Венчурный бизнес и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обозначена одной из главных проблем современной экономики — повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения, повышения наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.[11] Для решения этой задачи необходимы предприятия, которые будут разрабатывать, дорабатывать и доводить до коммерческой кондиции и промышленной реализации «рискованные технологии» - идеи, изобретения, полезные модели и другие нововведения, создание которых сопряжено с определенным риском. Именно в этих предприятиях важную роль играет венчурный бизнес, как наиболее эффективная форма реализации научно-технической революции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………………….4
1.1 Развитие и опыт венчурного бизнеса в зарубежных странах; поддержка венчурного бизнеса со стороны государства………….….………………………..4
1.2 Предпосылки к развитию венчурного бизнеса; его роль в экономике……….9
1.3 Механизмы венчурной индустрии………………………………….…………13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИИ ………….…….17
2.1 Характеристика фирмы ООО «Кровельная компания «Алтес»….………….17
2.2 Обоснование разработки мероприятия-инновации, дерево целей………….21
2.3 Практическое значение венчурного бизнеса в России……….…………...…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач (1).doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Основными принципами управления, определяющие характер роста крупных корпораций, но тормозящие радикальные инновации таковы:

· ориентация на текущую прибыльность в краткосрочном периоде и существующий рыночный спрос. Следствие этого - недофинансирование разработок, которые в настоящий момент мало интересуют потребителя в силу несформированности рынка.

· повышение капитализации и увеличение темпов роста. Поскольку по мере увеличения оборотов компании ей необходимо все больше доходов для поддержания имеющихся темпов роста, то компания ориентируется преимущественно на крупные, весьма консервативные рынки.

· тщательный анализ и планирование инвестиционных проектов. Работа на новом рынке поддается прогнозированию значительно сложнее, и менеджмент предпочитает работать на уже освоенных рынках.

О том, что инвестирование в рискованный проект, последующий рост его капитализации, продажа доли инвестора в этом проекте могут принести серьезную прибыль, было известно всегда, но благодаря перечисленным выше особенностям, венчурные инвестиции долгое время были слишком малочисленными, что подтверждалось сравнительно медленными технологического обновления в мировой экономике.

Ускорение технического прогресса в середине ХХ века повлекло за собой рост количества желающих инвестировать в рискованные проекты по продвижению новаторских решений. Благодаря инвесторам, шел процесс широкого внедрения новых технологий на потребительский рынок. Это обусловило потребность структурировать эти финансовые средства в особый инвестиционный сектор. Следствием этого стало развитие принципиально нового финансового механизма - прямого частного и венчурного инвестирования.

Принципом его является вложение капитала в обмен на значительную (свыше 10%) долю в проекте с целью получения высокой прибыли после продажи этой доли через определенное время. Прибыль образуется за счет роста капитализации проекта за время совместной «жизни» с инвестором, который предоставляет не только средства на развитие, но и помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом.

Данный сектор предоставляет обособленную часть инвестиционной отрасли, и в нем уже возникли стандартные методы оценки проектов, критерии успеха инвестиций, меры по диверсификации рисков. Во многих странах существуют юридические и консалтинговые бюро, специализирующиеся в данной области, а также ассоциации прямого и венчурного инвестирования, объединяющие большинство крупных инвесторов в той или другой стране. Прямое частное венчурное инвестирование различаются объемами и рисками, в связи с этим стало общепринятым нижеследующее разделение процесса роста и развития непубличной компании на стадии.

Seed («посевная») - компания находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования.

Start-Up («старт-ап») - компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход продукции на рынок.

Earle stage, early growth («ранний рост») - компания осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока не имеет устойчивой прибыли. На эту стадию приходится "точка безубыточности".

Expansion («расширение») - компания занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуются расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала.

Exit («выход») - этап развития компании, на котором происходит продажа доли инвестора другому стратегическому инвестору, их первичное размещение на фондовом рынке (IPO) или выкуп менеджментом (МВО). Продажа происходит по ценам, намного превышающим вложения, что позволяет инвесторам зафиксировать значительные объемы прибыли.

Иногда перед «выходом» выделяют промежуточную «мезонинную» стадию, на которой привлекаются дополнительные инвестиции для улучшения краткосрочных показателей компании, что влечет общее повышение ее капитализации. На данном этапе в компанию вкладывают инвесторы, ожидающие быструю отдачу от вложений.

Венчур - это особые экономические отношения, в которых ключевую роль в успехе компаний играет участие инвестора в управлении и передаче основателям компании опыта ведения бизнеса, полезных связей и навыков. Именно такие «умные» инвестиции и помогают молодым компаниям пройти через «долину смерти» - период, когда само существование компании находится под вопросом.

Для венчурного инвестирования характерно соотношение «30ть к 70ти», когда на 100% проинвестированных компаний: 70% - неудачны, а 30% - высокодоходны и приносят сотни процентов прибыли. Это во много раз покрывает издержки, связанные с неудачным инвестированием.

Жизненный цикл инвестиций обычно не превышает 5-7 лет. В течении этого времени компания должна добиться таких экономических результатов, которые бы позволили бы венчурным инвесторам полностью вернуть средства и выйти из бизнеса с прибылью. В случае низкой цены или доходности целесообразно проведение реструктуризации или реинжиниринга компании. Для полного успеха необходим ее выход на фондовую биржу, при условии, что акции компании пользуются спросом и реально ликвидны. Другими вариантами могут быть ее поглощение крупной компанией, выкуп венчурным фондом, собственным руководством или сотрудниками. Как показывает опыт различных стран (США, Японии, Израиля, Финляндии, Индии и др.) венчурный бизнес может кардинально изменить качество экономического роста, способствуя преодолению дефицита и дороговизны инвестиционных ресурсов.

Инвестиции в венчурное предпринимательство ведут к увеличению занятости, особенно высококвалифицированных специалистов, выравниванию уровня жизни различных слоев населения.

Венчурное предпринимательство создает новый тип инвестиционного механизма инновационной деятельности и повышает эффективность функционирования экономики в целом. Преимущества венчурного бизнеса используются и крупными корпорациями, так, например в состав компании General Electric входит около 30 венчурных предприятий, действующих в различных областях, общий капитал который составляет 100 млн. долларов.

 

1.3 Механизмы венчурной индустрии

В становлении венчурного предпринимательства огромную роль играют малые и средние предприятия. Именно они могут многократно наращивать свои обороты, эффективнее использовать достижения научно-технического прогресса, проводить агрессивную экспортную политику. Малые и средние предприятия являются идеальными объектами инвестирования для венчурного предпринимателя, поскольку рост стоимости таких компаний, а значит, и доход инвестора адекватны риску, который он принимает (особенно в производственной и инновационных сферах).

Создание системы венчурного инвестирования в России будет содействовать активизации инновационной деятельности, поддержке малого и среднего бизнеса, а также укреплению кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями. Важным шагом на этом пути стало учреждение в марте 2000 г. в Санкт-Петербурге Венчурного инновационного фонда (ВИФ), основной задачей которого является предоставление финансовых ресурсов при формировании сети региональных венчурных фондов. [8]

Эффективность современной экономики обусловлена многообразием механизмов, которые обеспечивают взаимодействие всех звеньев цепочки "наука - производство - рынок". Особое место в их числе занимают структуры технопаркового типа, являющиеся одной из наиболее эффективных форм стимулирования экономического роста и содействия глубокой интеграции науки и производства.

В технопарковых структурах осуществляется обмен научно-техническими и производственными идеями; создаются малые инновационные предприятия, способные отследить новейшие разработки; происходит интенсивный обмен кадрами между наукой и производством.

Существует немало определений технопарковых структур, что обусловлено особенностями научно-технической политики страны, региона или специализации, но для всех концепций технопарков общим является наличие инкубаторов. Инкубаторы представляют собой наиболее эффективную форму организационной поддержки малых предприятий на стадии их становления. [9] Главная задача инкубатора - создание условий для реализации предпринимательского потенциала. Стартовые деньги - не единственный дефицитный ресурс для вновь возникающих компаний. Идея полного обеспечения небольших фирм всем необходимым нашла выражение в организации инкубаторных программ.

В различных зарубежных источниках инкубаторы именуются по-разному: "инновационный центр", "предпринимательский центр", "технологический бизнес-центр" и т.д., однако отличительной особенностью является то, что они способствуют в первую очередь не разработке конкретного изделия, а развитию независимого хозяйствующего субъекта.

Инкубаторы появились в конце 1970-х - начале 1980-х годов и придерживались в основном двух стратегий. Первая заключалась в перестройке пустующих зданий, таких как школы, складские помещения, фабрики и сдаче их в аренду создаваемым фирмам. Главным элементом второй стратегии, помимо выделения помещений, было оказание фирмам различного рода услуг и их патронаж. В экономически развитых странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов осуществлялась только вторая стратегия. В этих же странах инкубаторы формируются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов, промышленных организаций, субсидий правительства. Например, в США местные органы власти уделяют особое внимание концентрации финансовых ресурсов на уровне региональных венчурных фондов. Одни из них осуществляют непосредственное венчурное финансирование, другие выделяют субсидии организатором инкубаторных программ. В то же время в своей деятельности бизнес-нкубаторы используют значительные объемы капитализированных средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем речь идет о долговременных и рисковых инвестициях. Из этого следует, что бизнес-инкубаторы смогут создать только стабильные в финансовом отношении структуры.

Что касается участия в прибылях, то организаторы бизнес-нкубаторов выступают в качестве венчурных предпринимателей (при этом бизнес-инкубаторы служат организационно-правовой формой реализации венчурного капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно выделить четыре основных типа инкубаторов: корпоративные, общественные, университетские, частные. Они отличаются по источникам финансовых средств и целям создания.

Деятельность бизнес-инкубаторов достаточно эффективна. Об этом говорит то, что от 70 до 80%% их "выпускников" функционируют как минимум еще 3 года, в то время как около 75% обычных компаний "погибают" в первые полтора года своего существования. Наиболее перспективной является создание бизнес-инкубаторов при поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе и на мировой, с качественно новыми товарами, как правило, производимых на основе использования технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Первые технопарки появились в США в начале 1950-х. годов, когда был создан научный парк Стэнфордского университета (Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, которые бурно развивались благодаря военным заказам федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Фирмы-арендаторы имели тесные контакты с университетом. Для завершения строительства, формирования инфраструктуры и сдачи в аренду всей свободной территории научного парка потребовалось 30 лет. Этот проект увенчался феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. Здесь начинали свою деятельность такие всемирно известные компании, как "Хьюлетт-Паккард" и "Поляроид". Отметим, что в 1956 г. в СССР был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), до сих пор остающийся образцом научного поселения, в котором реализуются на практике передовые инновационные технологии.

В конце 1980 - начале 1990-х годов возникла первая волна российских технопарков. Большая их часть создавалась при высших учебных заведениях, нередко как одно из подразделений. Но они не имели развитой инфраструктуры, недвижимости и подготовленных команд менеджеров. Как правило они не являлись реально действующими структурами, инициирующими, учреждающими и поддерживающими малые инновационные проекты.

Первый отечественный технопарк был сформирован в 1990 г. в г. Томске. Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация "Технопарк") взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.

Технопарки не приносят немедленной прибыли (не считая социальной). Отдачу от вложений обеспечивают фирмы, выращенные в нем, а период их становления обычно равен 3-4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи успешно воплотить в жизнь идею технопарка весьма сложно. Что касается России, дальнейшее развитие малого инновационного бизнеса невозможно без расширения сети технопарков, связанных телекоммуникациями. Информатизация такой сети - крайне важная проблема, которую нужно решать в кратчайшие сроки.

Особенно подчеркнем, что именно кризис в экономике нередко стимулировал создание технопарков (Великобритания, Франция, Германия). Они становятся эффективным механизмом выхода из кризисных ситуаций, способствует экономическому процветанию целых регионов, обеспечивают сотни тысяч рабочих мест. Кроме того, технопарки выступают новой формой интеграции сфер высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, региональных и местных органов управления, а также различных источников финансирования.

Информация о работе Венчурный бизнес и его особенности