Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа
Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.
Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная экономическая система Украины.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]
Содержание:
Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с
административно-командной
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ
К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]
Введение
Внедрение административно-командной
системы экономики характерно, в
основном, для первой половины и
середины ХХ века, для стран восточной
Европы и Азии. Это обусловлено
глубинными процессами, начавшимися
в обществе ещё за долго до этого
момента. Сильное, для того времени,
развитие научно-технического прогресса
с одной стороны, и сравнительная
отсталость названных регионов в
развитии промышленности, сельского
хозяйства и социально-
Тема административно-
Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных постсоциалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.
Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.
Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:
– систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
– её действие на практике в нашей стране и странах мира;
– сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
– доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
– исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
– исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.
1. Сущность административно-командной
экономической системы
1.1. Теория плановой экономики
Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений [10; 14].
Цель существования плановой системы экономики.
Экономика любого государства,
как и сам государственный
аппарат, созданы с целью удовлетворения
потребностей. Удовлетворение потребностей
лежит в основе любой экономической
системы хозяйствования, но, в тоже
время, каждая такая система предлагает
свои специфические механизмы
Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования [13, c. 381; 11].
Роль государства в экономике планового типа.
Как известно, государство
– это аппарат управления и
координации общественно-
Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства [13, c. 376].
Планомерность как
особенность командной
Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.
Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы [13, c. 366].
Сущность распределения в командной экономике.
Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.
Таким образом, обеспечивался
сравнительно однородный уровень потребления
среди всех членов общества, при
сравнительно однородном уровне доходов
каждого. Так удовлетворяются
Собственность и её роль в плановой экономической системе.
Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.
Идея общенародного характера
государственной собственности
состояла в том, что каждый трудящийся
должен был быть так же и собственником
средств производства, то есть, хозяином
своего рабочего места. Для этого
предполагалось включать каждого трудящегося
посредством трудового
Социально-экономическая эффективность.
Экономическая система ведения
хозяйства, избираемая обществом, имеет
своей целью эффективное
Заработная плата
в административно-командной
Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.
Основными формами заработной
платы при административно-
Экономический рост
в административно-командной
Экономический рост является одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики. Опыт внедрения плановой экономики показывает, что для этого типа экономической системы, экономический рост остался лишь количественным показателем. Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики [13, c. 453; 15].
Роль производственной сферы в плановой экономике.
В отличие от рыночной экономики,
в плановой наиболее важной составляющей
экономики государства
Основным звеном всей структуры
народного хозяйства
Посредничество, как одно из проявлений непроизводственной сферы, отсутствовало [13, cс. 491, 509; 14].
Спрос и предложение в плановой экономике.
Как известно, спрос – это выражение потребности, подкреплённое платёжеспособностью, а предложение – это сумма товаров, находящихся на рынке. В административно-командной экономике, во избежание отрыва предложения от спроса, с вытекающим отсюда повышением цен, отставанием в качестве продукции и финансовой несбалансированности, использовались различные методы управления как спросом, так и предложением.
В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях [13, c. 523].
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине
После октябрьской революции
1917 года в России, а со временем и
на всей территории бывшей Российской
империи, была объявлена идея перехода
к коммунизму, и установления социализма,
как первой ступени на этом пути.
Такой переход предполагал
В то время, как на внутренних
фронтах шло установление советской
власти, большевистское руководство
уже провозгласило политику военного
коммунизма для осуществления резкого
перехода к новой экономической
системе хозяйства. Вскоре, когда
эта политика показала свою полную
неэффективность, была провозглашена
Новая Экономическая Политика, которая,
в частности, давала некоторую свободу
негосударственным
Информация о работе Административно-командная экономическая система