Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 02:36, реферат

Описание работы

Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции.

Содержание работы

Введение3
Возникновение и развитие Афин4
Философия5
Культура древних Афин8
3.1 Изобразительное искусство и архитектура8
3.2 Театр15
3.3 Литература16
4. Образование17
5. Афинская демократия19
6. Политика Перикла21
6.1 Внешняя политика23
6.2 Внутренняя политика25
Заключение31
Список, используемой литературы33

Файлы: 1 файл

история экономики и экон. учений.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.

Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись  по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.

Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к  тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или  иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

 

 

      1. Политика Перикла

В 473/472 году до н. э. умер или погиб Ксантипп. Группировка Алкмеонидов осталась без вождя. Тогда Перикл, несмотря на свою молодость, взял на себя руководство группировкой Алкмеонидов. До этого он служил в афинской армии. В 472 году до н. э. Перикл был одним из хорегов, исполняя литургию, которая была одним из способов заявить о себе. Также он на свои деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».

Перикл позиционировал себя как  политик демократической ориентации в противовес аристократу Кимону. Несмотря на происхождение из аристократии, Перикл был сторонником демократии. В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. Сначала Перикл атаковал осторожно, а затем — всё более смело и остро. Но он пока состоял в демократической группировке, заинтересованной в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей, лидером которой был Эфиальт. В 464/463 г. до н. э. они оба были стратегами. Перикл занимал эту должность впервые. Они совершили морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. За пограничными островами они не встретили ни одного персидского корабля. Это было дерзкое предприятие, нарушавшее Кимонов мир 466 или 465 года до н. э. Персидский царь Артаксеркс I предпочёл не обратить никакого внимания на этот инцидент. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу.

Перикл не был создателем демократической  системы правления в Афинах, но именно эта система, атмосфера политической, общественной и культурной жизни  в Афинах после побед над персами  и создание морской державы послужили  питательной почвой для развития всех заложенных в этом человеке дарований  и позволили ему наложить неизгладимый отпечаток яркой личности на историю  родного города. Величие и слава  Перикла были величием и славой Афин. В течение его правления сделано  было столько, что это время без колебаний называют «эпохой Перикла». А длилась эта «эпоха» всего лишь пятнадцать лет. По материнской линии Перикл принадлежал к знаменитому роду Алкмеонидов, по отцу — к знатному роду Бузигов, владевших наследственными жреческими должностями. Отец Перикла Ксантипп был активным политическим деятелем, подвергался остракизму, затем был архонтом, стратегом, отличился в битве при Микале (479 г. до н.э.) и в последующих операциях. Перикл получил блестящее образование, развившее его незаурядные врожденные способности. Среди его учителей были философы Анаксагор, Зенон, теоретик музыки Дамон. От них Перикл усвоил научный трезвый подход к явлениям окружающего мира, свободу от суеверий и предрассудков, веру в силу человеческого разума, представление о царящей в мире и необходимой человеческому обществу гармонии, диалектическую систему мышления, логику доказательств.

Широкий политический кругозор, глубокие теоретические познания, тонкий художественный вкус, ораторское дарование, сочетавшее красноречие с трезвостью и логичностью  ума, беспредельная преданность  родному городу и его демократическому строю при безупречной личной местности определили роль Перикла  в жизни Афин V в. до н.э. Называемый источниками сподвижником Эфиальта в борьбе за реформу ареопага, Перикл выдвигается на политическую арену  в конце 60-х годов.

 

 

    1. Внешняя политика.

 

Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели – укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира.

Политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично участвует в ряде военных экспедиций — на о-в Евбея, вокруг Пелопоннеса, в Херсонес Фракийский, на о-в Самос, в Понт, подавлял попытки  отдельных городов выйти из Делосского союза, активно выступает в народном собрании, ведет решительную борьбу с политическими противниками и становится все более популярным. По его инициативе был заключен мир с персами (449 г. до н.э.), тридцатилетний мир со Спартой (445 г. до н.э.), рядом мер было укреплено ведущее положение Афин в Делосском союзе.

Но только после 443 г., когда остракизмом  был изгнан из Афин Фукидид, сын Мелесия, возглавивший аристократическую оппозицию  после Кимона и сумевший сплотить всю сильную организованную группу, начинается период бессменного правления  Перикла. Вплоть до 430 г. он ежегодно переизбирался  на должность первого стратега и  был признанным бесспорным главой Афинского  государства, направлявшим как внутреннюю, так и внешнюю политику. Но при  всем значении и влиянии Перикла  он никогда не имел даже подобия  диктаторской власти. В его распоряжении не было аппарата насилия, посредством  которого он мог бы заставить афинский демос принять то или иное решение  или провести в жизнь его предписание. Перикл вносил в народное собрание один проект за другим, и, как правило, они встречали одобрение и принимались. При существовавшей в Афинах политической системе демосу ничего нельзя было навязать, следовало убедить его в своей правоте, в пользе предложенных мер для демократического строя и государства в целом. Это было не «правление одного человека», а разумно управляемая и направляемая демократия.

Перикл не имел возможности, да и  не стремился прибегать к репрессивным методам против своих политических противников в Афинах. Таким он остался в памяти потомков, и Плутарх, живший во времена, когда террористическая политика римских императоров наложила неизгладимую печать на всю жизнь  империи, подчеркивает, что Перикл на смертном одре в ответ на похвалы  его друзей одержанным победам сказал, что считает самой главной своей заслугой то, что ни один афинянин не носил траура по его вине. По словам того же Плутарха, «Перикл вел за собой народ убеждением и наставлением... то сдерживая его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободряя и утешая его... сила его... была спасительным оплотом государственного строя». Так много веков спустя, когда оценка политического деятеля давалась уже с учетом далекой перспективы, образ Перикла оставался символом незапятнанной политической репутации и глубокого личного благородства.

 

    1. Внутренняя политика Перикла

 

Внутренняя политика Перикла характеризуется  заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах; стремлением  обеспечить средства существования  свободной афинской бедноте; поощрением литературы, искусства, театра; попытками  внедрить в Афинах большую свободу  быта, прежде всего в области семейных отношений.

Перикл в течение тридцати с  лишним лет играл руководящую  роль в политической жизни Афин, хотя бессменная его стратегия длилась  менее половины этого времени (с 443 по 430 г. до н.э.). Самым значительным новшеством, введенным в Афинах при  Перикле, была мистофория –оплата службы должностных лиц — гелиастов. булевтов, архонтов и др. Впервые появилась реальная возможность малоимущим гражданам активно заниматься политической деятельностью. Это нововведение было настолько необходимо для афинской демократии, что было продолжено и расширено после Перикла, вплоть до назначения в самом начале IV в. до н. э. платы даже за посещение народного собрания. Антидемократическая оппозиция, разумеется, подвергала жестокой критике оплату должностей, заявляя, что это развращает народ и возлагает лишнее бремя на государственную казну.

На деньги, вносимые союзниками, Перикл организовал в Афинах грандиозное  строительство, обеспечив стабильной и высокооплачиваемой работой нуждающихся. Люди самых разнообразных специальностей и занятий — от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков — были постоянно заняты, а Перикл вносил все новые и новые проекты в народное собрание. В ходе этого строительства на афинском Акрополе был воздвигнут величайший шедевр мирового зодчества – Парфенон, создание Иктина, Калликрата и Фидия. Мраморную лестницу, по которой на Панафинен, праздник в честь Афины, покровительницы города, торжественная процессия шла на Акрополь, увенчали парадными пропилеями. Акрополь был украшен статуями Афины работы Фидия, Появилось специальное здание для учрежденных Периклом музыкальных состязаний — Одеон, и другие замечательные здания, составившие цельный и неповторимый ансамбль. Все это служило возвеличению родного полиса Перикла. Началась перестройка храма Деметры в Элевсине. Афины превращаются при Перикле в прекраснейший город Греции, куда много времени спустя продолжали стекаться почитатели искусства. По словам Плутарха, эти творения, созданные в течение короткого времени, продолжали жить в веках, сохраняя при этом видимость свежести и новизны. Памятники художественного вкуса и могущества Афин не раз впоследствии спасали город от губительных разрушений победоносных завоевателей. Поднять на них руку означало посягнуть на славу и величие Эллады.

Такое впечатление Афины Перикла  производили и на современников, что немало содействовало усилению престижа города среди союзников  и других греков. Афины стали притягательным центром но только ради созерцания прекрасных памятников, но и для  активного творчества. Художники, скульпторы, архитекторы, поэты, философы, лучшие умы  Греции стремятся в Афины, подолгу  живут и работают там.

Но строительство в столь  грандиозных размерах требовало  больших средств. После того как  союзная казна в 434 г. до н.э. была перенесена в Афины, она постепенно становится составной частью афинских финансов, а когда был заключен мир с Персией и обеспечена безопасность в Эгейском море, союзные  средства стали беззастенчиво тратиться  на внутренние нужды Афин, в том  числе и на строительные работы. Так, обеспечение работой нуждавшихся  афинян и украшение города дорого обходились членам Афинского союза.

 Столь же двойственные последствия  имела широко проводившаяся Периклом  система создания клерухий —  военно-земледельческих афинских  поселений па территории союзников.  Клерухи сохраняли, афинское гражданство  и были не только проводниками  афинского влияния, по и прямыми защитниками интересов Афин (на случай недовольства или прямого мятежа). Нуждавшиеся в земле афиняне получали ее за пределами Аттики, что смягчало противоречия внутри гражданского коллектива, клерухии оттягивали часть недовольных, возможные источники внутренних смут.

Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, помощи свободной бедноте, опять же сочетаемой с культурно-политическими задачами, были общегосударственные и общенародные празднества, число которых возросло в правление Перикла. Участие в них сплачивало афинян, повышало их политическое сознание, укрепляло привязанность к полису, а сопровождавшие празднества раздачи и угощения приобщали всю массу граждан к доходам государства и богатой верхушки.

Периклу приписывается введение феорикона  — «театральных денег», которые  выдавались государством беднейшим  афинянам, чтобы они могли без  ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся  делом государственной важности. Театр играл большую роль в  культурной и политической жизни  Афин, был источником распространения  морально-политических идей.

При Перикле были восстановлены  учрежденные еще Писистратом  суды по делам, что ускоряло разбирательство  локальных конфликтов и освобождало  сельских жителей от лишних поездок  в Афины. Расширено было применение жребия при замещении должностей. Не проводя никаких радикальных  реформ в области быта, Перикл личным примером должен был сильно поколебать консервативные устои афинской семейной жизни. Женатый вторым браком на Аспасии, милетянке по происхождению, женщине, по всеобщему признанию современников, выдающегося ума, знаний и способностей, Перикл не только сделал свою жену другом и советником в своей деятельности, но и привлек её к участию в  теоретических собеседованиях на разнообразные  темы науки, культуры, философии, политики, центром которых стал их дом. Аспасия  принимала гостей, среди которых были выдающиеся умы и таланты Афин и Греции — Анаксагор, Софокл, Сократ, Фидий, Гипподам и др., и блистала среди них своим красноречием, глубиной незнаний, трезвостью суждений, вызывая глубокое уважение и восхищение. Пример Перикла и Аспасии оказался заразительным. Широко распространившееся в это время просвещение, публичные лекции софистов, постановка морально-этических проблем на сцене театра, идеи об относительности существующих представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, сомнения в божественном характере, а следовательно, и в незыблемости институтов, созданных людьми,— все это не могло не поколебать и консервативные семенные устои. Некоторые мужья сами приводят своих жен в дом Аспасии, чтобы они послушали ее рассуждения; бесправие и униженное положение афинской женщины становятся темой дискуссий в обществе и театре. Политическая оппозиция против Перикла, опираясь на живучесть консервативных традиций в демосе, пыталась использовать необычную для Афин атмосферу в его доме для грязных нападок на Аспасию. Ее обвинили в неблаговидном поведении, в сводничестве, и только личное заступничество Перикла, не постыдившегося умолять афинских судей, спасло Аспасию от сурового приговора. Опасность была тем более велика, что Аспасия не была афинянкой, брак ее с Периклом не признавался вполне действительным по юридическим последствиям(Подобные браки не запрещались, но по закону, внесенному самим Периклом в 451 г. до н.э., рожденные в таком браке дети не получали гражданских прав. По иронии судьбы Перикл вынужден был впоследствии просить исключения для своего сына от Аспасии, когда эпидемия унесла двух его сыновей от первого брака.), а афинский суд присяжных был вообще менее снисходителен к чужеземцам, чем к своим согражданам.

Авторитет Перикла был столь  непререкаем, что оппозиция действовала  окольными путями, стремясь опорочить  близких ему людей. Друг и соратник Перикла по перестройке Акрополя — прославленный скульптор Фидий  дважды привлекался к ответственности — один раз якобы за присвоение золота или слоновой кости, выделенных на создание статуи Афины, второй — за кощунственное изображение на щите Афины себя и Перикла среди героев, сражавшихся с амазонками. Обвинение в хищении не подтвердилось, но за кощунство Фидий был брошен в тюрьму и там умер. Гонениям подвергся и наставник Перикла Анаксагор, который вынужден был покинуть Афины.

Аристократическая оппозиция критиковала  Перикла за слишком суровое обращение  с союзниками, за расходование их взносов  на внутренние нужды Афин. При Перикле  действительно расширилась сфера  влияния Афин, к союзу присоединился  ряд новых городов, укрепилось афинское влияние во внутренней: жизни союзников (покровительство демократическим  слоям населения, разбирательство  важнейших дел союзников в  афинском суде, контроль над чеканкой монеты), неукоснительно взыскивался  форос. в своих внешнеторговых связях союзные государства должны были считаться прежде всего с интересами Афин; клерухии ущемляли союзников  и материально (изъятие части  земель) и морально.

В то же время даже враждебные афинской демократии авторы признавали, что  в союзных с Афинами государствах большинство населения заинтересовано было в сохранении союза. Афины, как  уже было сказано, поддерживали и  насаждали демократические порядки, ограничивали произвол олигархических групп. Безопасность плавания в Эгейском море, обеспеченная господством афинского  флота, способствовала развитию экономических  и культурных связей. Фактическое  прекращение войн между членами  союза позволяло жителям пользоваться всеми благами мирного существования.

При Перикле завершено было строительство так называемых Длинных степ, соединявших город с гаванью Пирей. Отныне Афины могли не опасаться нападения с суши и, отсиживаясь под укрытием степ, получать все необходимое и общаться с внешним миром с помощью своего флота. Так как угроза сухопутного нападения в это время могла исходить прежде всего от Спарты, а на море бесспорно господствовали Афины, сооружение стен было явно антиспартанским мероприятием и обеспечивало Афинам большую свободу действий в Балканской Греции. При Перикле были предприняты попытки расширить влияние Афин в Средней Греции, во Фракии, в Сицилии и Южной Италии, и даже в части Пелопоннеса (Могары, Аргос). Однако он избегал рискованных операций, предпочитая дипломатические средства, а иногда и экономическое давление. Поэтому не все его внешнеполитические начинания удались.

Информация о работе Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла