Управление инновационным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:
· в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
· произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;
· удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;
· генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

иннов1.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

¦ продуктовая инновация;

¦ процессная инновация.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных  продуктов. Поэтому продуктовые  инновации подразделяют на два вида:

¦ базисная продуктовая  инновация;

¦ улучшающая продуктовая инновация.

Процессная продуктовая инновация  представляет собой освоение новых  форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что  выпуск новой продукции можно организовать при имеющейся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

Российскими официальными терминами  по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:

1. «Инновация (новведение)» - конечный  результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

2. «Инновационная деятельность»  -- процесс, направленный на реализацию  результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее. Инновационная деятельность -- это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

3. «Государственная инновационная  политика» -- определение органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

4. «Инновационный потенциал (государства,  отрасли, организации)» -- совокупность  различных видов ресурсов, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

5. «Инновационная сфера» -- область  деятельности производителей и  потребителей инновационной продукции  (работ, услуг), включающая создание  и распространение инноваций.

6. «Инновационная инфраструктура» -- организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

7. «Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая)» -- комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Раздел 1.3 Функции инноваций

Инновация -- это экономическая  категория. Как категория (греч. kategoria -- высказывание, суждение) инновация  отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства н реализации нововведений.

Сущность категории проявляется  в ее функциях. Функция (лат. functio -- исполнение, совершение) экономической категории  выражает внешнее проявление ее свойств  в данной системе отношений. Функции  инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация есть реализованный на рынке  результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого х>6мена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие  три функции:

¦ воспроизводственную;

¦ инвестиционную;

¦ стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой  важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи  инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Предпринимательская прибыль может  направляться на расширение объемов  производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли  от инновации и использование  ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала. Капитал  представляет собой деньги, предназначенные  для извлечения прибыли. Этот капитал  может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли  за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Раздел 1.4. Классификация инноваций

Среди встречающихся в экономической литературе подходов к классификации инноваций наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают разработки Г. Менша, Х. Фримена, А.И. Пригожина, а также ряд коллективных исследований российских ученых, проведенных по зарубежным источникам. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным положением для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера, составившая основу его теории инновационного развития.

Совершенствуя свою теорию, Й. Шумпетер продолжал разрабатывать проблемы классификации нововведений. В вышедшей в 1939 г. работе «Конъюнктурные циклы» он выделил базисные и вторичные нововведения в каждом классе, использовав понятие «кластер» для определения какой-либо группы, совокупности нововведений, отличающейся целостностью, взаимообусловленностью, общностью технических, технологических, квалификационных, организационных и других характеристик. Важнейшим фактором, по мнению Й. Шумпетера, был все тот же предприниматель как носитель всякого прогресса, а его основной характеристикой - качества руководителя, обеспечивающие успех в принятии управленческих решений в процессе производственной и предпринимательской деятельности. Это положение и сейчас используется в концепции динамической личности предпринимателя и менеджера.

Традиционно, в самом общем виде, все инновации делятся на две  основные категории - технологические  и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют  наибольшее внимание технологическим  инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относятся все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относятся к нетехнологическим инновациям.

В научной литературе существует множество  подходов к раскрытию сущности классификационных  различий инноваций. Каждый из них отражает ту или иную сторону рассматриваемого объекта. Наиболее распространенным в  работах отечественных и зарубежных исследований является предметный подход к классификации инноваций, выделяющий следующие виды:

продуктовые (product innovations) - новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления;

процессные, которые, в свою очередь, делятся на технологически (technological innovations) - новые технологии производства продукции; организационно-управленческие (organizational-managerial innovations) - новые методы организации работ и управления производством и социальные.

Достаточно полную классификацию  инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий.

1. По распространенности:

единичные,

диффузные.

2. По месту в производственном  цикле:

сырьевые,

обеспечивающие (связывающие),

продуктовые.

3. По преемственности:

замещающие,

отменяющие,

возвратные,

в открывающие,

*ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли  рынка:

локальные,

системные,

стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

радикальные,

комбинаторные,

совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Научно-практический интерес представляет классификация инноваций, предложения  О.Б. Стрелковым. Здесь выделен наиболее значимый признак группировки инноваций -- интенсивность инновационного процесса, которая напрямую указывает на характер и степень вовлечения инновационного изменения в производственно-хозяйственный механизм предприятия (табл. 1,2).

Таблица 1

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

 

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

 

Характер общественных целей

Экономические, ориентированные на прибыль; экономические, не ориентированные на прибыль; специальные.

 

Этапы НТП, результатом которых  стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

 

Причины возникновения

Реактивные, стратегические.

 

Степень интенсивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

 

Предмет и сфера приложения

Продуктовые, рыночные, инновации-процессы.

 

Темпы осуществления инноваций

Затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

 

Характер удовлетворяемых потребностей

Ориентированные на существующие потребности, ориентированные  на формирование новых.

 

Масштабы инноваций

Межконтинентальные, межнациональные, межрегиональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

 

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная.

 

Структурная характеристика

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации структуры предприятия

 

Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления.

 

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

 
   

Таблица 2.

Признаки классификации

Значение  признаков

 

Широта воздействия и масштабность

Глобальное

Отраслевое

Локальное

 

Степень радикальности инноваций

Базисная

Улучшающая

Псевдоинновация

 

Интенсивность инновационного процесса

Краткосрочные инновации

Среднесрочные инновации

Досрочные инновации

 

Источник идеи

Открытие

Изобретение

Рационализаторское  предложение

Прочие

 

Вид новшества

Конструкция и устройство

Технология

Материал, вещество

Живые организмы

 

Способ замещения существующих аналогов

Свободное замещение

Системное замещение

 
   

Информация о работе Управление инновационным процессом