Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 02:36, реферат

Описание работы

Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции.

Содержание работы

Введение3
Возникновение и развитие Афин4
Философия5
Культура древних Афин8
3.1 Изобразительное искусство и архитектура8
3.2 Театр15
3.3 Литература16
4. Образование17
5. Афинская демократия19
6. Политика Перикла21
6.1 Внешняя политика23
6.2 Внутренняя политика25
Заключение31
Список, используемой литературы33

Файлы: 1 файл

история экономики и экон. учений.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

Архитектура высокой классики характеризуется  поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего  времени, архитекторы вместе с тем  не следовали рабски канонам, они  смело искали новые средства, усиливающие  выразительность создаваемых ими  сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве  Парфенона, в частности, Иктин и  Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического  и ионического ордера.

В скульптуре искусство высокой  классики ассоциируется прежде всего  с творчеством Мирона, Фидия и  Поликлета. Мирон завершил искания  мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном  из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В

60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса  Олимпийского. Зевс представлен сидящем  на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими  победами, одержанными греками при  Марафоне и Саламине, он воспринимался  как время героических деяний предков, отстоявших независимость  Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить  родине вдохновляла бойцов, когда  высшей доблестью было погибнуть  за отечество, а высшим благом считали  благо родного полиса.

Показательно, что после Пелопонесской  войны в IVв. до н.э. не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

Зодчество стало приобретать несколько  иной характер: если раньше в нем  ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться  гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в  архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

Подъем переживала архитектура  малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в  Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

Новые требования стали предъявляться  к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать  абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный  образ, то теперь ваятели проявляли  внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов  в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем  в фигурах  Артемиды и Гермеса с Дионисом.

Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся  со львом". Впоследствии скульптор  стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько  его портретов.

Имя афинянина Леохара связано  с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом".

О живописи IV в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.

Тенденции Скопаса были близки художнику  Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы  мать, к груди которой тянется  ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной  из фресок в Помпеях.

В целом искусство данного периода  расценивается исследователями  как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху  эллинизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Театр

Театр занимал особое место в  жизни греков и во многом не был  похож на современный. В Афинах театральные  представления происходили первоначально  раз в год (затем - дважды), во время  праздника бога Диониса (Великие  Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший  вместе с тем открытие навигации  после зимних ветров, когда в течение  трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в  течение всего года.

Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.

Расцвет греческой трагедии был  блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие  века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое  имела в V в.

Рождение комедии как особого  жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать  пародийно-мифологическую и бытовую  тематику в форме целостных пьес.  

    1. Литература

 

Значительные перемены, происходившие  в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы.

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая  лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой аристократии.

Те изменения, которые произошли  в обществе IV в., нашли отражение в его культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому  времени относятся две пьесы  Аристофана - "Женщины в народном собрании" и "Плутос", но зенит  творчества драматурга относится к  предшествующему периоду. После  Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место "древней" комедии заняла "средняя", развлекающая публику  обыгрыванием незначительных событий  повседневности. До нашего времени  не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.

 

      1. Образование

Греческая система образования  начала складываться ещё в архаическую  эпоху Древней Греции и своей  вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика- такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные  заведения более высокого уровня — гимнасии . В них преподавался цикл наук грамматика, арифметика, риторика и, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика,  геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в  себя уроки литературы, где изучали  тексты величайших авторов, таких, как Гомер, Еврипид, Демосфен и Менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Совершенно иначе строилось  образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.

Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Её представители — Фалес, Анаксимандр Милетский и Анаксимен — впервые поставили вопрос о единой первооснове и первопричине мира («архэ»), таким образом положив начало развитию философской (а в дальнейшем также научной) идеи материи (субстанции, субстрата). Так, Фалес предположил, что в основе всего сущего лежит вода, Анаксимандр – абстрактный неопределённый «апейрон», а Анаксимен — «неопределённый воздух».

 

      1. Афинская демократия

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.

В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот». Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.

Судебные дела рассматривались  в «суде присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 декастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен.

Информация о работе Афины как яркий представитель греческого полиса. Политика Перикла