Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Отставание уровня технологии снижает  и эффективность освоения производством  новых видов продукции, так как  производство часто технологически не успевает реализовать все преимущества новых конструкторских решений. В целом это привело к тому, что сегодня промышленность имеет низкий уровень производства и отсутствуют необходимые материально-технические предпосылки для значительного повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.33

Очень часто потребность в инновациях зарождается внутри самой организации. В практике встречаются такие ситуации, когда предприятие само становится одновременно разработчиком и потребителем инновационных технологий. Инновации стимулируются увеличением спроса на продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов. Изменения в технологии могут иногда открывать новые возможности для продуктовых инноваций.

Достаточно часто организация, внедрив инновации, затем распространяет их на коммерческой основе в других организациях. Скорость их распространения (диффузии) зависит от относительной потребности в инвестициях и эффективности каждой инновации. При этом, чем большее число организаций использовало данную инновацию, тем выше потери тех организаций, которые ее не использовали. Это также ускоряет процесс распространения.34

Положительный эффект от внедрения  инновационных технологий очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное повышение производительности труда, равный с продуктовыми и далее  более высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности. Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду того, что технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие более высокой долей рынка продаж продукции.35

Важнейшей предпосылкой ускорения  введения инноваций и повышения  их научно-технического уровня являются стремительно развивающиеся компьютерные технологии. Разработка и внедрение  инновации становится одним из основных направлений стратегии организации, так как определяет многие направления ее развития.36

Осуществление инновационной политики в целом предполагает такие операции, как: разработка планов и программ инновационной  деятельности; наблюдение за ходом  разработки инновации и ее внедрением; рассмотрение проектов разработки инновации; проведение единой инновационной политики; координация инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях; обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами; обеспечение разработки инновации квалифицированными кадрами; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от цели до внедрения инновации.

На сегодняшний день большое  количество крупных организаций  создали, так называемые, научно-технические  комплексы, которые позволяют проводить разработку и внедрение инновационных технологий в производство.

Анализируя мировой опыт, следует  ожидать, что на этапе подъема  экономики России начнет проявляться  тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности в инновационной политике промышленных организаций, так как время требует создания новых поколений наукоемкой продукции, разработки и внедрения технологических процессов на уровне мировых стандартов.37

Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности организации, в особенности это относится к организациям, занятым производством наукоемкой продукции. Здесь наблюдается особенно тесное взаимодействие инженерно-технических подразделений с подразделением маркетинга.

В этой связи можно назвать следующие  цели инновации: поиск нового технического решения – создание изобретения; проведение научных исследований и  технологических разработок; технологическая  подготовка серийного производства новой продукции; закрепление продукции на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышение конкурентоспособности.38

Главное в инновационной политике организации – формулирование основной цели разработки инновации, определение  срока ее проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новой продукции.

Четкая политика в области разработки инновации задает направление сбору  информации и выработке предложений, что приводит к настойчивому поиску возможностей и создает мотивацию для групп разработчиков.

Основными целями инновации являются минимизация себестоимости продукции  и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений.39

При внедрении высокоэффективной  новой технологии наибольшее значение имеют следующие результаты:

- сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда;

- обеспечение непрерывного и стабильного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат времени;

- снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;

- повышение эффективности использования оборудования;

- диффузия инновации в других организациях на коммерческой основе.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о значимости инновационного менеджмента для эффективной деятельности любой организации и можем утверждать, что создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджмента инноваций в промышленных организациях позволит в целом для организации повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и рентабельность ее деятельности. Кроме того, организациям необходимо овладевать новыми совершенными технологиями для выпуска конкурентного продукта. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства.

 

 

2 Зарубежная и российская практика  государственного регулирования  инновационной деятельности

 

2.1 Зарубежный  опыт государственного регулирования  инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность характеризуется  сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России – по данным на 2009 год менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);

- обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

- повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

- укрепление безопасности и обороноспособности страны;

- улучшение экологической обстановки;

- сохранение и развитие сложившихся научных школ.40

Принципами, на основе которых реализуются  вышеперечисленные цели, являются:

- свобода научного и научно-технического творчества;

- правовая охрана интеллектуальной собственности;

- интеграция научной, научно-технической деятельности и

образования;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития.41

Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

- стимулирование деловой активности в научной и научно- технической деятельности;

- развитие международного научного сотрудничества.

При обеспечении поддержки  инновационной деятельности государства  различных стран придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

- стратегия активного вмешательства;

- стратегия децентрализованного регулирования;

- смешанная стратегия.42

Суть стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

Стратегия децентрализованного регулирования  представляет собой более сложный  механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике  значительную часть составляет государственный  сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).43

Рассмотрим реализацию данных целей  и принципов на практике, на примере  зарубежных стран.

В мировой практике используются следующие  виды налоговых льгот, стимулирующих  инновационную деятельность:

предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

уменьшение налога на прирост инновационных  затрат;

«налоговые каникулы» в течение  нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования  патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в  состав интеллектуальной собственности;

уменьшение налогооблагаемой прибыли  на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

вычет из налогооблагаемой прибыли  взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций;

зачисление части прибыли инновационной  организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.44

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3. страны, стимулирующие нововведения  путем развития инновационной  инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Рассмотрим подробнее особенности  регулирования инновационной деятельности в США.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)

Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)

НАСА

Национальное бюро стандартов

Министерство обороны

Национальный центр промышленных исследований

Национальная академия наук

Национальная техническая академия

Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют  смешанное финансирование, остальные  – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки  инновационных процессов - формирование государственной инновационной  инфраструктуры. Государство может  создавать сети центров распространения  нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает  его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности