Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 02:36, реферат

Описание работы

Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции.

Содержание работы

Введение3
Возникновение и развитие Афин4
Философия5
Культура древних Афин8
3.1 Изобразительное искусство и архитектура8
3.2 Театр15
3.3 Литература16
4. Образование17
5. Афинская демократия19
6. Политика Перикла21
6.1 Внешняя политика23
6.2 Внутренняя политика25
Заключение31
Список, используемой литературы33

Файлы: 1 файл

история экономики и экон. учений.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

РЕФЕРАТ

                     по истории экономики и экономических учений

на тему:

Афины как яркий представитель  греческого полиса.                                  Политика Перикла.

 

 

 

 

Выполнила: Кутузова Н. студентка группы ЭКО-121

 

Проверила: преподаватель, доцент кафедры экономики Степанова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

     2012

 

 

 

Оглавление

Введение3

  1. Возникновение и развитие Афин4
  2. Философия5
  3. Культура древних Афин8

3.1 Изобразительное искусство и  архитектура8

3.2 Театр15

3.3 Литература16

4. Образование17

5. Афинская демократия19

6. Политика Перикла21

6.1 Внешняя политика23

6.2 Внутренняя политика25

Заключение31

Список, используемой литературы33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Древняя Греция – это одна из величайших цивилизаций античного мира. Именно в этом государственном образовании  зародились такие важные основы культуры Европейской цивилизации, как право, философия, архитектура, театр, литература и многое другое. Несомненны и заслуги  греков в военном деле, ремеслах, мореплавании и просвещении.

Древние Афины - город-государство в Аттике, которое с 5 века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра.

Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие  на ход культурной эволюции в это  столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались  именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший  к сосредоточению в Афинах ярких  деятелей культуры Греции. Огромную роль сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать  родной город крупнейшим народным центром  Эллады, средоточием всего ценного  и прекрасного, что было тогда  в греческом мире.  

Одним из государственных деятелей и реформаторов в Афинах был Перикл. Он являлся одним из «отцов-основателей» афинской демократии, был знаменитым оратором и полководцем. Время правления Перикла было периодом наивысшего расцвета греческого полиса.

 

 

 

      1. Возникновение и развитие Афин.

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 — 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э).Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами, которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом — советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

 

 

      1. Философия

 

В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше  всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его  временем, этому брошенному им слову  предстояло перейти в века.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Непримиримым врагом софистов в  Афинах выступил Сократ, хотя с точки  зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам  Сократ - не только софист, но даже и  глава их.

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был  постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые  новые явления жизни греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в  любой сфере жизни.

IV век оказался очень плодотворным  периодом для развития культуры, особенно философии, ораторского  искусства. В это время были  созданы две самые известные  философские системы - Платона  и Аристотеля. Платон (426-347 гг.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.

Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг.), философа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Отец его был там придворным врачом, а сам Аристотель провел при дворе Филиппа II восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в гимнасии Ликее.

Аристотель вошел в историю  прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к

IV в.: по некоторым сведениям,  число написанных им работ  приближалось к тысяче.

Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны  одного явления. Учение о природе  предстает в его трактатах  прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и  достоверных знаний из знаний вероятных  и правдоподобных.

Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии представителями  самых разных направлений. В середине века некоторые его положения  легли в основу теологических  теорий. На философию Возрождения  оказали влияние совершенно иные стороны теории Аристотеля, нежели на средневековых схоластов, они  много сделали для издания  текстов философа, восстановления его  учения в полном объеме. Тогда же было обращено внимание на оппозицию  Платон - Аристотель, которая аллегорически  представлена Рафаэлем на картине "Афинская школа".

В этот же период Антисфеном (450-360 гг.) и Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники IV в. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.

 

 

 

 

 

      1. Культура Древних Афин
    1.  Изобразительное искусство и архитектура

В эпоху ранней классики полисы Малой  Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий  Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический  характер и повышение внимания к  человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается  его достоинство, отличает искусство  ранней классики.

Этапными в развитии раннеклассической  архитектуры и скульптуры стали  такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи  на о. Эгина, так называемый храм Е  в Селинунте и храм Зевса в  Олимпии.

Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с  решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.

Утверждение достоинства и величия  человека-гражданина становится главной  задачей греческой скульптуры эпохи  классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера  стремятся передать обобщенный образ  человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое  и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы  современников, воспитывая в них  представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни.

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет  одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии  все более определяет развитие искусства  всей Эллады.

Искусство высокой классики - явное  продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это  время рождается принципиально  новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически  найденных принципов градостроительства было результатом создания новых  городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение  этого опыта, создание цельной концепции  и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической  и практической дисциплины, соединявшей  в себе художественные и утилитарные  цели, связано с именем Гипподама  Милетского. Две основные черты характеризуют  его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему  прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных  по функциональному назначению районов  города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического  ордера активно строятся на греческом  Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так  называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного  назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Информация о работе Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла