирования привлечения иностранных инвестиций.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Рассмотреть сущность, значение и цели инвестирования;
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
Классификацию инвестиций;
Понятия, классификация, методы привлечения иностранных инвестиций;
Анализ привлечения иностранных инвестиций в Россию;
Тенденции привлечения иностранных инвестиций в Россию;
Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечивает стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдает соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Федеральным законом от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.
Помимо специально ориентированных законов на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону «Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирования иностранных инвестиций.
Также на регулирование иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.
Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.
В связи с этим, в совокупности все законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации.
Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов.
Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно законодательству «иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации».
В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:
- гарантия правовой
защиты деятельности
- гарантия использования
иностранным инвестором
- гарантия перехода
прав и обязанностей
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантия от
неблагоприятного изменения
- гарантия обеспечения
надлежащего разрешения спора, возникшего
в связи с осуществлением
- гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- гарантия права
иностранного инвестора на
- гарантия права
иностранного инвестора на
- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Несмотря на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов.
Важнейшей составной частью финансовых рынков является инвестиционный рынок. Инвестиционный рынок - совокупность отдельных рынков, в составе которых выделяют: рынок прямых капитальных вложений, рынок приватизируемых объектов, рынок недвижимости, рынок прочих объектов реального инвестирования, фондовый рынок и денежный рынок
Государство использует три основных способа привлечения средств. Первый способ — это сбор налогов на прибыль или доходы, полученные нацией. Второй способ состоит в заимствовании сбережений населения страны или на международном рынке. Третий способ заключается в продаже активов, которыми государство обладает в настоящее время.
Источником средств для инвестирования являются сбережения, т.е. средства, которые не были израсходованы на потребительские нужды.
Объектами инвестирования являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национального хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права, другие объекты собственности.
Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица и другие участники инвестиционного процесса.
Таким образом, инвестиции имеют две стороны: затраты ресурсов и получаемый результат.
Инвестиционный потенциал - это инвестиционная емкость какого-либо объекта, складывающаяся как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования.
Инвестиционный риск - характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, он как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке.
Инвестиционный климат можно определить как систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микроуровне управления и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций. Инвестиционный климат характеризует привлекательность стран, территорий, отраслей.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя уровнями законодательствами. Первое - это специальное инвестиционное законодательство, второе - гражданское и хозяйственное.
В частности, с точки зрения сфер рынка, на которых они фигурируют, и объектов вложения инвестиции могут иметь форму либо капиталообразующих (реальных), либо портфельных инвестиций.
Портфельные инвестиции — это сумма средств, необходимых для приобретения совокупности различных фондовых, а также иных финансовых, и надежное размещение.
Реальные инвестиции — это финансирование капитального строительства и капитальных вложений, направленных на создание основных фондов производственного и непроизводственного назначения.
Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории Российской Федерации в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем.
Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Среди методов привлечения прямых иностранных инвестиций можно выделить:
Методами привлечения портфельных иностранных инвестиций является размещение за рубежом облигаций (государственных и частных), небольших пакетов акций предприятий (без права управления предприятием) и их суррогатов, а также средства от продажи аналогичных ценных бумаг нерезидентам, т.е. иностранным юридическим и физическим лицам внутри страны. С помощью иностранных портфельных инвестиций решаются в основном финансовые задачи.
В целом, динамика объемов иностранных инвестиций в Россию под воздействием выраженных кризисных явлений в экономике демонстрирует снижение второй год подряд. Согласно Росстату, за 2009 года в не финансовый сектор российской экономики поступило 54,7 млрд. долл. инвестиций из-за рубежа, что на 27,8% меньше, чем за 2008г. В январе-сентябре 2010г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 64,5 миллиарда рублей, что на 20% меньше (в сопоставимых ценах), чем за январь-сентябрь 2009г.
В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам: право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности; право беспрепятственно распоряжаться прибылью; право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения; право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества; недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию; включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок; возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.