Административно-командная экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.

Содержание работы

Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная экономическая система Украины.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]

Файлы: 1 файл

Административно командная экономическая система.docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

В целом, можно сказать, что  плановая экономика в теории решает многие практические проблемы, постоянно  возникающие в рыночной экономике. В то же время, эта система сама собой порождает множество негативных явлений, которые не могут появиться  при рынке.

2.3.     Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

При всём этом административно-командная  система хозяйствования имеет ряд  недостатков, которые, в конечном итоге, и привели к её разложению как  господствующей во многих государствах мира.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы предполагает непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. Государственный  аппарат руководит хозяйственной  деятельностью с помощью преимущественно  директивных методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия  в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы. Результатом этого является невозможность предприятию реагировать быстро на изменения на рынке [12].

При чрезмерной централизации  исполнительной власти развивается  бюрократизация хозяйственного механизма  и экономических связей. По своей  природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности  хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает масштабную монополизацию производства и сбыта продукции. Монополии  при отсутствии конкуренции не заботятся  о внедрении новшеств техники  и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств фонда  заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда, а, следовательно, и к снижению заинтересованности в результатах  своего труда квалифицированного персонала [14].

Что касается СССР непосредственно  Украины (УССР), то здесь плановая экономическая  система существовала и находилась под руководством единственной партии – Коммунистической Партии Советского Союза, и её территориальной организации  – Коммунистической Партии Украинской ССР. Это налагало определённый отпечаток  как на экономическую систему  в целом, так и на её действие в  конкретных областях. КПСС приняла  на себя практически все функции  государства, при этом для КП УССР оставалась единственная функция, состоящая  в принятии и узаконивании всех указаний и предписаний из центра на местном  уровне, их распространении на территории УССР и приведении их в действие. Масштаб всего Советского государства  при этом во много раз усугублял  все негативные стороны системы, так как от конкретного предприятия, а тем более человека до центральной  власти в Москве было слишком далеко. В результате этого в экономике  появлялись такие не свойственные рыночной системе явления, как дефициты товаров  первой необходимости, перепроизводство отдельных составляющих товара, экстенсивные методы расширения производства и ведения  сельского хозяйства и тому подобное [17, c.343].

Несмотря на попытки реформировать  и децентрализовать директивное  планирование, именно его неэффективность  послужила одним из главных факторов краха огосударствлённой экономической  системы СССР.

Невосприимчивость этой системы, к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия  экономических реформ в этих странах  определяется законами развития мировой  цивилизации, в результате чего с  большей или меньшей скоростью  там строится современная рыночная экономика.

В результате применения единых негибких административных форм и методов  хозяйствования, в равной степени  использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов  предприятий и организаций, снижалась  производительность труда, увеличивались  затраты материальных и финансовых средств. В целом административно-командная  экономика – это хозяйство  малоэффективное, трудно реформируемое  и характеризуется постоянным дефицитом  производственных ресурсов и товаров  для потребления населения. Переход  от административно-командной экономики  к рыночной, начавшийся во 2-й половине 1980-х гг., оказался длительным и достаточно сложным процессом, требующим взвешенной концепции и научно обоснованной программы действий, учитывающих  как общемировые ценности, так  и особенности, менталитет, ресурсную  базу, научный, технический потенциал  и конкретную социально-экономическую  ситуацию в каждой стране с такой  экономической системой.

 
3.         Переход от плановой к рыночной экономической системе

3.1.     Необходимость и теории перехода к рынку

Застой в народном хозяйстве  всего Советского Союза, включая  и Украину в 70-е годы, вызванный  неэффективным использованием ресурсов, предопределил необходимость рано или поздно радикально реформировать  экономическую систему в целом. Реформы, начавшиеся с приходом нового руководства в середине 80-х, обнаружили глубинный экономический кризис, который назревал в скрытой форме  в течение многих лет. В странах  Центральной Европы так же присутствовали кризисные явления, проявившиеся в  основном в середине – конце 80-х  годов. В то же время, Китай отошёл от ортодоксальных коммунистических принципов  в экономике достаточно рано –  в конце 70-х, что радикально поспособствовало позитивным изменениям в системе  ведения народного хозяйства  страны.

В целом, история показывает, что командная экономическая  система не решила поставленных задач  полностью, оказалась менее эффективной  чем системы с преобладанием  рыночных механизмов, и не надолго  укрепилась в большинстве стран, где была провозглашена [19].

В результате, все постсоциалистические страны, ставшие на путь рыночных реформ, оказались перед необходимостью выбора конкретной, наиболее подходящей для данной страны, теоретической  основы для проведения реформ. При  этом на тот момент опыта трансформирования  командной экономики в рыночную практически не было. Поэтому, большинством стран была избрана концепция  американского учёного М. Фридмана [8, с.185] – концепция монетаризма, рекомендованная Международным  Валютным Фондом.

Принципы монетаризма  были достаточно успешно применена  в 80-е годы в США и Великобритании, где на протяжении всей истории господствовала рыночная экономика, а так же в  ряде развивающихся стран. Согласно этой концепции считалось, что для  перехода к рынку достаточно сформировать рыночный механизм, применяя три принципа:

·           Экономическая свобода;

·           Экономические соглашения;

·           Частная собственность.

Эти принципы являют собой  полную противоположность экономическим  принципам плановой системы хозяйствования. Их внедрение и соблюдение может  быть достаточно проблематичным в государстве, где в течение многих десятилетий  действовали по-другому. Несмотря на это данной концепцией предлагалось три этапа перехода к рынку:

Ø   Фаза стабилизации, когда правительство проводит политику борьбы с последствиями распада социалистической системы;

Ø   Фаза становления рынка, когда создаются основные рыночные институты;

Ø   Фаза структурной корректировки, когда изменяется характер производства и занятости.

Что касается Украины, то здесь  так же была принята эта концепция  по рекомендации МВФ, который осуществлял  финансовую помощь государству. Из-за отсутствия чёткой и подробной программы  перехода, здесь первый этап был  чрезвычайно болезненным для  экономического положения и для  общества в целом, и продлился  значительно дольше, чем это можно  было предположить изначально. Становление  рыночных механизмов так же не было чётко спланировано и потому происходило  неорганизованно, хаотично и так  и не закончено к нынешнему  моменту. Так получалось потому, что  концепция эта исходила из способности  рынка к самоорганизации и  того, что участие государства  должно быть минимальным. В условиях нашего государства такой способ оказался слишком радикальным, чтобы  стать достаточно эффективным, так  как являл собой крайнюю противоположность  устоявшимся экономическим принципам.

В рамках монетаристской теории существовали две концепции перехода к рынку. Одной из них была концепция  градуализма, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ, и отводит государству  главную роль в формировании рыночных механизмов. Антиподом этой концепции  была «шоковая терапия», в которой  инструментом формирования рынка и  антиинфляционной политики является одномоментная  либерализация цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Обе эти  концепции в качестве своего основного  различия имеют лишь скорость и продолжительность  реформирования.

Помимо этого, было так  же и другое направление – институциональное. Его приверженцы применяли широкий  междисциплинарный подход и использовали основные выводы социальной психологии и социологии. Они считали, что  на развитие и функционирование экономики  влияют и институты, то есть законодательство, организации, властные структуры, а  так же институции – обычаи, нормы  поведения в обществе, традиции, которые включают как официальные  правила, так и неофициальные  ограничения. Институции напрямую связаны  с человеком, основным звеном экономической  деятельности, а потому предопределяют развитие его экономической деятельности. Специальные исследования подтверждают, что методология институционализма  более продуктивна для анализа  процесса рыночной трансформации по сравнению с другими направлениями.

К примеру, венгерский экономист  Я. Корнаи считает, что поскольку  в переходной экономике все элементы системы находятся в процессе очень быстрых изменений, нельзя абстрагироваться от отдельных элементов  общества и экономики, так как  последствия переходных процессов  часто обусловлены взаимодействием  этих элементов. Такой системный подход к развитию и взаимодействию всех составляющих экономики и общества позволяет не только объяснить прошлое, но и дать рекомендации относительно настоящего и будущего.

Итак, результатом того, что  переход от плановой экономики к  рыночной не является одномоментным  действием, появились такие понятия, ка переходная экономика, рыночная трансформация, трансформационный процесс. В ходе научно-исследовательских работ  многих учёных мира, СНГ и Украины  были выделены общие черты переходной экономики, формирующие специфику  её противоречий:

]   Нестабильность условий хозяйствования;

]   Деформированность экономической структуры;

]   Неопределённость движущих сил развития;

]   Усиление влияния фактора ожидания на экономическую ситуацию;

]   Потеря управляемости макроэкономическими процессами;

]   Неоднородность мотивации экономического поведения;

]   Отсутствие механизма саморегуляции экономики;

]   Несформированность институционной структуры;

]   Наличие множества секторов экономики, включая теневой.

Переходная экономика  как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации создания новых институтов и принципиально  новой схемы взаимоотношений  между государством и экономическими субъектами. Теория переходной экономики  не является завершённой, так как  ещё не до конца рассмотрены все  примеры такой системы, результаты её действия в некоторых странах [8; с. 188].

 

3.2.     Мировой опыт реформирования плановой экономической системы

Существует более 35 стран, тем или иным образом испытавших на себе все преимущества и недостатки административно-командной экономической  системы, это почти одна пятая  всех стран мира. Поэтому, сейчас можно  говорить о некотором накопленном  опыте реформирования. Разные страны, в зависимости от сложившегося в  них положения, выбирали разные пути решения этой задачи.

Нельзя, в то же время, забывать и о том, что до сих пор остались страны, где плановая экономика всё  ещё остаётся общепринятой системой. Например в Кубе существование коммунизма, равно как и командной системы  экономики провозглашено в 2004 году лидером страны незыблемым и вечным, что закрепляется специальным законом. Корейская Народно-Демократическая  Республика так же законсервировала в себе эти две составляющие жизни  общества. Так же плановая экономика  частично в той или иной форме  и том или ином объёме существует и в других странах.

Среди всех стран, переходящих  к рыночным отношениям можно выделить три основных группы по избранным  концепциям перехода [12, с. 452]:

1.         Страны, в которых в рамках старой системы создавались новые социально-ориентированные рыночные отношения. В качестве примера можно назвать Китай, где этот процесс был теоретически осмыслен и определён как долгий и поэтапный с реформирование административно-командной системы. Здесь посредством социально-экономических экспериментов отрабатывались формы приватизации, развитие предпринимательства, привлечения иностранного капитала и т. п. Подобный путь развития избрали Вьетнам и Монголия.

Информация о работе Административно-командная экономическая система