Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:
· в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
· произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;
· удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;
· генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;
Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Анализ (греч. analysis -- разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Синтез (греч. synthesis -- соединение, сочетание, составление) -- это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно.
Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.
Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.
Абстракция (лат. abstractio -- отвлечение) -- это мысленное отвлечение ряда свойств предметов и отношение между ними.
Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.
Исходным пунктом для научной абстракции является объектив пая реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного с тем, чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.
Роль научной абстракции в исследовании
инноваций весьма велика, так как
при анализе отношений в
Прием научной абстракции
воспроизводит какой-либо конкретный
процесс отношений в
Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis -- основание, предположение) означает научное предположение; выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза -- это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.
С гипотезой тесно связано
Прогноз (греч. prognosis -- предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер. Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий.
При прогнозах большую роль играет и воображение. Воображение -- это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.
Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.
Интуиция (лат. intueri -- пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса.
Инсайт -- это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.
В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод «Метра» и другие.
Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:
1) метод проб и ошибок;
2) метод ко нтрольных вопросов;
3) мозговой штурм;
4) морфологический анализ;
5) метод фокальных объектов;
6) синектика;
7) стратегия семикратного поиска;
8) метод теории решения
Метод проб и ошибок
Самым древним и наименее эффективным
является метод проб и ошибок. Сущность
его заключается в
Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов по существу
представляет собой усовершенствованный
метод проб и ошибок. Вопросы задаются
по заранее составленному
Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX века. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.
Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:
1. В решении поставленной задачи
участвуют две группы людей:
генераторы идеи и эксперты. Генераторы
идеи объединяют людей с
2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, На магнитной ленте и т. п. Таким образом, основа метода -- это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
3. Философская основа мозгового штурма -- теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания.
Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику -- это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.
Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам.
Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.
Морфологический анализ
Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morphe -- форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.
Метод морфологического анализа является
единовременно методом
Сущность метода морфологического
анализа заключается в
Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов:
1 этап: формулировка проблемы.
2 этап: постановка задачи.
3 этап: составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.
4 этап: составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, называемую «морфологическим ящиком».
Морфологический ящик -- это многомерная таблица. В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.
5 этап: анализ сочетаний.
6 этап: выбор наилучшего сочетания.
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов возник в
1926 г. и был значительно
Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.
Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в следующем:
1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции):
2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.
3. Составление списка признаков случайных объектов.
4. Генерирование идеи путем
5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.
6. Оценка полученных идей и
отбор полезных решений.
Синектика
Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым Уильямсом Гордоном в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма.
У. Гордон в отличие от А. Осборна сделал упор на необходимость предварительного обучения, на использование специальных приемов, на определенную организацию процесса решения.
Можно выделить два механизма творчества:
¦ неоперационный механизм, т. е. неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию, вдохновение и др.;
¦ операционный механизм, т. е. процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.
Важно научиться применять
Синектика как метод поиска идеи -- это атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций:
Применение синектики в
1. Ознакомление с проблемой.
2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.
3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.
В синектике используются следующие виды аналогий: