Стимулирование инновационной деятельности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Прежде всего появление дисциплины "Инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития и конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая оценка нововведения в организации 5
1.1 Механизм оценки нововведения 5
1.2 Социальная важность научных нововведений 10
1.3 Источники финансирования НТП 10
2. Эффективность нововведений 12
2.1Эффективность использования инноваций 12
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности 14
2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность 14
3. Разработка программы по поддержке нововведений 18
3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них 18
3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Преобладание  краткосрочных интересов, связанное  с выработанной в течение многих десятилетий привычкой к работе по плану, нежеланием рисковать, обновлять выпускаемую продукцию, приводит к тому, что предприятия не испытывают особой потребности в новых результатах НИОКР для освоения их у себя на производстве. Особенно это касается крупных работ с солидной исследовательской частью.

 

2. Эффективность нововведений

2.1Эффективность  использования инноваций

Важным этапом является непосредственно использование  инноваций, а также последующая оценка их эффективности. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее важна она и для переходной экономики.

В зависимости  от учитываемых результатов и  затрат различают следующие виды эффекта (см. таблицу)

Виды  эффекта от реализации

Вид эффекта

Факторы, показатели

Экономический

 

Научно-технический 

Финансовый

Показатели учитывают  в стоимостном выражении.

 

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

 

Расчёт показателей  базируется на финансовых показателях


 

В зависимости от временного периода учёта результатов и затрат различают показатели эффекта за расчётный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих  факторов:

• продолжительности инновационного периода;

• срока службы объекта  инноваций;

• степени достоверности  исходной информации;

• требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим  принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Необходимо также отметить,  что эффективность в производстве — это всегда отношение.

 

В целом проблема определения  экономического и социального эффекта, а также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует превышения конечных результатов  от их использования над затратами  на разработку, изготовление и реализацию. Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей: 1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности; 4) период окупаемости.

Индекс рентабельности инноваций. Представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчётный период, приведённых к одному, обычно начальному году. Рассмотренный метод помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод часто используют организации, находящихся на подчинённом положении и получающих от вышестоящего руководства уже жёстко свёрстанный бюджет. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведённых доходов к приведённым на эту же дату инновационным расходам. Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

В условиях жёсткого дефицита средств предпочтение отдаётся тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определённое число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путём приведения к расчётному моменту.

Период окупаемости. Является одним из наиболее распространённых показателей оценки эффективности инвестиций.

 

 

В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование  в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

 

2.2. Характеристика  результатов инновационной деятельности

Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в не овеществлённой форме (например "ноу-хау").

Создатели новшеств приобретают на них авторские  и смежные с ними права. Возникает  такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).

 

2.3 Эффективность  затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано  с внутренними и внешними источниками финансирования: собственные средства организации; средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сектора.

Внутренние  текущие затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ: фундаментальные исследования; прикладные исследования; разработки по секторам деятельности; государственный; предпринимательский; сектор высшего образования; частный бесприбыльный сектор. Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки её результатов.

Однако эффективность, получаемая продавцом и покупателем значительно отличается. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несёт затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

Важную роль в социальной эффективности нововведений играет экономическая культура того общества, в которое данное нововведение вытекает.

Экономическая культура в данном случае является регулятором экономического поведения и его частных случаев: спроса на нововведение, что, в свою очередь, определяет эффективность нововведения. Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием общества и экономическим мышлением индивида или социальной группы предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов, выступающих носителями соответствующего типа экономической культуры.

Чем совершеннее  способ взаимодействия между обществом  и экономикой, тем эффективнее  экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. А ведь именно от уровня экономической культуры во многом зависит и судьба нововведения. Как упоминалось ранее, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловливает противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.

 

Вследствие  этого экономическое поведение  приобретает скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляется порой в состоянии психологического стресса. В свою очередь это сказывается на НВ. Экономически косное общество к нововведениям относится с подозрением. Посему социальная эффективность НВ неразрывна с экономической культурой. В рассматриваемом нами примере экономически косного общества, экономическое мышление такого типа в свою очередь не способно существенно обогатить социальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощённый социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в постсоветской экономике пока не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие несовершенного способа взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления на экономическое поведение невелико и слабо обусловливает гибкость этого поведения. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на неё значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. В-третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая культура, ориентирована на управление экономическим поведением людей.

Для анализа  механизмов этого взаимодействия используется методология системного подхода, позволяющая  раскрыть многообразие связей сложного объекта и свести их в целостную  теоретическую картину.

 

 

Данная методология  позволяет углубить существующее знание исследуемого явления и найти способы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта, и выявления достаточно полной типологии его связей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачей экономистов является, кроме всего прочего, повышение экономической культуры общества, дабы нововведение находило в нем положительный отклик.

 

 

3. Разработка программы  по поддержке нововведений

Изучая данный вопрос важно уточнить сам механизм введения инноваций в общество, а также рассмотреть схему формирования затрат на инновации и их поддержку, но, в отличие от предыдущей главы, не сколько в экономическом аспекте, а сколько в законодательном, юридическом.

3.1. Механизм  введения инноваций и затраты  на них

Говоря о  программе поддержки инноваций, важно подробно рассмотреть механизм воплощения в жизнь нововведений. Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением. Они носят название организационных структур инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация  — организация (учреждение, приятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации.

Среди организационных  структур инновационного менеджмента  особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров.

 Так, в  США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентирует-на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определённых видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые  автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий.

Американская  практика организации поисковых  исследований породила своеобразную форму  предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными не большими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции, Их создают учёные-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространён в США, Западной Европе, Японии.

Венчурные фирмы  работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и ещё сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Как правило, венчурные  фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы  могут быть дочерними у более  крупных фирм. Создание венчурных  фирм предполагает наличие следующих  компонентов: идеи инновации — нового изделия, технологии; общественной потребности  и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путём приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного вида, Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

 

Для российской экономики венчурное предпринимательство  привлекательно. Успехи рискового предпринимательства  в разработке, научно-технических  новшеств заставили отдельные крупные  промышленные предприятия Военно-промышленного  комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры.

Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические  разработки имеют приоритетное значение.

Высшая школа  имеет около 800 малых фирм, объединённых в технопарки. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Информация о работе Стимулирование инновационной деятельности персонала