Стимулирование инновационной деятельности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Прежде всего появление дисциплины "Инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития и конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая оценка нововведения в организации 5
1.1 Механизм оценки нововведения 5
1.2 Социальная важность научных нововведений 10
1.3 Источники финансирования НТП 10
2. Эффективность нововведений 12
2.1Эффективность использования инноваций 12
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности 14
2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность 14
3. Разработка программы по поддержке нововведений 18
3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них 18
3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Факультет экономики  и управления

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Инновационному менеджменту

на тему «Стимулирование инновационной деятельности персонала»

 

 

 

Выполнил: студент

4101 группы

4 курса

Факультета экономики  и управления

Акопян Геворг Артурович

 

Руководитель:

Профессор, д.т.н. Лещенко М.И.

Дата защиты: _______________

Оценка:  ___________________

___________________________

 

 

Дубна, 2012.

 

 АННОТАЦИЯ

Курсовая работа посвящена нововведениям в организации. Ключевыми словами являются такие термины, как: нововведение, инновация, новация, экономические исследования, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, инновационное решение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная система.

ANNOTATION

Course work is devoted to innovation in the organization. The key words are terms such as: innovation, innovation, innovation, economic research, scientific and technical progress and scientific and technological revolution, innovation, innovation process, innovation, innovation system.

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  данной работы обусловлена несколькими факторами. Прежде всего появление дисциплины "Инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития и конкурентной борьбы.

Для начала необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Целью данной работы является оценка и анализ современных  инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.

В мировой экономической литературе «Инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин "Инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

 

1. Общая оценка нововведения в организации

 

Говоря об общей  оценке НВ, необходимо отметить сам механизм данного процесса.

 

1.1 Механизм  оценки нововведения

 Каждое НВ  имеет своей целью достижение  некого результата. Он не всегда  может совпадать с поставленной задачей, т.к. свои коррективы вносит время, экономическая обстановка (её стабильность/нестабильность), общество, которое определяет спрос на НВ.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в её взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие  группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путём скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

 

Внедрение НВ - это всегда трудный и болезненный  процесс для любой организации.

 

Во всех случаях  для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке.

Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идёт о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей..

Инновационный процесс имеет циклический характер.

Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, т.е. повышается технологический  уровень инновационной системы и её составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

В общем виде ИП можно записать так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ  — прикладные исследования;

Р — разработка;

Пр  — проектирование;

С — строительство;

ОС  — освоение;

ПП  — промышленное производство;

М — маркетинг;

Сб — сбыт.

Для анализа  этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.

Начальной стадией  инновационного процесса является фундаментальное  исследование (теоретическое), связанное  с понятием научной деятельности. Конечно, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

В связи с  этим необходимо выяснить сущность научной  работы в данном направлении. Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по определённой схеме.

Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

 

Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учётом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны  для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту  в системе (на предприятии, в фирме)можно  выделить:

  • инновации на входе предприятия;
  • инновации системной структуры предприятия;
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, тезнологии).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие; модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учётом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления. Достаточно полную классификацию инноваций предположил российский учёный Пригожин А.И. .

  1. По распространённости: единичные;  диффузные.
  2. По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие);  продуктовые.

 

3.По преемственности:  замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;  ретровведения.

4. По охвату  ожидаемой доли рынка: локальные;  системные; стратегические.

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:  радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Четвёртое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Д.И. Кондратьевым в 20-е годы была создана теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры. По оценки Д.И. Кондратьева, периоды больших циклов с конца 18 века представлены следующим образом.

Повышательная волна: с конца начала 90-х гг. до 1810 - 1817 гг.

Понижательная волна: с 1810 — 1817 до 1844 - 1851 гг.

Повышательная волна: с 1844 — 1851 t. до 1870 - 1875 гг.

Понижательная волна: с 1870 — 1875 гг. до 1890 — 1896 гг.

Повышательная волна: с 1890 — 1896 гг. до 1914 — 1920 гг.

Вероятная понижательная  волна: с 1914 — 1920 гг.

 Кондратьев  считал, что перед началом и  в начале повышательной волны  каждого большого цикла происходят  глубокие изменения в экономической  жизни общества, которые выражаются  в значительных изменениях техники. Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно.

Любая инновация  ведёт к определённым результатам. Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.

Итак, «ноу-хау» - это особенный вид товара, неразрывно связанный с НВ. Особенность заключается в том, что технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя.

Каждое новое  техническое решение, относящееся  к производству, является уникальным и неповторимым. На использование новой технологии влияет множество факторов:

• темпы устаревания технологии и замены её новой, более совершенной;

• скорость распространения  данных технологий, что обусловливает  исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

 

1.2 Социальная  важность научных нововведений

Основным поставщиком  «ноу-хау» была и будет наука. Она, своими открытиями оказывает на общество огромное влияние. Прежде всего, – это  простейшее влияние на быт человека. Умелое использование электричества, открытие двигателей внутреннего сгорания повлекли за собой создание тех предметов и приспособлений, без которых обыватель сейчас не мыслит своего существования. Но важным является вопрос финансирования науки.

 

1.3 Источники  финансирования НТП

Прежде всего, это труд части работников науки. С одной стороны, со временем прирост необходимого продукта общества, созданный благодаря прикладной науке (достигнутый вследствие роста производительности общественного труда, включая лучшее использование природных ресурсов, который стал возможным после внедрения её достижений), возмещает произведённые на науку затраты и превращается и самостоятельный источник дальнейшего выделения на неё средств, причём по мере налаживания системы внедрения прикладных научных результатов, увеличения их эффективности, превращает науку в самостоятельную сферу деятельности хозяйствования. Труд остальной части работников науки (фундаментальной науки, прикладной науки для непроизводственной сферы), не формирует никакой части общественного продукта, откуда могут быть возмещены авансированные на его оплату и материально-техническое обеспечение средства.

Переход к рыночной экономике, сопровождаемый различными мерами, призванными сформировать рыночную инфраструктуру, среди которых свёртывание деятельности отраслевых министерств, превращение предприятий в главных, относительно свободных субъектов хозяйственной деятельности, приводит к активизации пересмотра политики предприятий в отношении научных организаций.

Информация о работе Стимулирование инновационной деятельности персонала