Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель: изучить особенности управления инновациями. Для достижения цели необходимо рассмотреть сущность инновационного менеджмента, раскрыть содержание инновационной стратегии, проанализировать управление инновационными преобразованиями. При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
Эмпирические (измерение, описание);
Теоретические (восхождение от абстрактного к когерентному);
Общелогические (индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Сущность инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Основные понятия и концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Инновационные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3Классификация инновационных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4Особенности принятия решений в управлении инновациями . . . . . 13
Глава 2.Инновационные стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1Понятие и виды инновационных стратегий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2Типы инновационного поведения компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3Стратегии в сфере массового производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.4Стратегии дифференциации и сегментирования. . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.5Стратегии инновационных организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.6Стратегии неспециализированного бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 3.Управление инновационными преобразованиями. . . . . . . . . . . . . . . .24
3.1Концепция проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2Цели и потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.3Проектное управление инновациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.4Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени . . . . . . 28
3.5Реинжиниринг и инновации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Прилажение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА, ИНФОРМАТИКИ (ЕврИЭМИ)
Кафедра экономики, финансов и менеджмента
Курсовая работа защищена
«___»______200__г. с оценкой______
Руководитель Великанов В.Н.
______________________________ (подпись) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему: «Управления инновациями»
Выполнил: Студент группы МО-414 Иокубаускас И.С. (Ф.И.О) |
Омск 2007
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Сущность инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Основные понятия и концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Инновационные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3Классификация инновационных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4Особенности принятия решений в управлении инновациями . . . . . 13
Глава 2.Инновационные стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1Понятие и виды инновационных стратегий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2Типы инновационного поведения компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3Стратегии в сфере массового производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.4Стратегии дифференциации и сегментирования. . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.5Стратегии инновационных организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.6Стратегии неспециализированного бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 3.Управление инновационными преобразованиями. . . . . . . . . . . . . . . .24
3.1Концепция проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2Цели и потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.3Проектное управление инновациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.4Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени . . . . . . 28
3.5Реинжиниринг и инновации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Прилажение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходившие в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор. Предприятия, в одночасье оказавшиеся без какой-либо поддержки, столкнулись с необходимостью тотальных и глубинных перемен, целью которых стало само их существование. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
Сегодняшняя активно
развивающаяся экономика
Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса — то, чем так гордятся развитые страны. Это обстоятельство оказывается существенным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют «своим умом», полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и апробированные методы ведения дела.
Именно такими вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта, сравнительно молодая дисциплина, уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.
Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной деятельности. Как избежать ошибок, или хотя бы свести возможные потери к минимуму? На эти вопросы должен дать ответ менеджер, специализирующийся на управлении инновациями. Именно от него зависит скоординированная работа многих подразделений предприятия по выводу на рынок нового продукта.
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
Цель: изучить особенности управления инновациями. Для достижения цели необходимо рассмотреть сущность инновационного менеджмента, раскрыть содержание инновационной стратегии, проанализировать управление инновационными преобразованиями.
При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
Инновация (от английского, «innovation») означает нововведение как
результат практического или научно-технического
освоения новшества. В современной концепции
инноватики принято различать нововведения-продукты,
нововведения-процессы производственно-
Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.[6, стр. 12]
Новация. При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление, открытие, новое теоретическое знание, новый метод, изобретение, коммерциализацию нововведений, включая маркетинг.
Истоки совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальных научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковые НИР.
Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную проверку. В ходе поисковых научно-исследовательских работ результаты открытия или теоретического знания получают возможность найти практическое применение. При этом начальная стадия функционирования нового метода характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. На этой стадии отличные качественные показатели нового метода еще не перешли в высокие количественные результаты.
Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.
Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.
Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т. е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
На доминирование
технологического уклада в течение
продолжительного периода времени
оказывает влияние
Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.
Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы и общий научно-технический потенциал.
В современной теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.
Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии[12, стр. 27].