Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:10, курсовая работа
Характерной особенностью внешних условий, является тот факт, что организация не в состоянии влиять на их изменения, однако структура конкурентной среды как одно из внешних условий, а также факторы ее обуславливающие могут быть не только изучены и проанализированы, но и учтены при выборе стратегии поведения.
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты и характеристики инновационной деятельности 7
1.1. Понятие и виды инноваций 7
1.2. Этапы инновационного процесса в организации 11
1.3. Внешние факторы инновационной деятельности 13
Глава 2. Оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВТЗ» 18
2.2. Влияние внешней среды на инновационную деятельность ОАО «ВТЗ» 22
Глава 3. Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современной организации 31
3.1. Влияние внешней среды на деятельность организации 31
3.2. Инновационный климат организации 34
Заключение 37
Литература 40
Управление инновационной деятельностью на предприятии может рассматриваться как управление факторами внутренней и внешней среды, влияющими непосредственно или опосредованно на инновационную деятельность предприятия. Это влияние должно быть направлено на то, чтобы не только разрабатывать новые методики или создавать новые подразделения, но и формировать творческое отношение работающих к своей работе, т.е. сформировать условия, при которых создаются инновации. Переход предприятия на инновационное планирования и контроля предполагает совершенствование информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса.
Характерной особенностью внешних условий, является тот факт, что организация не в состоянии влиять на их изменения, однако структура конкурентной среды как одно из внешних условий, а также факторы ее обуславливающие могут быть не только изучены и проанализированы, но и учтены при выборе стратегии поведения. Анализ факторов, влияющих на формирование инновационной структуры предприятия, позволяет организации не только корректировать свое поведение, но и прогнозировать влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия.
Волжский трубный завод является одним из лидеров по производству труб нефтяного сортамента (нарезные, нефтепроводные, большого диаметра) составляют около половины всех труб, выпускаемых в России. Это предприятие как нельзя лучше подходит для рассмотрения на её примере влияния внешней среды на инновационную деятельность предприятия.
Различные аспекты вопросов
инновационной деятельности предприятия
рассматривались рядом ученых. Значительный
вклад в теорию инноваций внесли А.И. Анчишкин,
А.А. Богданов, М. Вебер, С.Ю. Глазьев, Н.Д.
Кондратьев, Г. Менш, А. Файоль, Р.А. Фатхутдинов,
И. Шумпетер.
Проблема управления экономическим
риском изучалась в течение длительного
исторического периода в работах таких
ученых как: Т. Бачкаи, Д. Бернулли, Р. Кантильона,
Д. Мессена, О. Моргенштерна, Ф. Найта, Дж.
Фон Неймана, Й. фон Тюнена, и другие.
Данной проблеме были также
посвящены исследования К.В. Балдина, С.М.
Васина, М.И. Дли, А.Ю. Егорова, Г.Б. Клейнера,
Е.А. Козловой, С.А. Никитина, О.С. Сухарева,
А.Б. Секерина, С.В. Шманева и др.
Наиболее значительный вклад
в решение проблемы принятия решений в
условиях неопределенности внесли такие
исследователи, как Р. Беллман, Л. Заде,
О. Моргенштерн, Ф. Найт, Дж. фон Нейман,
Л. Сэвидж, Т. Саати, М. Фридмен, Р. Хамалайнен.
Среди российских ученых – Н. Абдикиев,
А. Андрейчиков, Л. Беляев, А. Емельянов,
О. Ларичев, А. Недосекин, Д. Поспелов и
другие.
Целью курсовой работы является исследование на основе изучения теоретических аспектов мониторинга внешний среды бизнеса, исследования значимых факторов конкурентного окружения, механизм мониторинга конкурентного развития бизнеса как информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на устойчивый рост ОАО «ВТЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Предметом исследования является влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний.
Объектом исследования является оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ».
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы:
В первой главе рассмотрена общая теория влияния внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний. Также рассмотрены понятие и виды инноваций, и факторы внешней среды инновационной деятельности.
Во второй главе представлена оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности на примере ОАО «ВТЗ». Представлена характеристика предприятия и описана внешняя среда предприятия. Предложена стратегия долгосрочного развития.
В третьей главе описано влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний. Рассмотрены современные методы генерации новых идей и описан инновационный климат.
В заключении обобщаются общие теоретические выводы по данной теме и дана оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ».
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительским качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Необходимо отметить, что понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.
В общем плане инновации – это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствии чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).
Также инновации можно разделить на два вида: технические и организационные.
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги.
Часто успех деятельности предприятия определяется совместным эффектом, получаемых при внедрении нового продукта, новой технологии или новых услуг. Технические нововведения могут классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли.
В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модифицированные нововведения.
Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом наносят базовые нововведения, связанные с развитием научно - технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший - модификационные нововведения.
Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технологические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.