Управление трансфером технологий на макро и микроуровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование технологического трансфера как системы экономических отношений, разработка механизмов технологического трансфера, обеспечивающих распространение новых технологий в рамках российской национальной инновационной системы, а также методических рекомендаций по организации передачи технологий, нацеленных на рост инновационного потенциала и стоимости предприятий, участвующих в технологическом трансфере.

Файлы: 1 файл

Управление трансфером технологий на макро и микро уровнях.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В современных экономических условиях, когда инновации становятся ключевым фактором развития, основным средством обеспечения конкурентоспособности на макро- и микроуровне становятся эффективные механизмы создания и распространения новых технологий. Ведущую роль в экономике развитых стран играют высокие технологии, основанные на новых научно-технических знаниях (результатах фундаментальных и поисковых научных исследований) и служащие основой для производства новой наукоемкой продукции или оказания наукоемких услуг.

Российская национальная инновационная система, в рамках которой осуществляется распространение новых знаний и технологий, находится в процессе формирования. Действовавшая до начала рыночных реформ система передачи технологий через отраслевые НИИ оказалась практически утраченной. Поэтому можно говорить, что современные механизмы технологического трансфера, адекватные рыночным условиям хозяйствования и задачам инновационного развития экономики, находятся в процессе своего становления.

Целью работы является теоретическое обоснование технологического трансфера как системы экономических отношений, разработка механизмов технологического трансфера, обеспечивающих распространение новых технологий в рамках российской национальной инновационной системы, а также методических рекомендаций по организации передачи технологий, нацеленных на рост инновационного потенциала и стоимости предприятий, участвующих в технологическом трансфере.

Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам инновационной экономики, инновационного и инвестиционного менеджмента

 

  1. Теоретические аспекты управления технологическим трансфером

 

    1. Понятие и формы трансфера технологий

 

В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций (вне зависимости от их фокуса). С технологической точки зрения инновация определяется как введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс. Таким образом, трансфер технологий должен рассматриваться как один из аспектов инновационного процесса. [14, с. 76]

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций. С технологической точки зрения инновация определяется как введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс.

Трансферт технологий, таким образом, рассматривается как один из аспектов инновационного процесса и представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуск продукции. Критерии наличия факта передачи – активное применение переданной технологии для производственных целей.

Основными формами трансферта технологий являются:

-передача патентов на изобретения:

-патентное лицензирование;

-торговля беспатентными изобретениями;

-передача технической документации;

-передача «ноу-хау»;

-передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

-информационный обмен в персональных контактах на семинаpax, симпозиумах, выставках и т.п.;

-инжиниринг;

-научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

-проведение различными фирмами совместных исследований разработок;

-организация совместного производства;

-организация совместных предприятий.

При этом необходимо отметить побудительные мотивы деятельности со стороны покупателей и продавцов технологий

 

    1. Прямой и непрямой путь трансферта технологий

 

Существенной проблемой для предприятий, нуждающихся в трансферте технологий, часто является их недостаточная компетентность в вопросах приобретаемой технологии (например, в тех случаях, когда эта технология является дополнительной к той, которая составляет основу уже имеющегося производства). В том случае они нуждаются в компетентных посредниках. В их задачу должен входить сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги трансферта технологий и установление надлежащих контактов. Этот путь трансферта технологий называется непрямым, в отличие от прямого, при котором обходятся без посредников.

Различают следующие формы прямого трансферта технологий:

-от университетов — промышленным предприятиям;

-от научно-исследовательских институтов — промышленным предприятиям;

-личный трансферт технологий при найме персонала;

-обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок;

-между сотрудничающими промышленными предприятиями когда последние формируют стратегические объединения;

-ярмарки, выставки, съезды.

Очень удачным путем является так называемый "личный трансфер  технологий". Найм квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового ноу-хау на промышленном предприятии. Для осуществления подобного трансфера необходимо знать, какое ноу-хау необходимо предприятию. Это может показаться очевидным, однако это является чрезвычайно важным для выживания промышленного предприятия, в особенности в стадии технологических изменений. [10, с. 76]

Передачу трансфера  технологий от одного промышленного предприятия к другому трудно проследить. Без особых условий (равных инвестиций, договоров о сотрудничестве или стратегических альянсов и т.п.) промышленное предприятие не будет делиться новыми идеями с другими предприятиями. В этом отношении даже промышленные предприятия, относящиеся к одной и той же сфере деятельности, считают других скорее конкурентами, чем партнерами. С национальной или экономической точки зрения такое эгоистическое отношение к конкурентам приводит к негативным последствиям: имеет смысл соревноваться во влиянии на внутренний рынок только после того, как совместными усилиями на доконкурентной стадии будут устранены иностранные конкуренты. Индивидуальные промышленные предприятия могли бы затем выйти на внешний рынок со своим новым уникальным подходом и с более предпочтительными перспективами удачной деятельности.

Часто нуждающиеся в услугах по трансферу  технологий должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги трансфера  технологий и установление надлежащих контактов. Этот путь трансфера технологий называется непрямым и включает в себя:

-агентства по трансферу  технологий, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;

-представителей по трансферу  технологий в университетах;

-представителей по трансферу  технологий в научно-исследовательских институтах;

-электронный трансфер  технологий (например, базы данных).

Многие из субсидируемых государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по трансферу  технологий. Огромное число таких агентств, например, предлагает обучение на семинарах, услуги по организации торговых выставок и финансовые консультации, используя государственные рекламные программы.

 

 

2.Управление трансфером технологий  на макро и микро- уровнях

 

2.1 Управление трансфером на макро-уровне

 

В настоящее время сформировалось представление о приоритетности инновационного пути развития экономики России и регионов. Это закреплено в "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", принятых Правительством РФ.

Мониторинг и регулирование процессов научно-технической и инновационной деятельности на региональном рынке требуют использования информационных технологий и методологического обеспечения труда специалистов-экспертов по оценке происходящих процессов, подготовке адекватных аналитических материалов и проектов управленческих решений.

В этой связи возникает объективная потребность создания региональной информационной системы управления интеллектуальной собственностью и трансфером технологий.

В пользу создания системы управления трансфером технологий говорят положения, изложенные в правительственных документах, посвященных инновационному развитию страны. Среди них следует выделить такие как:

-создание благоприятных условий для инвестирования отдельных "прорывных" направлений в научно-технической и инновационной сферах. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций необходимо направлять на реконструкцию научно-производственных инновационно - активных структур на "оживление" прикладной науки, создавая определенный задел на перспективу;

-обеспечение трансформации результатов таких исследований в коммерчески эффективные технологии, создать и модернизировать инфраструктуру, обеспечивающую проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне; сформировать необходимое организационное, экономическое, нормативно-правовое и другие виды обеспечения научно- технической и инновационной деятельности ;

-осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров;

-развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, создание сети инвестиционных бюро в зарубежных странах, формирование банка данных по инвестиционным проектам и справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, подготовка специальных информационных изданий, проведение конференций в регионах, охватывающих широкий круг российских предпринимателей;

-содействие региону в привлечении иностранных инвестиций (в разработке региональных инвестиционных программ, нормативно- правовых актов, инвестиционных проектов, системы гарантий и льгот за счет региональных источников), подготовка обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам. [16, с. 32]

Создание системы управления трансфером технологий представляется важным и с точки зрения национальной безопасности. Вовлечение результатов научно-технической деятельности, объектов промышленной собственности (ОИС) в хозяйственный оборот имеют первоочередное значение для обеспечения экономического развития и национальной безопасности России и региона, для обеспечения защиты на внутренних и внешних рынках новой техники и технологий, сохранения экономической независимости.

В процессе своей деятельности системы управления трансфером технологий реализует следующие основные этапы работы:

1.Подготовка: предварительный диагноз проблемы; планирование задания; предложение руководству относительно решения проблемы;

2.Диагноз: обнаружение фактов; анализ и синтез фактов; детальное изучение проблемы;

3.Планирование действий: выработка решений; оценка альтернативных вариантов; предложение клиенту; планирование осуществления решений;

4.Внедрение: помощь в осуществлении решения; корректировка предложений; обучение;

5.Завершение: представление заключительного отчета; осуществление расчета по обязательствам. [9, с. 34]

В общем случае система управления трансфером технологий включает в себя следующие информационно-технологические компоненты: Информационно-инновационный портал Региональной информационно-аналитической сети; Блок мониторинга инновационного пространства (научно-технической деятельности); Блок учета и контроля объектов интеллектуальной собственности; Информационно-аналитическую деятельность; Научно-техническую экспертизу Финансово-экономическую экспертизу; Виртуальную мультимедийную постоянно-действующую выставку "Интеллект". Систему дистанционной переподготовки кадров. [11, с. 76]

Система управления трансфером технологий предполагает брать на себя задачи сбора, хранения, обработки, анализа информации и прогнозирования процессов изменения деятельности региональных органов, организаций, учреждений и учебных заведений, не только в технологических и технических аспектах, но и структурные, методические, человеческие, психологические, политические, финансовые изменения.

Информация о работе Управление трансфером технологий на макро и микроуровнях