Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:
· в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
· произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;
· удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;
· генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;
Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Инновационная деятельность не ограничивается только деятельностью по освоению инноваций, но и предполагает содействие в реализации инновационного процесса, а именно - управленческую, инвестиционную и информационную деятельность (рис. 1).
На сегодняшний день принципиальную сложность представляет отбор перспективных конкурентоспособных предложений и их продвижение. Поэтому возникла проблема разработки методов и принципов такого отбора. Для её решения необходимо начинать с классификации инноваций, чтобы оценить научно-технический уровень инновации, её эффективность (коммерческая, народно-хозяйственная).
В зависимости от критерия классификации нововведений (инноваций) существует несколько групп их типизации (рис. 2).
Например, классификация нововведения по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление на следующие группы:
1. Базовые нововведения - это такие
нововведения, которые реализуют
крупнейшие изобретения и
2. Крупные и принципиальные
Созданная в результате преимущественно прикладных исследований и разработок новая техника и технология обладает более высокими технико-экономическими показателями, позволяющими удовлетворить новые потребности. Эти инновации реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, но и скачок в техническом уровне и эффективности гораздо меньше.
Средние и комбинированные нововведения -- это конструктивное соединение элементов в различных сочетаниях. Реализуя среднего уровня изобретения и ноу-хау, инновации позволяют создать базу для освоения новых моделей и модификации данного поколения техники, усовершенствовать существующую технологию, улучшить основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции.
Мелкие и комбинированные
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Наиболее характерное
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Аналогичное мнение высказывается
и рядом Санкт-Петербургских
Вышеозначенные подходы, определяющие инновацию как результат инновационного процесса, на наш взгляд, являются достаточно обоснованными, но вместе с тем в приводимых определениях нововведения имеются некоторые погрешности и шероховатости. Так, в вышеназванных определениях инновации отождествляются с новой продукцией, технологией, новыми социальными услугами или новыми «потребительскими стоимостями», что, несомненно, является важнейшей составной частью содержания такого термина как инновация. Однако, наряду с приводимыми формами, инновация может выражаться в новых методах организации производственного процесса, сбыта готовой продукции, материально-технического снабжения, маркетинга и т.д., т.е. вне чисто технической стороны, связанной с производством продукции. Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта». Далеко не бесспорным является тезис о том, что «новшество внедряется с целью изменения объекта управления». На наш взгляд, целью изменения является достижение какого-то результата, а не сами изменения. Изменение является скорее средством достижения определенного результата.
В начале XX в. в экономической науке нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. После «великой депрессии» начала 30-х годов становится популярным среди американских менеджеров понятие «инновационная политика фирмы», а после Второй мировой войны она стала одним из важнейших элементов стратегии большинства фирм развитых капиталистических стран. В нашей стране проблематика нововведений на протяжении ряда лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП), где начал активно использоваться и сам термин «нововведение».
Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation, буквальный перевод которого означает «введение новаций», т.е. процесс использования новшеств. С момента принятия к распространению новшество (novation) приобретает новое качество, становится нововведением (инновацией).
Инновация начинается с возникновения,
замысла генерации новой
Важно подчеркнуть, что инновации - это не только и не столько технические новшества, но и интеллектуальные прорывы в создании необходимых институтов, социальном и технологическом конструировании.
Инновация начинается с генерации новой, перспективной идеи и заканчивается моментом получения прибыли от её реализации на рынке.
Инновационный процесс складывается
из взаимосвязанных и
Итак, инновация понимается нами как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Иными словами, искомый результат представляет собой некое новшество. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. Благодаря нововведениям предприятие приобретает конкурентные преимущества, перепрофилируется на выпуск конкурентоспособной продукции, активизирует свою производственную деятельность.
Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность, как в конкретной экономике, так и в других областях.
Инновационная деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, и как много видов этой деятельности, так может быть много форм проявлений инноваций.
Под сущностью инновационной
Несмотря на то, что в настоящее время наметились определенные тенденции взаимной увязки различных теорий и появились обобщающие, синтезирующие прежние результаты направления, окончательное единство во взглядах на сущность инновационной деятельности еще не достигнуто. Направления развития инновационной теории, содержащиеся в научной литературе, зачастую дополняют друг друга, не отражая общей картины существующих концепций. Отечественные разработки освещают в большей степени не результаты аналитических исследований, а возможность использования зарубежного опыта в наших условиях.
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.
Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.
Явления в науке бывают:
¦ нормальные;
¦ аномальные.
Нормальные явления -- это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т. е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.
Идея (греч. idea -- понятие, представление)
инновации означает общее понятие
об использовании определенных новшеств
для претворения в жизнь
Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериальные.
В творческом процессе можно выделить три этапа:
¦ замысел, т. е., появление самой идеи;
¦ превращение идеи в план работы;
¦ реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).
Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап -- это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.
Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.
Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т. е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.
Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.
Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.
В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.
Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.