Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:33, контрольная работа
Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все предшественники
Введение 1
Биография Адама Смита 2
Адам Смит – родоначальник классической школы политической экономики 6
Адам Смит. Научный подход к политической экономии. Экономический либерализм. 7
Смитовская трактовка экономических законов. 10
Учение Адама Смита 13
Предмет и метод в работах Адама Смита 15
Значение экономических работ Адама Смита. 22
Заключение 23
Список литературы 25
Можно с полным правом сказать, что философская и этическая сторона экономического учения А.Смита была заложена в "Теории нравственных чувств", ибо именно в ней было определено представление о справедливости и природе человека, о свободе и моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей идеей данной работы была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на свободу, в том числе свободу в области хозяйствования. Интересно отметить, что в конце "Теории нравственных чувств" Смит обещает в следующей работе разъяснить механизм действия "естественного закона справедливости", в результате которого "каждый получает свою долю из всего произведенного землей".
"Теория нравственных
чувств" при жизни автора выдержала
пять изданий, но не она
А.Смит внес существенный вклад в анализ экономических законов капитализма. Вклад Смита в разработку экономических законов состоит, прежде всего, в обосновании и активном проведении идеи "естественного порядка" в развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного производства материальными факторами. Можно без преувеличения сказать, что для Смита все экономические процессы и категории были проявлением "естественного порядка". Уже во вступлении к "Богатству народов" он писал: "Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты…". Отсюда видно, что автор в целом материалистически понимает богатство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора – общественного труда.
Подобным же образом характеризовал
ученый природу разделения труда. Он
подчеркивал: "Разделение труда, приводящее
к таким выгодам, отнюдь не является
результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей
и осознавшей то общее благосостояние,
которое будет порождено им…".
В основном материалистически объяснялись
происхождение и сущность денег
и многих других экономических категорий.
Более того, материалистический в
целом взгляд Адама Смита на развитие
общественного производства подкреплялся
его резко отрицательным
Смит внес в разработку экономических законов "углубление научных абстракций" при анализе общественного производства. Углубление и расширение метода научной абстракции позволило А.Смиту увидеть и исследовать целый ряд существенных связей общественного производства. Это весомый вклад великого ученого в разработку экономических законов. Развивая трудовую теорию стоимости, А.Смит фактически обосновал закон стоимости. Он, например, утверждал: "Таким образом, один труд… является единственно действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно расценивать и сравнивать стоимость всех товаров".
Огромная заслуга автора "Богатства народов" заключается не только в том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их стоимостью. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг "естественной цены"). "Фактическая цена, за которую обычно продается товар, – писал он, – называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже ее, или же в точности совпадать с нею". Причем выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между спросом на товары и их предложением.
Примечательно, что А.Смит пытается показать принципиальную разницу между прибылью и заработной платой. Он определенно не согласен считать прибыль на капитал платой за труд предпринимателя по надзору и управлению. Он вполне уверен, что "эта прибыль… устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению". Прибыль и в своей динамике вступает в противоречие с заработной платой: "Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли". По мнению К.Маркса, "Смит уловил истинное происхождение прибавочной стоимости", установил закон ее происхождения.
Исследуя рыночную конкуренцию,
шотландский экономист
А.Смит внес определенный вклад в разработку многих других экономических законов. И этот вклад, несомненно, огромен. Но стоит, на мой взгляд, отметить общее: своеобразное трактование и рассмотрение различных экономических законов Смитом в определенной степени способствовало их дальнейшему развитию в экономической науке.
По А. Смиту, экономика слабой страны приумножает богатства народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресурсах, которые составляют годичный труд каждого.
Смит осуждает меркантилизм. Он говорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой роста богатства любой страны. По его мнению, не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства.
Центральное место в методологии исследования А. Смита имеет концепция экономического либерализма, в основу которой положены рыночные экономические отношения. Он говорит: «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т. е. когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов, составляющих его лиц».
В развитие этой идеи Смит вводит такие понятия, как «экономический человек» и «невидимая рука». «Сущность экономического человека состоит в том, что не от благожелательства мясника или лавочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах».
Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.
По его словам, рыночный механизм хозяйствования – это очевидная и простая система естественной свободы, она будет всегда автоматически уравновешиваться благодаря «невидимой руке».
Государство, по его мнению, должно выполнять три важных обязанности:
Рассматривая структуру
Пятая книга в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» непосредственно посвящена анализу государственного бюджета и государственного долга.
Проблему государственных расходов и налогов Смит трактовал с позиций идеолога прогрессивной буржуазии. Он оправдывал только те расходы государства, которые производятся в интересах всего общества. Он выдвинул тезис «дешевого государства», который восприняли все последующие представители классической буржуазной политической экономии.
Смит заложил теоретические
Предметом изучения Смита
была сфера производства без выделения
каких-либо отраслей. В сфере же методологии
он был сторонником идеи «естественного
порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала
в современной ему философии. Так, в работах
французского философа Гельвеция, с которым
Смит был лично знаком, новая этика строилась
на «естественном» стремлении человека
к выгоде, которое он сравнивал с законом
всемирного тяготения в неживой природе.
Развивая эти идеи применительно к экономике,
Смит выдвинул абстракцию «экономический
человек», характеризующую в чистом виде
действия людей в экономике. «Экономический
человек», по мнению Смита, руководствуется
только выгодой, это человек-эгоист. Из
природы человека-эгоиста рождается обмен,
поскольку он не делает подарков и если
что-то дает, то требует как минимум эквивалентного
возмещения.
Обмен, по Смиту, заложен
только в природе человека, который
этим отличается от животных. «Никому
не приходилось видеть, чтобы собака
сознательно менялась костью с другой
собакой». Таким образом, обмен, рыночная
экономика, по мнению Смита, «естественны»
для человека.
Другой методологической категорией Смита
была «невидимая рука». Человек действует
в своих личных интересах, писал он, но
одновременно «невидимой рукой направляется
к цели, которая совсем и не входила в его
намерения». Таким образом, «невидимая
рука» Смита — это объективные экономические
законы, действующие независимо от воли
и сознания людей.
Соединяя понятие «невидимой руки» с категорией
«экономический человек», Смит отмечал,
что человек, «преследуя свои собственные
интересы... часто более действенным образом
служит интересам общества, чем тогда,
когда сознательно стремится сделать
это», что «невидимая рука» рынка дает
для общества лучшие результаты, чем «видимая
рука» государственного управления. Это
объясняется, по его мнению, тем, что, действуя
в условиях «невидимой руки», человек
удовлетворяет прежде всего свой личный
интерес и поэтому работает хорошо (для
себя, но одновременно и для общества).
В условиях действия «видимой руки» государства
человек получает приказ без учета его
личного интереса и поэтому работает хуже.
Таким образом, Смит обосновывал концепцию
свободы от государственного вмешательства
в экономику, получившую название концепции
«экономического либерализма». Она приобрела
широкую популярность в начале XIX в. и просуществовала
в качестве господствующей в классической,
а потом в неоклассической экономической
теории до середины 30-х гг. XX в. Основные
теоретические положения:
1. Богатство, согласно Смиту, — это продукт, создаваемый в сфере производства. Поэтому основными факторами увеличения богатства являются количество трудящихся и их производительность. Первый фактор он считал менее важным, указывая, что много есть народов многочисленных, но бедных. Производительность же во времена Смита увеличивалась только за счет разделения труда в мануфактуре.
2. Разделение труда. Вначале в качестве примера Смит приводит разделение труда в булавочной мануфактуре, способствующее повышению производительности труда. Тот же результат, по Смиту, приносит и разделение труда в масштабах народного хозяйства. «Шерстяная куртка... как бы груба и проста она ни была, представляет собой продукт соединенного труда большого количества работников. Пастух, сортировщик, чесальщик шерсти, красильщик, прядильщик, ткач, ворсировщик, аппретурщик и многие другие — все должны соединить свои различные специальности».
В то же время происхождение разделения труда на микро- и макроэкономическом уровне различно. Если в мануфактуре специализацию рабочих задает управляющий, то в народном хозяйстве его создает, по мнению Смита, «невидимая рука». «Разделение труда... отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собой последствие... определенной склонности человеческой природы... а именно склонности к мене, торговле». В свое время Платон считал, что разделение труда в обществе существует потому, что у каждого человека есть только одна способность. В соответствии с концепцией «экономического человека» Смита можно добавить, что эта способность доставляет ему наибольшую выгоду и ведет к специализации производителей в рыночном хозяйстве. «...Уверенность обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта труда других людей, в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию».
3. Деньги, по Смиту, это товар, стихийно выделившийся в процессе обращения на роль всеобщего эквивалента. «...Человек... естественно должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно, наряду с особыми продуктами своего собственного промысла, иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен», «...во всех странах люди... сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам». Таким образом, деньги уже не трактовались как некий искусственный инструмент, сознательно созданный людьми. Среди функций денег Смит выделял функцию средства обращения. Он считал целесообразным замену металлических денег банкнотами под соответствующее обеспечение банка.