Адам Смитт.Биография и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все предшественники

Содержание работы

Введение 1
Биография Адама Смита 2
Адам Смит – родоначальник классической школы политической экономики 6
Адам Смит. Научный подход к политической экономии. Экономический либерализм. 7
Смитовская трактовка экономических законов. 10
Учение Адама Смита 13
Предмет и метод в работах Адама Смита 15
Значение экономических работ Адама Смита. 22
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 1

Биография Адама  Смита 2

Адам Смит – родоначальник классической школы  политической экономики 6

Адам Смит. Научный подход к политической экономии. Экономический либерализм. 7

Смитовская трактовка экономических  законов. 10

Учение Адама  Смита 13

Предмет и  метод в работах Адама Смита 15

Значение экономических работ  Адама Смита. 22

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как  первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все предшественники Смита писали о том, как должно быть организовано общество, и только он сделал первый шаг к позитивной экономике, сказав, что человек и есть высшая ценность, а не «материал. Он говорил, что вовсе не требуется, чтобы люди непосредственно заботились о других, нужно, чтобы они заботились хотя бы о самих себе, и тогда общество будет процветать. Смит рассматривал идею разделения труда, которое влечёт за собой повышение производительности, как важнейший принцип развития общества. Одним из наиболее важных аспектом его теории стоимости является теория заработной платы, так как он считал, что необходимо разобраться в поведении наёмных рабочих, как большей части населения любой страны, для того, чтобы осознать механизмы общественного развития и приращения богатства страны. 

 

 

 

 

 

 

Биография Адама Смита

 

Адам Смит родился 5 июня 1723 года в  городке Кирколд, расположенном неподалеку от столицы Шотландии Эдинбурга, в семье таможенного чиновника Смита и его второй жены, Маргарет Дуглас, дочери крупного лендлорда (британского землевладельца). О детстве Смита известно немного, например, что в возрасте четырех лет его похитили цыгане, но полиция нашла похитителей. Ещё известно, что маленький Адам проявлял огромный интерес к учебе и что он с детства был очень рассеянным.

В 14 лет Смит поступил в университет  Глазго, который в то время был  центром шотландского просвещения. В первые годы учебы Смит находился  под влиянием идей известного английского  философа профессора Френсиса Хичстоуна, который стал своего рода гуру для будущего экономиста. Несмотря на это, впоследствии Смит полностью опроверг идеи своего наставника. По окончании университета Адам Смит выиграл стипендию для учебы в Оксфорде, в Balliol College, куда и поехал в 1740 году. Оксфорд коренным образом отличался от Глазго, так как здесь преподаватели практически не читали лекций, и приходилось в основном заниматься самостоятельно.

По окончании Оксфорда Смит возвратился  в Шотландию и начал искать работу. Семейные связи и помощь юриста и философа лорда Генри  Кеймса открыли Смиту широкие перспективы. Он начал с чтения публичных лекций в Эдинбурге, темы которых простирались от риторики и истории до экономики и философии. Уже тогда, судя по лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма и, в частности, принципа свободы торговли.

Лекции произвели фурор и  были высоко оценены многими известными личностями того времени. Именно благодаря  публичным лекциям Смита пригласили в университет Глазго на должность  профессора логики. Это произошло в 1751 году, когда ему было всего 27 лет. Через год Адам Смит перешел на кафедру философии, на более престижную должность профессора философии морали, которую занимал до 1763 года. В то время этот специфический предмет соединял в себе такие дисциплины, как теология, юриспруденция, этика и политическая экономия. Годы работы в университете Адам Смит описывал как самые счастливые и насыщенные событиями. Его лекции начинались в 7:30 утра и продолжались до полудня. Несмотря на то, что преподавание он вел не на латыни, а на английском языке (следуя примеру Хичстоуна), понимание его предмета требовало исключительного внимания и широты кругозора студентов.

В 1758 году Адама Смита выбрали  деканом университета, что было выражением всеобщего признания его заслуг. Все свободное время Смит посвящал делам университета или проводил в светских салонах Глазго. В круг общения Смита входили крупные  предприниматели, например, Эндрю Кокрейн, от которого Смит черпал информацию о состоянии дел в экономике и о том, как функционируют финансовые механизмы.

В 1759 году Смит опубликовал свою первую крупную научную работу "Теория нравственных чувств". Дидактическая  и аналитическая по природе, эта  книга представляет собой психологический  анализ явлений, которые составили  основу его самой известной работы, "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год). В "Теории нравственных чувств" описаны универсальные  и неизменные принципы человеческой натуры, которые, по мысли Смита, Юма  и других философов, формируют общественные институты и поведение индивида в обществе. Смита особенно интересовал  процесс формирования нравственных принципов личности с учетом потребностей человека и его личных интересов. Философ считал, что каждого человека направляет "невидимая сила", которая  влияет на критерии оценки собственных  действий и действий окружающих. Эта  теория не столь наивна, как кажется  на первый взгляд, особенно если её рассматривать  в свете идей Фрейда о структуре личности, в частности, таком её элементе, как Супер-эго.

В 1763 году в жизни Смита произошел  перелом - он оставил университет  Глазго и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия  молодого графа, приемного сына видного  политического деятеля - герцога  Баклю. Материальная выгода от этого путешествия имела для Смита не последнее значение: поездка гарантировала ему 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни, что было явно больше его профессорского гонорара.

Путешествие длилось с 1764 по 1766 год, т.е. более двух лет, из которых полтора  года Смит провел в Тулузе, два месяца в Женеве (где ему довелось встретиться  с Вольтером, которого он глубоко  уважал) и девять месяцев в Париже. Тесное знакомство за время поездки  с философами д'Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и А.Тюрго, отразилось впоследствии в его главном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", к которому он приступил еще в Тулузе. По возвращении в Шотландию Смит решает поселиться у своей матери, где с 1767 года уединяется для завершения работы над "Богатством народов". Книга вышла в свет в 1776 году и упрочила и без того широкую известность её автора. Она четыре раза переиздавалась при жизни Смита и ещё три раза - со дня его смерти и до конца века.

Эта книга положила начало развитию политэкономии как отдельной  дисциплины. Адам Смит развивает идею о том, что труд - это основной источник богатства нации. Он выступает  ярым сторонником частного предпринимательства  и разделения труда в процессе производства. Истинное богатство нации, по мнению Смита, заключается не в  количестве золота у государства, а  в обеспеченности граждан всеми  необходимыми продуктами (в широком  смысле) в полном объеме. Также Смит отвергал какое-либо вмешательство  государства в экономику страны. Он полагал, что ею управляет "невидимая рука" (аналогия с "невидимой силой" из "Теории нравственных чувств").

Влияние Смита на своих современников  было настолько велико, что даже английский премьер-министр У. Питт-младший объявил себя его учеником. Они неоднократно встречались и обсуждали ряд финансовых проектов. Одним из результатов этих контактов с ученым явилось подписание У. Питтом в 1786 году первого Либерального торгового договора с Францией - договора Эдена, который существенно изменил таможенные тарифы. Результатом влияния творческого наследия автора "Богатства народов" можно также признать то, что один из его учеников, Стюарт, в 1801 году начал читать в университете Эдинбурга самостоятельный курс политической экономии, который раньше входил в курс нравственной философии.

В январе 1778 года Адам Смит был назначен комиссаром шотландской таможни, и  в этой должности он оставался  до своей смерти 17 июля 1790 года в  Эдинбурге.

Адам Смит – родоначальник классической школы политической экономики

 

Концепция основного труда  Смита отличается от образа изложения и организации работ других первоисследователей, уделявших основное внимание советам, рекомендациям относительно того, как вести расходы, устанавливать налоги, организовывать торговлю, а не теоретическим исследованиям и классификации научных категорий.

Работа А. Смита «Богатство народов» – это его труд, излагающий в сгруппированном виде определенную концепцию. Он насыщен примерами, историческими аналогиями, ссылками на хозяйственную практику.

«Исследование о природе  и причинах богатства народов» – это пять книг, в которых рассматриваются теория стоимости, формы распределения и разделение труда, природа запасов, капитала, процессы накопления и потребления ресурсов. Также в книгах говорится об экономике Европы (своего рода история народного хозяйства), о системах политической экономии (меркантилистах и физиократах), о финансах, принципах налогообложения, государственном долге.

Превосходство А. Смита как  ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска в целом.

Основное место в методологии  его исследований занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений

Главная задача Смита – определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствуют его росту, а какие препятствуют этому. Богатство народов изучается с разных сторон во всех пяти книгах: с точки зрения факторов, материальных предпосылок образования, форм распределения, условий (экономической политики), концептуальных подходов («коммерческой системы», «сельскохозяйственной системы»), доходов и расходов государства.

Адам Смит. Научный подход к политической экономии. Экономический либерализм.

 

Уже в этот период у Смита  формируются основные идеи экономического либерализма. Конец восемнадцатого века - период становление буржуазной этики, в которой особое внимание уделяется обоснованию концепции  естественных, неотчуждаемых прав и  свобод личности. Это подразумевало  и экономическую свободу человека. С точки зрения буржуазной этики  человек всегда употребляет свободу  для достижения собственных своекорыстных интересов. Не признать это невозможно, однако выводы из данного положения могут быть прямо противоположные. Английские философы семнадцатого века выводили из эгоистичности поведения людей постулат о необходимости авторитарного государства, которое должно сдерживать индивидуальный эгоизм граждан. У французских же философов-рационалистов, к примеру, у Гельвеция (1715-1771), эгоизм был объявлен естественным свойством человеческой личности и фактором общественного прогресса. Смит воспринял идеи последних, приложив их к сфере экономической деятельности.

А. Смит признает, что основным мотивом человеческой деятельности в экономической сфере является своекорыстный интерес. (Кстати, анализ мотивов поведения людей в  экономической сфере и обнаружение  основных принципов их поведения  было одной из заслуг классической школы; и именно с нее проблемы поведения обязательно рассматриваются  экономистами.) Но достичь удовлетворения эгоистических интересов человек (не нарушая закон), по мнению Смита, может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Как  пишет Смит "Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника  ожидаем мы получить свой обед, а  от соблюдения ими своих собственных  интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а  об их выгодах". И, следовательно, естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом, что он сам способен привести общество к благосостоянию без вмешательства государства, которое было обязательным для меркантилистов. Из концепции своекорыстного интереса вытекала и политика невмешательства, или "естественной свободы". Ведь если экономическая деятельность каждого ведет, в конечном счете, к благу общества, ей нельзя препятствовать. Таким образом, Адам Смит выработал теоретическое обоснование фритредерства и даже полного невмешательства государства в экономику.

Тем не менее, экономические  взгляды А. Смита будут поняты недостаточно полно, если не принять  во внимание его первую большую работу "Теория нравственных чувств", которая была опубликована в 1759 году и содержит его социально-философские идеи. Исходя из характерного для философии восемнадцатого века тезиса о существовании "естественных законов", Смит в качестве естественных характеристик человека в своей работе вводит два основных понятия: "чувство симпатии" и "внутренний наблюдатель" (совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека с помощью силы воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. Оставаясь на позиции существования естественных законов, Смит утверждает, что справедливо то, что естественно, а естественно стремление человека к собственному благу при благожелательном отношении к другим людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии заложена природой (Богом), наделившей человека совестью.

Интересно отметить, что  тезис о гармонии интересов различных  людей у Смита не вывод, следующий  из действия "невидимой руки" (т.е. объективных экономических законов), а исходная мировоззренческая посылка, основанная на вере в Бога и человека; поэтому и поиск экономических законов опирается у него на веру в естественную, изначальную гармонию. Не случайно в описании действия "невидимой руки" у Смита присутствует не только экономический аспект, который сводится к благотворности для общества непреднамеренных последствий целенаправленных действий людей, но и мировоззренческий - вера в мудрость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в "Теории нравственных чувств" Смит описывает ситуацию, когда направляемый "рукой Провидения" бесчувственный, гордый и жадный (эпитеты А.Смита - прим. автора) богатый собственник без всякого преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь исключительно о собственном богатстве он дает работу, а следовательно и пропитание, неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, а других лишило наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Провидение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества. С виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайный замысел Бога и мир предстанет в ином свете.

Информация о работе Адам Смитт.Биография и его учение