Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель: изучить особенности управления инновациями. Для достижения цели необходимо рассмотреть сущность инновационного менеджмента, раскрыть содержание инновационной стратегии, проанализировать управление инновационными преобразованиями. При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
Эмпирические (измерение, описание);
Теоретические (восхождение от абстрактного к когерентному);
Общелогические (индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Сущность инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Основные понятия и концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Инновационные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3Классификация инновационных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4Особенности принятия решений в управлении инновациями . . . . . 13
Глава 2.Инновационные стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1Понятие и виды инновационных стратегий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2Типы инновационного поведения компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3Стратегии в сфере массового производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.4Стратегии дифференциации и сегментирования. . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.5Стратегии инновационных организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.6Стратегии неспециализированного бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 3.Управление инновационными преобразованиями. . . . . . . . . . . . . . . .24
3.1Концепция проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2Цели и потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.3Проектное управление инновациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.4Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени . . . . . . 28
3.5Реинжиниринг и инновации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Прилажение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Большинство прогрессивных новаций находит применение в сложных, наукоемких продуктах, энергосберегающих и высоких технологиях, сфере услуг. При всем разнообразии новаций весьма важным условием для их практической реализации в нововведениях является своевременное и достаточное выделение инновационных инвестиций.
Новации и нововведения подразделяются на научно-технические, технологические, экономические, управленческие и организационные. От степени их новизны и инновационного потенциала зависит принятие решений о создании новой продукции, освоении прогрессивной технологии, расширении сферы услуг. Организуемые с этой целью инновационные процессы обусловлены характером и сущностью нововведений и областью их распространения.
На варианты
организации инновационных
В классификаторе имеются два уровня.
Базовые признаки объектов классификации подразделяются на три группы. В первую группу включены новшества, во вторую — инновационные процессы, и третью — нововведения. В каждой группе выделены свои подгруппы базовых признаков классификации. Например, новшества детализированы признаками, характеризующими степень новизны, а также инновационный потенциал.
Группировка основных типологических понятий по базовым признакам раскрывает общее систематизированное знание инноватики, дифференцированное в соответствии с установленными принципами классификации[16, стр. 108].
Управление инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов инновационной деятельности. Методология принятия решений в инновационном менеджменте базируется на системе научных знаний о методах управления, их целевой направленности.
Обширный комплекс работ, выполняемых как в составе инновационных процессов, так и по многим (в большинстве случаев локальным) направлениям инновационной деятельности, имеет высокую неопределенность достижения желаемых результатов, предусматриваемой конечной и промежуточными целями инноваций. При этом каждой промежуточной цели свойственна своя, конкретная ситуация, требующая адекватных решений в процессе управления. В одной ситуации управленческие решения нацелены на уменьшение коммерческого риска инвесторов, в другой — на преодоление возмущающих воздействий многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий. Достижение конечной цели требует решений по уменьшению коммерческого риска инвесторов.
Особенности принятия решений в управлении инновациями зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.
Для этого в соответствии с теорией графов строится смешанный граф абстрактного инновационного процесса от возникновения перспективной идеи до ее практической реализации. Смешанным граф называется потому, что он состоит из неориентированных подграфов, отражающих альтернативы путей достижения промежуточных целей, где неопределенность достижения целей значительно уменьшилась[17, стр. 72].
По результатам эскизно-технического проектирования, которое реализует техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.
Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.
Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
В связи с большими объемами предстоящих работ и крупными затратами принято применять программно-целевой метод планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе программно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп[5, стр. 29]:
Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий[11, стр. 49].
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
Многообразие
конкурентных стратегий и организационных
форм хозяйствующих субъектов
Необходимо четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.
В решении задачи
существенную роль призваны сыграть
теоретические разработки экономистов,
закладывающие научно-
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий: