Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:55, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - изучение стратегических альянсов компаний различного уровня. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить научную литературу по данному вопросу
- раскрыть сущность и значение стратегических альянсов
- обозначить виды стратегических альянсов фирм
- проанализировать особенности развития стратегических альянсов в российской экономике
В зарубежной литературе существует теория альянсов, базирующаяся на двух ограничениях: цель альянса (стратегический или оперативный) и стороны альянса (конкуренты против неконкурентов). Здесь выделяют следующие типы альянсов: конкурентный альянс; соглашение о выполнении совместной работы; картель; соглашение о сотрудничестве.
Наиболее распространенный
вид промышленных ассоциаций - концерн
- объединение (часто многоотраслевое)
организационно связанных между
собой предприятий, контролируемых
через систему участия в
В отечественных источниках картель - это объединение фирм одной отрасли, вступающих между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности предприятия, причем участники не утрачивают юридической, финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности.
Соглашение может касаться
цен, рынков сбыта, объемов производства
и продажи, ассортимента и т. д. В
первую очередь регулированию подлежит
сбыт продукции. Участники картеля
продают продукцию
Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях участников, и партнерскими отношениями контрактного типа, т. к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов и целей.
В зависимости от количества ресурсов, вложенных предприятиями в альянс, и потенциальных пользователей результатов совместной работы определяются четыре характерных вида стратегических альянсов: специализированное объединение, консорциум, проектное совместное предприятие и полноправное совместное предприятие.
Материнские компании вкладывают в специализированные объединения ресурсы, достаточные для совместных действий, результаты которых будут полностью возвращены самим партнерам по альянсу. В консорциум партнеры вкладывают больше, но тоже забирают плоды совместных работ.
В отечественных источниках
консорциум - одна из форм объединений,
создаваемых на основе соглашения между
несколькими банками, предприятиями,
фирмами, научными центрами, государствами
для совместного проведения крупных
финансовых операций по размещению займов,
акций или осуществлению
Проектное совместное предприятие подразумевает создание общей организации при незначительных вложениях ресурсов. Итоги работы, за исключением финансовых результатов (дивиденды, гонорары и т. д.), не распределяются между материнскими организациями, а остаются в новом предприятии.
В полноправное совместное предприятие партнеры вкладывают значительное количество ресурсов, а образованное предприятие также вправе аккумулировать нефинансовые результаты сотрудничества.
Материнские компании обычно
имеют равноправие в принятии
решений и контроле за деятельностью
совместного предприятия. При этом
отношения между предприятиями-
Потенциал партнеров должен
отвечать основным целям планируемого
предприятия, а их характеристики должны
наилучшим образом взаимно
Тип партнеров по совместному
предприятию и их отношения за
границами соглашения тоже важны. Если
оба участника занимаются одним
и тем же видом бизнеса и
желают создать совместное предприятие
для достижения общих целей, это
- «горизонтальное совместное предприятие».
Когда партнеры работают на различных
ступенях производственного цикла
или выполняют похожие
Растущая популярность совместных предприятий связана с тем, что несмотря на очевидные сложности с осуществлением общего контроля, такие предприятия обладают существенными преимуществами при организации снабжения и управления активами на стадии расширения.
Стратегические альянсы,
не являющиеся совместными предприятиями,
могут быть разделены на две группы:
альянсы с акционерным
Если сотрудничающие фирмы
согласны работать вместе ради разработки,
производства или продажи продуктов
или услуг и при этом они
не приобретают акции друг друга
и не формируют независимую
В альянсе с акционерным участием члены соглашения, кроме заключения контрактов, приобретают акции партнеров. Иногда этими вложениями обмениваются.
Партнерства также бывают
национальными и международными
(предприятия находятся в
Принимая решение о выходе в новую отрасль, руководство предприятия должно тщательно проанализировать условия принятия такой стратегии. Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры. Затраты на вхождение в новый бизнес не должны приводить к капитализации всех будущих доходов. Если соответствующий уровень прибыли в отрасли не обеспечивается, организация должна находить возможность реструктурировать отрасль или усиливать свое конкурентное преимущество, которое позволит получать прибыль намного выше средней прибыли в отрасли. Выход в новую отрасль должен быть взаимовыгодным для формируемого альянса и корпорации в целом.
Стратегические альянсы
могут быть не только простыми, объединяющими
лишь технологические или рыночные
ресурсы двух предприятий, но и чрезвычайно
сложными, вовлекающими несколько предприятий
из разных стран. Результатом становится
переплетение предприятий, конкурирующих
между собой в различных
Табл.1
Типы альянсов |
Примеры |
Совместное ведение рекламной кампании |
American Express и Toy'R'Us (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара) |
Партнерство в области
научно-исследовательских |
Cytel и Sumitono Chemicals (альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов) |
Соглашение о передаче в пользование системы сервиса |
Cigna и United Motors Works (соглашение об оказании финансовой помощи неамериканским фирмам и государственным организациям) |
Совместное использование
системы распределения |
Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе) |
Передача технологий |
IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем) |
Совместное участие в тренингах |
Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя) |
Совместное производство |
Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных / сборочных линиях) |
Совместная разработка естественных ресурсов |
Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде) |
Внутри корпоративное отделение (создание дочерней компании) |
Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния) |
Обмен лицензиями |
Hottman-LaRoche и Glaxo заключили соглашение о продаже на территории США производственного препарата «Zantac» |
Сама по себе та или иная структура альянса не ведет к успеху, а лишь обеспечивает основу для его функционирования. В зависимости от целей предприятий-партнеров менеджмент имеет возможность выбора из широкого спектра организационных форм.
3. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
Для российской экономики
стратегические альянсы - относительно
новая форма интеграции ресурсов
партнеров для достижения общих
целей. Они потенциально так же актуальны,
как и для ведущих отраслей
западных стран. Но в количественном
отношении отечественные
Однако более важные причины
неразвитости альянсов связаны не столько
с экономическими, сколько с поведенческими
факторами. Дело в том, что одним
из основополагающих условий их образования
является выстраивание партнерских
отношений на доверительной основе.
Стратегические альянсы - наиболее сложный
тип союзов. Менеджерам, работающим
в них, необходимо внимательно относиться
к балансу интересов компаний,
которые они представляют, и самих
альянсов. Это требует большого дипломатического
таланта, умения смотреть на вещи глазами
партнера, понимания мотивации. В
этом отношении российский бизнес действует
в русле объективных процессов
консолидации компаний и налаживания
партнерских отношений, поиска совместных
проектов. Но российские компании, только
недавно закончившие процесс
первоначального накопления капитала
с его корпоративными конфликтами,
экономической и
Также можно говорить о
переосмыслении места и роли стратегических
альянсов российскими менеджерами
для перспектив развития компании.
Тенденция к осознанию
В последнее время все большее количество руководителей бизнес-структур не только проявляют интерес к стратегическим альянсам, но и активно участвуют в процессе их образования. Многие российские компании переходят к совместному ведению бизнеса. Так, в начале 2000-х годов был образован стратегический альянс «Завод труб большого диаметра» в Нижнем Тагиле. В него вошли Нижнетагильский металлургический комбинат, «Газпром», компания Dufercos. А. (Швейцария) и Российский фонд федерального имущества. Альянс позволяет гибко сотрудничать с широким кругом партнеров, создавая новые возможности роста для каждого из них. Нижнетагильский металлургический комбинат рассматривает участие в альянсе «Газпрома» и компании Dufercos. А. как основу стабильного и платежеспособного спроса на трубы и лист. Встречный интерес партнеров по альянсу - получение продукции, выпускаемой в соответствии с требованиями «Газпрома» и имеющей сбыт у других заказчиков на внутреннем и мировом рынках.
В 2006 г. крупнейший лесопромышленный холдинг России «Илим Палп» и мировой концерн International Paper (IP) заключили соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Группа Илим». По соглашению, достигнутому сторонами, объединенная компания должна финансировать долгосрочную программу развития, рассчитанную на 5 лет. Согласно ей в модернизацию оборудования предприятий планировалось инвестировать 1,2 млрд. долл., что позволит увеличить производственные мощности холдинга в 1,5 раза. Тенденции таковы, что в ближайшие годы большая часть мировой целлюлозно-бумажной промышленности будет производиться десятком крупнейших мировых производителей.
Таких примеров становится все больше, тем не менее, образование стратегических альянсов в российской экономике только начинается. Менеджеры компаний начинают отходить от крайних форм конкуренции и настраиваются на поиски взаимовыгодных схем.
В нашей стране наибольшее
распространение получили стратегические
альянсы с иностранными компаньонами.
Это объясняется во многом тем, что
в то время, когда за рубежом накоплен
достаточно большой опыт по созданию
международных альянсов, российским
компаниям не надо создавать особых
механизмов сотрудничества, а следует
лишь адаптироваться к уже налаженным
схемам. Кроме того, участие в
таких альянсах открывает для
них новые возможности и
Наблюдается и другая особенность в развитии форм стратегических альянсов. В исследованиях зарубежных авторов обращается внимание на то, что в этих странах существенное развитие получили альянсы компаний-конкурентов. По некоторым подсчетам, они составляют не менее 70% от общего числа соглашений о сотрудничестве, заключаемых между компаниями. В российской статистике отсутствуют данные о количестве, формах и видах стратегических альянсов. Однако анализ эмпирических данных позволяет сделать предположение о том, что альянсы, образуемые компаниями-конкурентами, не являются типичной тенденцией. Российская действительность образования стратегических партнерств является многоплановой, и говорить о каких-либо преобладающих тенденциях было бы преждевременно.
Информация о работе Стратегический альянс компаний различного уровня