Альтернативные макроэкономические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена глобализацией и консолидацией экономической науки, которые не означают отсутствие различных мнений и точек зрения. Следует, однако, иметь в виду, что границы между направлениями экономической теории подвижны и условны.
Объектом курсовой работы является альтернативные модели макроэкономического развития современного мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

Alternativnye_teorii2.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

История знает немало примеров, стабильных экономических систем, устроенных иначе, чем современная нам система. Еще больше было экономических экспериментов, приводивших к появлению специфических экономик, которые оказались неустойчивыми и превратились в экономику одного из традиционных типов.

Экономические теории из данного раздела и занимаются тем, что пытаются умозрительно построить экономику, основанную на иных принципах. Как вариант, в этих теориях основные принципы капиталистической экономики дополняются некоторыми специфическими положениями. Основными проблемами в теоретических построениях этого вида становятся устойчивость альтернативной экономической системы; ее преимущества по сравнению с традиционной; возможность или необходимость перехода от традиционной системы к альтернативной. Ну и разумеется, делаются попытки более подробно описать альтернативную экономику.

Альтернативные экономические модели более эффективной, справедливой, устойчивой экономики, предложенные философами и экономистами следующие:

1. Справедливая капиталистическая экономика равных возможностей или бинарная экономика.

Бинарная экономика возникла в середине 20-го века во времена острого соперничества капитализма и социализма. Она началась с «Капиталистического манифеста» Л. Келсо, опубликованного в 1958 году. И поскольку вопросы справедливого социального устройства выходили в то время на первый план, именно их пытались решить в теории Бинарной экономики.[6]

Основной идеей Бинарной экономики является то, что современная капиталистическая система не вполне справедлива: если трудовыми возможностями каждый человек наделен от рождения, то капиталом наделены лишь некоторые, чьи предки смогли скопить этот капитал. Таким образом, капиталистическая система частично распределяет продукт в пользу тех членов общества, кто не вносит своего личного вклада в производство. Одновременно продукт изымается у тех, кто его реально создает. Маркс в данной ситуации сделал вывод о необходимости перехода от капитализма к социализму. Сторонники бинарной экономики пошли другим путем. Они заявили, что капиталистическая экономическая система вполне жизнеспособна, поскольку рыночная экономика способна эффективно производить и распределять продукт, в отличие от плановой. Поэтому достаточно просто устранить несовершенство распределения капитала в экономике.

И приверженцы бинарной экономики нашли путь для этого. Они заявили, что поскольку в современной экономике деньги создаются государством через банковскую систему, то государство может наделить всех членов общества капиталом, предоставив беспроцентный кредит. А потом все желающие смогут инвестировать полученный капитал или направить его на потребление.

Теперь в экономике все наделены капиталом, а потому каждый работник инвестирует в то предприятие, на котором работает, и у него появляется заинтересованность в росте производительности труда. Таким образом, сохраняется эффективность распределения, повышается эффективность производства и эффективность использования трудовых ресурсов. Одновременно понижается несправедливость в обществе, поскольку падает процентная ставка и капиталисты-рантье теряют большую часть доходов.

Для своего времени Бинарная экономика стала важным событием. Ее идеи частично были взяты на вооружение предпринимателями: появились планы стимулирования работников за счет выделения им части акций предприятий; появился путь спасения проблемных предприятий от банкротства путем превращения в кооперативы. Вообщем, содружество труда и капитала в рамках капиталистической системы оказалось вполне возможным и продуктивным.[8]

2. Экономика устойчивого развития в равновесии с природой или экологическая экономика.

Методы экологической экономики разнообразны. В принципе, можно выделить три группы методов, используемых в рамках этого направления альтернативной экономической науки. Во-первых, используются методы неоклассической экономики при предположении, что природный капитал есть лишь один из видов капитала. Во-вторых, используются методы естественных наук. И в-третьих, при исследованиях, как правило, используется предположение о невозможности рассматривать природу в качестве товара, что придает исследованиям в сфере экологической экономики философский, и даже этический характер.

3. Экономика без частной собственности на землю и природные ресурсы или Джорджизм (Георгизм).

Основная идея Джорждизма заключается в том, что право собственности должно возникать только на тот продукт, который был произведен людским трудом. Поэтому невозможна собственность на землю, недра, водные и воздушные ресурсы и т.п. Все эти объекты должны быть общественным благом. В принципе, такая точка зрения имела право на существование полтора века назад, однако с тех пор ситуация изменилась. Сохранение плодородия почвы, например, требует постоянного внесения удобрений, мелиорации, ветрозащиты и т.п. А потому владеть землей должен человек, уверенный в незыблемости своих прав на нее. И наконец, если нет права собственности на землю, то нет возможности защитить право собственности на недвижимое имущество, находящееся на этой земле.

4. Ориентированная на интенсификацию экономического роста инновационная экономика, постепенно превращающаяся в одно из направлений мэйнстрима.

 Как и неоклассическая экономическая теория, инновационная экономика рассматривает вопросы оптимального использования ресурсов с целью добиться максимального производства благ. Однако, целью исследования становятся не механизмы распределения ресурсов и благ в экономике, а достижение максимальных темпов экономического развития за счет увеличения количества инноваций. При этом инновационная экономика рассматривает знания и инновации не только как продукт экономической активности, но и как следствие работы инфраструктуры инноваций: образовательных и научных учреждений, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и т.д. Экономическая теория инновационного развития утверждает, что бизнес, построенный на знаниях и инновациях крайне чувствителен к условиям окружающей его бизнес-среды. Поэтому в инновационной экономике уделено максимум внимания активности государства, общества и общественных институтов при создании благоприятных условий для бизнеса. Также инновационная экономика рассматривает проблему кластеровости развития новых технологий, которые (чаще всего) параллельно разрабатываются многими фирмами, но в географической близости друг от друга.

Современная экономика все более и более носит инновационный характер, поэтому и теория инновационного развития экономики постепенно превращается в одно из направлений теоретико-экономического мейнстрима. Модели инновационного типа все чаще рассматриваются в неклассических теориях, а на практике все чаще пытаются реализовать принципы стимулирования инноваций, хотя не всегда это удается.[9]

5. Исламская экономика, то есть теории описывающие экономическую систему, построенную на предписанных Кораном принципах.

Традиционное исламское общество весьма заметно отличается от современного западного общества, поэтому устройство и функционирование экономики в исламском мире, теоретически, должно отличаться от того, что наблюдается в западных странах. Исламская экономическая система предполагает, что общество более едино, а его члены менее эгоистичны. Поэтому для исламской экономики является нормой жертвование излишних ресурсов в пользу нуждающихся, отсутствие кредитного процента (процент не только запрещен в исламе, но и должен терять смысл если нуждающийся всегда может получить помощь), общественная собственность на природные ресурсы, ограничение спекуляции и недобросовестной конкуренции. При этом государство в исламской экономике должно было еще в древности приобрести те функции, которые получило на Западе лишь в 20м веке: оно должно было заботиться о бедных, перераспределять доходы в пользу общества, регулировать рынки, недопускать монополии и заниматься распределением и эксплуатацией природных ресурсов.

6. В свое время популярным течением в альтернативной экономической теории был Мутуализм – один из вариантов анархической экономики.

Идеальную экономическую систему мутуализм представлял себе следующим образом: индивидумы владеют средствами производства и занимаются свободным трудом. В тех случаях, когда необходимо разделение труда или работа многих людей, они объединяются в свободные ассоциации (можно назвать их кооперативами со свободой входа и выхода). Для приобретения недостающих средств производства индивидуумы используют механизмы взаимного кредитования, которые должны обеспечить низкую процентную ставку, поскольку не будет банковской прибыли и монополии на деньги. Экономическая роль государства в идеальной экономической системе мутуализма сводится к нулю. Однако, будет существовать переходный период от капитализма к мутуализму, в течение которого государство должно будет подавлять капиталистические начала в обществе суровым налогообложением собственности и нетрудовых доходов. Значительная часть собранных государством денег при этом должна идти на наполнение ресурсами системы взаимного кредита. Хотя роль государства в мутуализме минимальна, но в нем допускается общественная собственность на средства производства и продукт труда, в обмен на который рабочие получают заработную плату. Общественная собственность возникает, как предельный вариант собственности групповой.[12]

Исторический опыт показал, что мутуализм несостоятелен. Хотя в конце 19-го века общества взаимного кредитования и взаимного страхования стали популярны, они так и не смогли вытеснить коммерческие структуры из этих сфер. Точно также и в производственной сфере союзы независимых прооизводителей оказались менее эффективны, чем корпорации. Во многом это связано с ростом роли государства в 20-м веке, роль государства выросла из-за неспособности общества самосотоятельно решить свои проблемы (и экономические, и иные). Люди оказались просто не в состоянии договориться обо всем самостоятельно и добровольно.

7. Партисипативная экономическая система.

Как всякая социалистическая система, партисипативная экономика старается обойтись без денег и при этом уравнять работников в правах и доходах. Странное решение, состоящее в обязательном сочетании престижной и непристижной работы одним человеком, не выдерживает критики. Другие предложения вроде сокращения рабочего времени для лиц, выполняющих тяжелую работу, вполне в духе социалистических экономических теорий.[11]

Однако, главная особенность партисипативизма в мехханизме принятия экономических решений. В социалистичесской экономике, даже если рынок присутствует, он не является свободным, а потому не может подавать никакие сигналы производителям и потребителям. Заменой свободному рынку в реальности стал громозкий плановый аппарат, но он стал еще менее эффективен, чем рынок. Поэтому партисипативная экономика предложила третий путь. Экономика, по мысли партисипатистов, остается плановой, но план вырабатывается на основе потребительских интересов и производственных возможностей отдельных людей, являющихся одновременно и работниками предприятий. (Внутри предприятий решения также принимаются на основе консенсуса мнений самими работниками.) При этом участие в экономическом решении люди принимают в той мере, в которой это решение способно на них повлиять. Потребности и производственные возможности отдельных лиц учитываются некоторым государственным органом, ответственным за принятие окончательных экономических решений, и на основе этих мнений принимается окончательное решение с учетом баланса интересов. На бумаге это выглядит красиво, но в реальности, если такой механизм принятия решений был бы реализован, простым людям пришлось бы принимать очень много управленческих решений и формировать личные долгосрочные планы. Второе противоречит природе человека, который не стремится строить длинные планы; а первое требует больших затрат труда и высокой управленческой квалификации. Поэтому предложенный партисипатизмом механизм принятия решений, скорее всего, оказался бы неэффективным.[4]

8. Экономика изобилия, в которой нет дефицитных благ и ресурсов.

В течение нескольких последних столетий человечество надеется, что научный или технический прогресс позволят ему вернуться в «золотой век». Каждый новый технологический прорыв заражает людей оптимизмом: сначала многого ждали от механизации, потом от эликтрификации, потом от развития электроники... Сейчас «на повестке дня» нанотехнологии, ИИ и робототехника. Многие мыслители в своих утопических произведениях описывали общество, в котором наступило изобилие. Однако мало кто задавался вопросом о том, как будет работать экономическая система в условиях, когда исчезнет редкость благ и ресурсов.

В целом, еще никто не дал исчерпывающего ответа на вопросы:

- Возможно ли добиться абсолютного изобилия благ и ресурсов, или какие-то из них в любом случае останутся редкими?

- Как будет работать система распределения в условиях изобилия?

- Кто и как будет трудиться в условиях изобилия? Чем можно будет стимулировать труд?

- Как изменятся общественные институты в этих условиях?

 

 

Казалось бы, экономика изобилия – это нечто из фантастических романов. Но на самом деле это не так. Мы уже живем в экономических условиях, которые любой человек из 19-го века назвал бы изобилием. Производство многих материальных благ уже превышает потребности человечества, но пока это не привело к исчезновению неравенства и не приблизило «золотой век». Так что исследовать экономику изобилия уже пора, но пока результатов в этой области мало.[10]

9. Социалистическая экономическая система.

Социалистический спгособ произвоства предполагает общественную собственность на ресурсы и средства производства, а также иные, чем рыночный способы распределения продукта, и его перераспределение через общественные иинституты. В современной экономике все это присутсвует, хотя и не доминирует. В разных экономиках присутствуют разные черты разных типов социализма и в разной мере, но присутствуют почти везде.

Существует много вариантов социалистической экономической модели, часть из которых уже рассматривалась в этом разделе. Часть из них была создана еще в 19-м веке на базе классической экономической теории, но некоторые были разработаны в послкейнсианское время и потому вполне современны.

Но пока социалистическим экономическимм теориям не хватает важнейшего элемента – объяснения того, как социалистический и капиталистический способ производства могут сосуществовать, не вытесняя друг друга и не подавляя друг друга. Если бы подобная теория появилась бы, социалистическая экономическая теория вполне могла бы стать частью мэйнстрима.

Информация о работе Альтернативные макроэкономические теории