Стратегический альянс компаний различного уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - изучение стратегических альянсов компаний различного уровня. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить научную литературу по данному вопросу
- раскрыть сущность и значение стратегических альянсов
- обозначить виды стратегических альянсов фирм
- проанализировать особенности развития стратегических альянсов в российской экономике

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия  ХХ в. стратегические альянсы как  особая форма взаимодействия юридически самостоятельных компаний получили широкое распространение в различных  отраслях бизнеса. При этом под стратегическим альянсом подразумевается соглашения о сотрудничестве между двумя  или несколькими компаниями, которые  идут дальше, чем проведение обычных  торговых операций, но не доводят дело до слияний и/или поглощений.

Появление и развитие стратегических альянсов как особого вида кооперации и специализации независимых  компаний было обусловлено целым  рядом причин. Во-первых, рынок, который  стал более динамичным и менее  предсказуемым, потребовал создания гибких организационно-правовых конструкций, быстро и адекватно реагирующих  на внешние изменения. Во-вторых, в 80-е  годы прошлого столетия, ведущие компании активно занимались реинжинирингом и рефокусированием, добиваясь эффективности благодаря использованию своих ключевых бизнес - компетенций. Это создало хорошие предпосылки для объединения дополняющих друг друга ключевых компетенций различных компаний в целях достижения еще большей эффективности в соответствующих альянсах. В-третьих, даже крупные корпорации стали весьма остро ощущать недостаточность собственных ресурсов для осуществления своих стратегий глобализации.

В современной динамичной экономике стратегические альянсы  позволяют бизнесу создать конкурентное преимущество за счет доступа к ресурсам и способностям партнера, таким как  рынки, технологии, капиталы и люди. Создание команды позволяет обеим  сторонам увеличить свои ресурсы  и способности и за счет этого  расти и расширяться быстрее  и эффективнее. Быстрорастущие фирмы  особенно активно полагаются на стратегические альянсы, чтобы расширить свои технические  и операционные ресурсы. В результате, они экономят время и скачком  увеличивают продуктивность, поскольку  не должны создавать новые компетенции  с нуля. Таким образом, они могут  концентрироваться на инновациях и  своем стержневом бизнесе. Многие быстрорастущие инновационные фирмы используют стратегические альянсы, чтобы получить возможность пользоваться более  сильными каналами маркетинга и продаж или репутацией бренда более крупного и хорошо известного игрока. Более  традиционные бизнесы предпочитают создавать альянсы с целью  географического расширения, сокращения себестоимости, улучшения производства и создания других синергий в цепочке создания ценности.

Цель данной контрольной  работы - изучение стратегических альянсов компаний различного уровня. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обобщить научную литературу по данному вопросу

- раскрыть сущность и значение стратегических альянсов

- обозначить виды стратегических альянсов фирм

- проанализировать особенности развития стратегических альянсов в российской экономике

 

1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АЛЬЯНСОВ

В последнее десятилетие  в работах по стратегическому  менеджменту все чаще пишут об альянсах - стратегических союзах, которые  возникают между самостоятельными корпорациями. Число альянсов в последнее  время нарастает, и можно ожидать, что эта тенденция в ближайшее  десятилетие сохранится.

В литературе, относящейся  к этому вопросу, альянсы часто  отождествляются с конгломератами, сетями, иногда даже с диверсифицированными компаниями. Однако эти понятия полезно  различать, поскольку природа их не одинакова, а, следовательно, и способы  стратегического управления имеют  свои особенности.

Компании, диверсифицирующие  свой бизнес через поглощение или  создание новых бизнес - единиц, стремятся создавать различные направления бизнеса, и, таким образом, обеспечить синергический эффект. Он может выражаться либо в оптимизации использования основных ресурсов, либо в применении в различных бизнес - единицах базовой компетенции компании. К этому необходимо добавить, что какие бы бизнес - единицы не развивались в рамках одной корпорации, все они подчиняются некоторому стратегическому видению и целям корпорации как единого целого. Если вышеперечисленные требования не выполняются, компания, имеющая набор бизнес - единиц, представляет собой не альянс, а конгломерат не объединенных синергическим эффектом бизнес - единиц.

К альянсам относятся объединения, которые можно охарактеризовать следующим образом. Это соглашение о кооперации двух или более независимых  компаний для достижения определенных стратегических целей. Такой союз часто  заключают компании, занятые в  смежных или далеких друг от друга  сферах деятельности и обладающие взаимодополняющими технологиями или опытом.

Стратегический союз компаний в отличие от диверсифицированной  корпорации не является самостоятельным  юридическим лицом. Именно поэтому  их союз имеет больше степеней свободы  и часто приобретает более  глубокий характер и гибкость, нежели это происходит в корпорации. Поглощения ведут именно к диверсифицированным  корпорациям или конгломератам, но не к альянсам.

До недавнего времени  считалось, что самый надежный способ создания нового бизнеса - это комбинирование базовых компетенций при помощи слияний и поглощений. Однако сейчас уже звучат менее восторженные призывы  к таким способам, которые скорее амбициозны, чем эффективны. Когда  дело доходит до поглощения, какие-либо переговоры о взаимных выгодах практически исключены. Естественно, при поглощении компания, поглощающая другую, уверена, что она выигрывает в перспективе. Она обычно вынуждена платить поглощаемой компании в надежде, что существует синергия, которая обеспечит существенный рост в будущем.

Компании, участницы альянсов, не ограничены формальной регламентацией прав и обязанностей сторон, сохраняют  свои собственные стратегические цели и существенные черты корпорационной культуры. Поэтому альянсы могут  заключать даже конкуренты, не говоря уже о поставщиках и их клиентах.

Стратегические альянсы  в XXI веке превращаются в важнейшее  оружие конкурентной борьбы; возможно, они приведут к созданию новых  форм организации корпораций.

Непременными условиями  эффективного стратегического альянса  являются:

- долгосрочное планирование;

- координация политики;

- укрепление доверия участников альянсов;

- стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

Формирование альянсов позволяет  селективно обновлять корпоративный  «генофонд» путем смешения навыков  и способностей, имеющихся в разных компаниях, и выращивания на этой основе новых компетенций и создания новых видов бизнеса.

Наиболее сложные альянсы  являются примерами нарождающегося экономического порядка, сущность и  возможности которого до конца еще  не известны. Возникающие в недрах альянсов новые виды бизнеса - это  своего рода узлы невидимых нитей, соединенных  в сети. Способность эффективно управлять  альянсами и компаниями, вступающими  в альянсы, становится сегодня новым  мерилом успеха в бизнесе.

Потребность в их появлении  объясняется в первую очередь  несколькими основными факторами:

- распространением технологий;

- увеличением всепроникающей силы технологий из одной отрасли в другую;

- усиление роли фундаментальных открытий в бизнесе;

- глобализацией рынков.

В недалеком прошлом технологические  новшества продвигались только в  тех отраслях, в которых появлялись новые разработки. Однако в настоящее  время все происходит иначе: новые  технологии стимулируют развитие бизнеса во множестве отраслей.

В настоящее время лидеры отрасли не имеют монополии на владение какими-то технологическими новшествами. Сейчас затраты компаний на исследования и разработки возрастают во всем мире. Стараясь не отстать от общего технического и технологического развития, компании стремятся заключать  альянсы с партнерами, которые  способны порождать новые технологии или их применение в новых областях, получая, таким образом, доступ к  инновационным технологиям в  обмен, например, на упрочение позиций  партнера на рынке. Растет также доля расходов, осуществляемых на кооперативной  основе, поскольку отдельным корпорациям  трудно вести разработки в одиночку.

Фактором, в значительной степени ускоряющим формирование альянсов, стала глобализация делового мира. Если компании необходимо выйти на новый рынок, приходится входить  в альянс с партнером, у которого на этом рынке уже имеются прочные  позиции. В ходе заключения подобных соглашений стороны договариваются об использовании производственных мощностей, технологий, эффекта масштаба, информационных сетей и о других аспектах бизнеса в обмен к  доступу на новый рынок.

Причины, побуждающие компании вступать в альянсы, часто очень  просты:

- сокращение издержек;

- получение новой технологии;

- доступ на новый рынок;

- разделение рисков;

- взаимное обучение.

Последнее обстоятельство - стремление учиться друг у друга - заслуживает особого внимания. В настоящее время способность учиться, как критический фактор успеха во многих отраслях часто играет более важную роль, чем физические активы, доля рынка или владение патентами. Способность быстро приобретать необходимые знания и трансформировать их в продукцию и услуги, а также порождать свои собственные знания, относящиеся к бизнесу, становится сейчас важнейшим условием успеха. Но поскольку новые знания все чаще обнаруживаются за пределами компании, то основным оружием в конкуренции становится способность создавать альянсы на основе знаний.

В Россию уже пришла мода на осознанное и планомерное изучение чужого опыта, которое называется бенчмаркингом. Бенчмаркинг рассматривают как процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности. Методики проведения бенчмаркинга должны обеспечивать две связанные задачи:

1) идентификацию аналога  для сравнения

2) выбор и использование  параметров и индикаторов, которые  будут сравниваться

Под краткосрочным и поверхностным  сотрудничеством следует понимать:

1) поставки от нескольких  источников сырья;

2) договора о совместных  рыночных акциях;

3) использование общих  каналов сбыта и т.п.

Понятно, что такие формы  сотрудничества нельзя называть альянсами.

Существует более глубокие формы сотрудничества между субъектами рынка. Можно сформулировать много  разновидностей среднесрочного, но достаточно глубокого сотрудничества:

- совместные среднесрочные проекты;

- договора о совместных исследованиях;

- совместное завоевание национальных рынков;

- разделение рисков совместных технических разработок и проникновение на новые рынки и т.п.

Такие формы сотрудничества можно назвать временными союзами, которые могут, в принципе, перерасти в альянс. Однако если такой союз был среднесрочным, скорее всего, это несостоявшийся альянс.

Устойчивые партнерства  не носят глубокого характера, хотя являются долгосрочными по времени. Такое сотрудничество полезно, ибо  дает некоторое снижение рисков, возможность  сократить издержки по цепочке создания стоимости. Однако это все же поверхностное  сотрудничество, и называть его альянсом - значит вводить в заблуждение. При  такой трактовке альянсов не очень понятно, почему вдруг стали говорить о лавинообразном росте стратегических альянсов, ведь примеры успешного долгосрочного сотрудничества между поставщиком и производителем, между дистрибьютором и производителем и т.п., известны давно.

В альянсах формы сотрудничества глубоки и разнообразны и продолжительны по времени. Здесь может быть огромная экономия на издержках при проведении фундаментальных научных и конструкторских разработок, например, в авиастроении. Когда риски и неопределенность высоки, а затраты колоссальны, когда на фундаментальные разработки, конструирование и создание прототипов времени требуется относительно много - это повод к тому, чтобы создавать альянс. Тем более, что компании могут иметь лидирующие компетенции в различных сферах: у одной прекрасные конструкторские бюро на конкретный период, другая компания «держит в руках» прорывную теоретическую идею, третья как раз «раскрутилась» на соответствующем рынке. В подобных ситуациях есть прямой смысл создавать долговременный союз - то есть альянс. Совместная разработка технических стандартов также является мощным рычагом воздействия на рынок. Итак, особенность альянсов состоит в следующем:

- глубокое и долгосрочное сотрудничество;

- не является юридическим объединением в одну компанию;

- подразумевает сохранение собственных стратегических целей;

- подразумевает совместные стратегические инициативы;

- разделение рисков;

- не только объединение компетенций, но и создание новых, совместных;

- совместные операции на глобальном рынке;

- подразумевает относительную подгонку корпоративных культур.

Альянсы могут объединять совершено различных по профилю  рыночных операторов и в то же время  организации, производящие знания, любые  другие услуги, университеты.

 

 

 

2. ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

За последнее десятилетие  появилось множество видов стратегических альянсов: от совместных предприятий  до партнерств без акционерного участия, например, на основе технологических  лицензий или соглашений по маркетингу. Вновь возникающие организационные  формы не вытесняют предшествующие типы интеграции предприятий, а дополняют  их - происходит расширение многообразия форм.

К стратегическим альянсам следует отнести следующие известные  в отечественной литературе виды интеграции предприятий: концерн, консорциум, картель и совместное предприятие.

Другие существующие формы  интеграции - синдикат, трест - не подходят под принятое определение стратегического  альянса, поскольку в синдикате  предприятия утрачивают свою коммерческую самостоятельность, а в тресте - также  и производственную самостоятельность.

При диверсификации производственно-хозяйственной  деятельности предприятия возникают  еще такие формы объединений, как финансово-промышленная группа и холдинг, подразумевающие наличие  разнообразных финансовых отношений  между участниками. Ввиду сложности  их однозначного определения эти  структуры предлагается также не включать в понятие стратегических альянсов.

Информация о работе Стратегический альянс компаний различного уровня