Административно-командная экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.

Содержание работы

Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная экономическая система Украины.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]

Файлы: 1 файл

Административно командная экономическая система.docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  на фоне этих изменений в экономической  политике происходили и совершенно реальные изменения. Лозунг «землю –  крестьянам» воплощался в массовой и обязательной коллективизации  в сельском хозяйстве: образовывались колхозы с «общенародной» формой собственности. При этом, с приходом к власти И. В. Сталина, давление на село усиливалось: как проявление планомерности, устанавливались планы производства сельскохозяйственной продукции, которые  чаще всего не соответствовали возможностям. Это явление отразилось в первую очередь на сельском хозяйстве Украинской ССР, так как она была наиболее развита в аграрном секторе, и  могла приносить наибольшую отдачу. Это, в конечном итоге, приводило  к таким кризисным явлениям как  голод (1928-1929, 1932-1933, 1946-1947 гг.), которые  и проявлялись наибольшим образом  на территории УССР.

С приходом к власти Хрущёва  был сделан шаг к некоторой  децентрализации управления народным хозяйством, что, в принципе, поспособствовало избежанию повторения таких ситуаций. Были созданы совнархозы, замещавшие централизованные министерства на местах. Именно в этот период было официально заявлено, что страна вступила в "стадию развернутого строительства коммунистического  общества". В освоении «целины», проходившем  в это время приняли активное участие украинские специалисты  в аграрной сфере [здесь и далее 17].

Организация совнархозов  дала некоторый эффект. Высвободившиеся  площади и средства были использованы для организации новых производств. Но вскоре, при увеличении количества совнархозов, затраты на их содержание перекрыли выгоды от их существования.

Приход Брежнева к руководству  страной, находившейся в кризисном  положении предполагал проведение реформ. В результате, совнархозы были ликвидированы, создавались новые  министерства. Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятиях фондов материального  стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование  предприятиями производственных фондов; финансирование промышленного строительства  не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение  изменения планов без согласования с предприятиями.

Реформа была свёрнута, хотя эффект от этого и был на время  скрыт притоком средств от продажи  сибирской нефти. Экономические  задачи, стоявшие перед властью решались как правило экстенсивными методами или умалчивались, что привело  к глубочайшему системному кризису  экономической и политической системы, который проявился при первой же попытке проведения реформ.

Масштабные и системные  реформы, предложенные в конце 80-х  годов новым руководителем государства, Михаилом Горбачёвым, уже ничего не могли изменить, а лишь вскрыли  кризис, существовавший до того.

1.3.     Развитие стран с административно-командной системой экономики

Существует множество  способов охарактеризовать развитие экономики  разных стран, но как наиболее общий  и наиболее наглядный, был избран способ сравнения стран по объёмам  валового внутреннего продукта и  уровню экономического роста (В Приложении В. «Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой»  рассмотрены основные составляющие ВВП и другие показатели, говорящие  об уроне экономического развития для  СССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшей свою экономическую систему и  Китая, успешно её реформировавшего) [9].

Для стран с плановой экономикой (социалистических стран) стартовым  уровнем можно считать середину ХХ века, когда, в основном, было завершено  послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной  Европы и уже начались социальные преобразования во Вьетнаме, Китае  и КНДР [2].

В 1956 - 1958 годах в СССР и  многих европейских странах экономический  рост существенно улучшился. В СССР - от 101 до 116%, в Центральной и Восточной  Европе - с 95 до 108% среднемирового уровня. В то же время Вьетнам, Китай и  Куба свои позиции ухудшали. В конце 60-х – 70-х годах произошло значительное замедление экономического роста в  СССР, хотя его темпы еще превышали  среднемировые, а к 1976 году СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития - 118% среднемирового показателя [2, c. 23].

В европейских социалистических странах опережающий по сравнению  со среднемировым показателем экономический  рост продолжался до 1984 года. Показатели их уровня экономического развития в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в  ГДР, Болгарии, Чехословакии) - и их показателей 1984года. Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к ухудшению  их положения. В то же время преодоление  его наиболее острой фазы и возобновление  экономического роста позволили  ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней  мере, не хуже тех с которых они  стартовали в 1950 году.

Совокупный ВВП группы стран с развитой экономикой в 1950-1996гг. увеличился в 6,1 раза, группы бывших социалистических стран - в 5,8 раза. В результате этого  удельный вес бывших социалистических стран в мировом ВВП повысился  с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%. Однако, фактически единственным фактором относительно лучших показателей 1-ой группы стран  явился феноменальный рост экономики  Китая (см. Приложение В).

Почти за 46 лет ВВП Китая  увеличился в 22,5 раза, а доля его  в мировой экономике возросла с 2,7 до 10,2%. Рост бывших социалистических стран без Китая значительно  меньше и составил всего 2,6 раза, в  результате чего удельный вес этой группы стран в мировой экономике  упал с 12,6 до 5,7% соответственно. Наиболее медленным экономический рост был  в СССР, составивший 2,2 раза и приведший  к сокращению его доли в мировом  ВВП с 7,3% 1950 г. до 2,7% в 1996 г [2, c. 24–25].

Средний уровень экономического развития бывших социалистических стран  повысился в 3 раза, тогда как аналогичный  показатель для стран с рыночной экономикой составил 2,4 раза. Однако эти  результаты, как и в случае с  абсолютными величинами, предопределены большими темпами развития Китая. Без  учета КНР средний уровень  экономического развития группы бывших социалистических стран повысился  всего лишь в 1,6 раза, причем в СССР - в 1,3 раза.

Говоря о феноменальном  темпе экономического роста и  приросте объёмов ВВП в Китайской  Народной Республике, необходимо отметить следующее:

–   Китай намного раньше других государств (в 1978 году) отказался от ортодоксальной системы социалистического производства, хотя и сохранял при этом коммунистическую идеологию;

–   Применение некоторых экономических принципов рыночной экономики, а так же наличие огромного запаса дешёвой рабочей силы создало дополнительные благоприятные условия для этого;

–   Ухудшение отношений с СССР в 60-е годы привлекло внимание капиталистических стран на фоне холодной войны, что способствовало, в конечном итоге, улучшению инвестиционного климата в стране.

Таким образом, большинство  бывших социалистических стран с  плановой экономикой ухудшили свои макроэкономические показатели по сравнению со стартовыми (за исключением Китая). Это привело  к кризисным явлениям, которые  наиболее глубоко проявились на постсоветском  пространстве, но так же имели место  и в других постсоциалистических странах.

 
2.         Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики

2.1.     Преимущества и недостатки рыночной экономики

Рыночная экономика – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, а экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт и все основные решения принимаются ими самостоятельно под собственную ответственность [14].

Основные преимущества рыночной экономики над административно-командной  перечислены ниже.

Рыночная экономика, в  отличие от централизованно управляемой (административно-командной), характеризуется  двумя важнейшими особенностями  в ответе на три основных экономических  вопроса: что, как и для кого производить. Во-первых, в такой экономике предприниматели  самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают  эти решения, ориентируясь на рыночные цены.

Благодаря рынку в хозяйстве  страны происходит наиболее эффективное  распределение ресурсов между различными отраслями. При этом рынок позволяет  производителям товаров наиболее быстро и гибко реагировать на изменение  системы потребностей. Так происходит потому, что сигнал от потребителя  к производителю поступает непосредственно  на рынке, минуя всяких посредников. Рыночная экономика производит то, что требуют потребители путём  применения наиболее эффективной техники  и технологии.

Функция ценообразования  принадлежит всему рыночному  механизму в целом, а не какому-либо конкретному аппарату руководства  или конкретным лицам.

Рыночная экономическая  система обеспечивает более гибкие и быстрые механизмы внедрения  инновационных проектов и технологий. Использование новейших достижений научно-технического прогресса означает снижение издержек производства и, соответственно – снижение рыночной цены, а так  же – укрепление позиций потребителей и производителей.

Однако всё вышесказанное  не означает, что в рыночной экономике  отсутствуют недостатки.

В рыночной экономике удовлетворяются  только платёжеспособные потребности, хотя они не всегда являются наиболее насущными в данный момент.

В обществе доходы распределяются крайне неравномерно на всех уровнях  его организации. Поэтому структура  производства не может быть оптимальной, поскольку в структуре потребностей значительный удельный вес имеют  потребности людей с высокими доходами, которые не относятся к  разряду насущных.

Для рыночной экономики в  наибольшей степени характерны кризисные  явления. Она не способна сама по себе противостоять таким явлениям экономики, как монополизм, инфляция, безработица, чрезмерная дифференциация доходов, циклический  характер экономического развития, выражающийся в регулярной смене периодов экономического подъёма периодами экономических  спадов.

Существует так же негативный социально-психологический аспект рыночной экономики. Из-за неограниченного  стремления хозяйствующих субъектов  к получению прибыли, возникает  общественная атмосфера, в которой  теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, обеспечение  достойных человека условий труда  и др.

Названные негативные свойства рыночной экономики достаточно серьёзны. Только с помощью государства  удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому  рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.

2.2.     Преимущества плановой экономики

Дав определение административно-командной  экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе – рыночной экономикой [13, 14].

Несмотря на то, что органы управления хозяйственной деятельностью  руководствуются преимущественно  задачей удовлетворения минимальных  потребностей, такие потребности  удовлетворяются абсолютно для  всех. Это исключает проблему бедности, особенно характерную для рыночной экономики, а так же проблемы дотационных  не прибыльных регионов государства. Это  считается основным преимуществом  этой экономической системы, и именно оно в своё время привело к  установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной  Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки.

Так же необходимо отметить, что сравнительная схожесть уровней  доходов всего населения полностью  исключает возможности классового расслоения общества и превозвышения  более богатых слоёв населения  над бедными. Это объясняется  ещё и наличием у государства  с административно-командной экономической  системой функции распределения. Она  заключается в распределении  и перераспределении совокупного  продукта, произведенного в государстве  с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и человека. Говоря укрупнённо, можно сказать, что  всё произведенное в такой  экономической системе за определённый период распределяется по строго установленным  квотам между различными сферами, отраслями, социальными группами, коллективами, отдельными людьми, при этом никто  не получает больше, но и никто не получает меньше (естественно за определёнными  исключениями, как с одной так  и с другой стороны).

Существование централизованного  планирования формально значительно  облегчало работу производственной сферы экономики: производителю  нет необходимости думать, что, как  и для кого производить, ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти.

Провозглашение общественной собственности даёт теоретическую  возможность и создаёт реальное впечатление для каждого члена  общества в сопричастности к управлению ресурсами и средствами производства, на которые она распространяется. Это играет важную роль в мотивации  персонала, что не всегда легко удаётся  при использовании рыночных механизмов.

Все товары продаются и  покупаются по ценам, установленным  специальными государственными органами. Это не даёт возможности рынку  диктовать свои условия в образовании  цены на товар, что, в свою очередь, обеспечивает некоторую стабильность цен на значительно  больший период, чем это возможно при рыночной экономике.

Плановая экономика теоретически направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. В этом положении  можно выделить два основных аспекта. Первый состоит в предании большего значения общественным потребностям и  не носит абсолютно положительный  характер. Второй же состоит в том, что социалистическая система хозяйствования предполагает другой подход к классификации  потребностей отличный от пирамиды потребностей Маслоу, активно используемой в рыночной экономической системе (см. Приложение Б).

Информация о работе Административно-командная экономическая система