Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа
Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Содержание
Введение 2
1 Теоретические аспекты
1.1 Понятие инновационной
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного
2 Зарубежная и российская
2.1 Зарубежный опыт
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Введение
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.
Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
1 Теоретические
аспекты инновационного
1.1 Понятие инновационной деятельности
Содержание инновационной
Нужно иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.2
Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:
1.Инновация – это процесс
(в технике, технологии, организации,
производстве и т.д.) внедрения
в практику каких-либо новых
элементов, получающих
2.Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).
Именно этого подхода
Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Установленные формы государственной
статистической отчетности организации
об инновационной деятельности РФ свидетельствуют
об аналогичной трактовке
3.Рыночный подход.
Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.
А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
4.Финансовый подход.
С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:
- по видам работ - научные,
технические (конструкторские
- по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
- по степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);
- по предметному (вещественному)
- по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;.
- по охвату основных
сфер деятельности - производственно-
Кроме того существует и обобщенная классификация инноваций по ряду признаков (см. Приложение А).
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.4
В общем виде схема инновационного процесса представлена в Приложении Б. Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.5
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.6
Основными элементами структуры инновационной
деятельности являются инновационные
проекты и программы и выполняю
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.8
В основе инновационной деятельности
лежит научно-техническая
1) научные исследования и
2) научно-техническое
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит
научно-техническую деятельност
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:
a) ранее большинство;
б) отстающие.9
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.10
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).11
Кроме вышеперечисленных основных
участников инновационной деятельности
существуют множество других, которые
выполняют обслуживающие
• биржи, банки;
• инвестиционные и финансовые компании;
• средства массовой информации;
• информационные технологии и средства деловой коммуникации;
• патентные организации;
• органы сертификации;
• библиотеки;
• ярмарки, аукционы, семинары;
• система страхования;
• рекламные агенства;
• система образования;
• консалтинговые компании.12
В Российской Федерации субъектами
инновационной деятельности являются
принимающие участие в
Таким образом, мы рассмотрели понятие инновации и различные подходы к определению сущности инноваций, кроме того ознакомились с многообразием классификационных критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации.
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение
По сути, инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций.
С выходом России на международный рынок, который сопровождается усилением конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения и становления инновационного менеджмента.14
Содержание понятия «
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.16