Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа
Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.
Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная экономическая система Украины.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]
Необходимо отметить, что
на фоне этих изменений в экономической
политике происходили и совершенно
реальные изменения. Лозунг «землю –
крестьянам» воплощался в массовой
и обязательной коллективизации
в сельском хозяйстве: образовывались
колхозы с «общенародной» формой
собственности. При этом, с приходом
к власти И. В. Сталина, давление на село
усиливалось: как проявление планомерности,
устанавливались планы
С приходом к власти Хрущёва
был сделан шаг к некоторой
децентрализации управления народным
хозяйством, что, в принципе, поспособствовало
избежанию повторения таких ситуаций.
Были созданы совнархозы, замещавшие
централизованные министерства на местах.
Именно в этот период было официально
заявлено, что страна вступила в "стадию
развернутого строительства
Организация совнархозов
дала некоторый эффект. Высвободившиеся
площади и средства были использованы
для организации новых
Приход Брежнева к руководству
страной, находившейся в кризисном
положении предполагал
Реформа была свёрнута, хотя
эффект от этого и был на время
скрыт притоком средств от продажи
сибирской нефти. Экономические
задачи, стоявшие перед властью решались
как правило экстенсивными
Масштабные и системные
реформы, предложенные в конце 80-х
годов новым руководителем
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики
Существует множество способов охарактеризовать развитие экономики разных стран, но как наиболее общий и наиболее наглядный, был избран способ сравнения стран по объёмам валового внутреннего продукта и уровню экономического роста (В Приложении В. «Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой» рассмотрены основные составляющие ВВП и другие показатели, говорящие об уроне экономического развития для СССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшей свою экономическую систему и Китая, успешно её реформировавшего) [9].
Для стран с плановой экономикой (социалистических стран) стартовым уровнем можно считать середину ХХ века, когда, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы и уже начались социальные преобразования во Вьетнаме, Китае и КНДР [2].
В 1956 - 1958 годах в СССР и
многих европейских странах
В европейских социалистических
странах опережающий по сравнению
со среднемировым показателем
Совокупный ВВП группы стран с развитой экономикой в 1950-1996гг. увеличился в 6,1 раза, группы бывших социалистических стран - в 5,8 раза. В результате этого удельный вес бывших социалистических стран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%. Однако, фактически единственным фактором относительно лучших показателей 1-ой группы стран явился феноменальный рост экономики Китая (см. Приложение В).
Почти за 46 лет ВВП Китая увеличился в 22,5 раза, а доля его в мировой экономике возросла с 2,7 до 10,2%. Рост бывших социалистических стран без Китая значительно меньше и составил всего 2,6 раза, в результате чего удельный вес этой группы стран в мировой экономике упал с 12,6 до 5,7% соответственно. Наиболее медленным экономический рост был в СССР, составивший 2,2 раза и приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% 1950 г. до 2,7% в 1996 г [2, c. 24–25].
Средний уровень экономического развития бывших социалистических стран повысился в 3 раза, тогда как аналогичный показатель для стран с рыночной экономикой составил 2,4 раза. Однако эти результаты, как и в случае с абсолютными величинами, предопределены большими темпами развития Китая. Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза, причем в СССР - в 1,3 раза.
Говоря о феноменальном темпе экономического роста и приросте объёмов ВВП в Китайской Народной Республике, необходимо отметить следующее:
– Китай намного раньше других государств (в 1978 году) отказался от ортодоксальной системы социалистического производства, хотя и сохранял при этом коммунистическую идеологию;
– Применение некоторых экономических принципов рыночной экономики, а так же наличие огромного запаса дешёвой рабочей силы создало дополнительные благоприятные условия для этого;
– Ухудшение отношений с СССР в 60-е годы привлекло внимание капиталистических стран на фоне холодной войны, что способствовало, в конечном итоге, улучшению инвестиционного климата в стране.
Таким образом, большинство бывших социалистических стран с плановой экономикой ухудшили свои макроэкономические показатели по сравнению со стартовыми (за исключением Китая). Это привело к кризисным явлениям, которые наиболее глубоко проявились на постсоветском пространстве, но так же имели место и в других постсоциалистических странах.
2. Сравнительная характеристика
командной и рыночной систем экономики
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рыночная экономика – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, а экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт и все основные решения принимаются ими самостоятельно под собственную ответственность [14].
Основные преимущества рыночной
экономики над административно-
Рыночная экономика, в
отличие от централизованно управляемой
(административно-командной), характеризуется
двумя важнейшими особенностями
в ответе на три основных экономических
вопроса: что, как и для кого производить.
Во-первых, в такой экономике
Благодаря рынку в хозяйстве
страны происходит наиболее эффективное
распределение ресурсов между различными
отраслями. При этом рынок позволяет
производителям товаров наиболее быстро
и гибко реагировать на изменение
системы потребностей. Так происходит
потому, что сигнал от потребителя
к производителю поступает
Функция ценообразования принадлежит всему рыночному механизму в целом, а не какому-либо конкретному аппарату руководства или конкретным лицам.
Рыночная экономическая система обеспечивает более гибкие и быстрые механизмы внедрения инновационных проектов и технологий. Использование новейших достижений научно-технического прогресса означает снижение издержек производства и, соответственно – снижение рыночной цены, а так же – укрепление позиций потребителей и производителей.
Однако всё вышесказанное не означает, что в рыночной экономике отсутствуют недостатки.
В рыночной экономике удовлетворяются только платёжеспособные потребности, хотя они не всегда являются наиболее насущными в данный момент.
В обществе доходы распределяются
крайне неравномерно на всех уровнях
его организации. Поэтому структура
производства не может быть оптимальной,
поскольку в структуре
Для рыночной экономики в
наибольшей степени характерны кризисные
явления. Она не способна сама по себе
противостоять таким явлениям экономики,
как монополизм, инфляция, безработица,
чрезмерная дифференциация доходов, циклический
характер экономического развития, выражающийся
в регулярной смене периодов экономического
подъёма периодами
Существует так же негативный
социально-психологический
Названные негативные свойства рыночной экономики достаточно серьёзны. Только с помощью государства удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.
2.2. Преимущества плановой экономики
Дав определение административно-
Несмотря на то, что органы
управления хозяйственной деятельностью
руководствуются
Так же необходимо отметить,
что сравнительная схожесть уровней
доходов всего населения
Существование централизованного планирования формально значительно облегчало работу производственной сферы экономики: производителю нет необходимости думать, что, как и для кого производить, ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти.
Провозглашение общественной собственности даёт теоретическую возможность и создаёт реальное впечатление для каждого члена общества в сопричастности к управлению ресурсами и средствами производства, на которые она распространяется. Это играет важную роль в мотивации персонала, что не всегда легко удаётся при использовании рыночных механизмов.
Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами. Это не даёт возможности рынку диктовать свои условия в образовании цены на товар, что, в свою очередь, обеспечивает некоторую стабильность цен на значительно больший период, чем это возможно при рыночной экономике.
Плановая экономика
Информация о работе Административно-командная экономическая система