Агропромышленный комплекс национальной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения.

Содержание работы

Введение 3
1. Агропромышленный комплекс и его развитие 5
1.1 Понятие агропромышленного комплекса 5
1.2 Структура агропромышленного комплекса 8
1.3 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь 15
2. Цели и задачи функционирования агропромышленного
комплекса и проблемы его реформирования. 18
2.1 Цели и задачи Агропромышленного комплекса 18
2.2. Проблемы реформирования Агропромышленного комплекса 21
3. Основные направления реформирования
Агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе 27
Заключение 41
Список используемых источников 43

Файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая АГК нац.экон.и РБ.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Основной проблемой  сельского хозяйства является неэффективное  производство: рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями в 2002 г. составила минус 5%, в том числе молока – минус 9,9% продукции крупного рогатого скота на выращивании и откорме – минус 23,4%. С убытком закончили год 65% сельскохозяйственных организаций от общего количества. Поэтому первостепенной задачей аграрного сектора на первом этапе (до 2010 г.) является повышение экономической эффективности производства, обеспечение экономического роста.[4] Для этого необходимо:

• всемерное содействие развитию научных исследований по приоритетным направлениям и существенное усиление работы по их использованию в производстве;

• развитие конкурентных преимуществ АПК, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.);

• укрепление материально-технической  базы сельского хозяйства, его техническая модернизация и переход на этой основе на современные высокопроизводительные, ресурсосберегающие технологии;

• эффективное использование  производственного потенциала и  ресурсов;

• концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высоко-окупаемых видах производства;

• значительный рост урожайности  сельскохозяйственных культур и  продуктивности животных;

• совершенствование  ценовой политики, устранение ценового диспаритета;

• трансформация неэффективных  предприятий АПК в новые рыночные структуры;

• создание условий, в  которых могут эффективно работать как коллективные предприятия, так  и индивидуальный сектор;

• реализация целевых  программ поддержки сельского хозяйства  за счет госбюджета;

• стимулирование экспорта продукции.

В целях наращивания объемов внешнеторговой деятельности АПК и обеспечения стабильного роста положительного сальдо необходимо считать приоритетными экономически целесообразными виды и объемы экспорта товарной продукции АПК, произведенной из отечественного сырья, согласно (рис. 3.1); сформировать на республиканском и региональных уровнях эффективную маркетинго-информационную систему, обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции агропромышленного комплекса на зарубежные рынки; обеспечить минимально необходимые объемы импорта сельскохозяйственной продукции, производство которой в условиях республики экономически нецелесообразно.

За счет увеличения объемов внешнеторговой деятельности к 2010 году экспорт сельскохозяйственной продукции достигнет 850 млн. долларов США.

Осуществление указанных мероприятий позволит обеспечить производство экономически целесообразных объемов сельскохозяйственной продукции

(табл. 3.1) [6]

Таблица 3.1.

Экономически  целесообразные объемы производства сельскохозяйственной продукции

в 2005-2010 годах

(тыс. тонн)

 

Продукция

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Зерно

6700

6900

7210

7530

7970

8400

Семена рапса

130

135

143

155

165

175

Сахарная свекла

3170

3290

3570

3710

3760

3810

Картофель

8600

8650

8700

8750

8850

9000

Лен

60

60

60

60

60

60

Овощи

1850

1850

1850

1850

1850

1850

Плоды и ягоды

450

485

534

606

689

800

Молоко

5150

5275

6220

6300

6350

6500

Скот и птица в  живом весе

950

1010

ИЗО

1200

1250

1440

Рыба

6,0

7,5

8,5

9,5

11,0

13,0


 

В перспективе развитие аграрных отношений будет ориентировано на крупное и среднее товарное производство в сочетании с мелким частным хозяйством. Рост удельного веса фермерских хозяйств в общем землепользовании прогнозируется до 10% за счет расширения земельных угодий через аренду земельных долей тех собственников, которые не желают заниматься предпринимательской деятельностью.

Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры АПК и охватить большинство фермерских хозяйств.

На основе кооперации и интеграции намечается преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей, объединить их экономические интересы.

Развитие интеграции будет способствовать концентрации материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производстве конечной продукции, повышению эффективности использования ресурсного потенциала соучредителей, снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции. Для создания надежных основ устойчивого развития агропромышленного производства необходимо ускорить формирование рыночной производственно-сбытовой инфраструктуры. Важным стратегическим направлением должно стать создание сети обслуживающих кооперативов для всех категорий хозяйств. Широкое развитие получит торгово-закупочная и сбытовая кооперация. Параллельно с преобразованием организаций АПК в структуры рыночного типа необходимо совершенствовать систему управления. Главной функцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия должно быть государственное регулирование – прогнозирование и координация отраслей АПК; развитие сельских территорий; регулирование использования природных ресурсов в сельском хозяйстве; мониторинг аграрного законодательства и участие в разработке нормативно-правовых документов и др. [7]

Хозяйственное управление на уровне предприятия должно осуществляться самостоятельно его управленческим аппаратом, исходя из целей и задач  товаропроизводителей. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства становится интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Необходимо обеспечить переход на новые технологии, способные снизить производственную нагрузку на природную среду. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов, что будет способствовать сохранению биологического равновесия.

Для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду интенсификация аграрного производства должна быть адаптивной, биоориентируемой и не вызывать противоречий между человеком и природой. С целью предотвращения загрязнения земель балластными веществами и повышения экономической эффективности минеральных удобрений необходимо перейти на выпуск комплексных, концентрированных по действующему веществу минеральных удобрений.

Учитывая, что животноводческие комплексы строились в 60–70е годы прошлого века, а оборудование и  технологии морально и физически устарели, следует провести их технико-технологическую реконструкцию, оснастив прогрессивными, экологически чистыми технологиями. В                                              « Государственной программе возрождения и развития села на 2005—2010 годы» планировалось осуществить реконструкцию 101 животноводческого комплекса по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, 107 комплексов по выращиванию и откорму свиней и 51 птицефабрики (приложение А табл. 3.2.). На этой основе обеспечить к 2010 году производство 320 тыс. тонн свинины (85-90 процентов от валового производства), до 150 тыс. тонн говядины (25-30 процентов), 200 тыс. тонн мяса птицы (100 процентов);

Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация  и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

С целью интенсификации сельскохозяйственного производства одним из направлений научно-технического прогресса должно стать применение биотехнологий. В животноводстве намечается выведение новых пород, типов, линий, гибридов животных. Большое внимание будет уделено развитию генно-инженерных биотехнологий с целью селекции новых сортов сельскохозяйственных культур. Высокие интенсивные и адаптивные биотехнологии позволят вести безопасное сельское хозяйство как для окружающей среды, так и для потребителей продовольствия.

Техническое и технологическое  переоснащение сельского хозяйства  требует значительных финансовых ресурсов. Основными мерами по активизации  инвестиционной деятельности станут:

• повышение платежеспособности предприятий, увеличение собственных источников финансирования;

• расширение системы  лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так  и за счет возможностей организаций  перерабатывающих и обслуживающих  отраслей АПК, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон);

• привлечение иностранных  инвестиций и свободных средств  граждан при реализации предпринимательской  деятельности;

• сохранение централизованной государственной поддержки.

Активизации инвестиционной деятельности будет способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким  контролем государства. Предусматриваются  новые подходы к социальному  развитию села. В стратегическом плане село рассматривается не только как агропромышленная сфера, но и как социально-территориальная подсистема, выполняющая широкий спектр народнохозяйственных функций (демографических, культурных, рекреационных, природоохранных и др.).

В сельской местности необходимо создать условия жизни близкие по качественному содержанию к городским. Сельские жители должны иметь благоустроенное жилье и равный с городскими жителями доступ к учреждениям здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания.

В целях обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами необходимо подготовить специалистов с высшим, средним специальным образованием и кадры массовых профессий в количествах, необходимых для обеспечения полной потребности в них (рис. 3.2) [6]

Для сохранения природной  среды необходимо от концепции развития сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли  и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза.

Важную роль в решении  этих проблем должна сыграть реализация Программы социально-экономического развития и возрождения села на 2004–2008 гг., локальных стратегий устойчивого развития («Местные повестки дня на XXI век») в районах, малых городах и деревнях. Во втором периоде (2011–2020 гг.) предусматривается выйти на устойчивое развитие АПК, обеспечив рациональный уровень потребления основных видов продукции и сформировать необходимый экспортный потенциал.

Усилия сельскохозяйственных производителей следует сконцентрировать на четком соблюдении технологий, что  обеспечит высокие показатели производства и качества продукции, соответствующие  мировому уровню и снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду.[6]

Главная цель развития перерабатывающей промышленности – более полное и  надежное обеспечение населения  продуктами питания и достижение рациональных норм потребления рост экспорта продукции, укрепление продовольственной безопасности.

Информация о работе Агропромышленный комплекс национальной экономики Республики Беларусь