Анализ профориентационной работы в службе занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятие и роль профориентации 6
1.2. Методы психодиагностики и профессиональной ориентации 9
Выводы 16
2. АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ МУ ЦЗН «МОЛОДЕЖНЫЙ», Г. ТАВДА, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 18
2.1. Характеристика деятельности учреждения 18
2.2. Результаты профориентационной работы МУ ЦЗН «Молодежный» по итогам 2011 года 26
Выводы 39
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ 42
3.1. Проблема профориентации 42
3.2. Способы повышения качества профориентационной работы 43
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Этот метод получил мировое признание, но продолжает оставаться прерогативой медицинских психологов.

В 50-е годы методу MMPI нашли и другое применение: энтузиасты-психологи начали разрабатывать свои собственные шкалы по разным составляющим характера, выходящим за пределы психики. Это увлечение стало настолько массовым, что в 80-х годах в США был издан сборник, насчитывающий более 200 шкал.

Материалы сборника послужили основанием для разработки в 1971 г. в России профориентационной методики ВОЛ (Всестороннее Обследование Личности). Г.Г. Воробьевым были проверены все опубликованные шкалы, выбраны 70 и дополнены 30 вновь разработанными. Логическая раскладка всех 100 определяемых способностей легла в основу базового варианта структуры характера. Первая версия ВОЛ была опубликована в 1975 г.

Развитие способностей оценивается относительным числом (в %), которое затем переводится в баллы по медианным формулам, представляющим российские нормы. Два первоначальных детектора невалидности были дополнены четырьмя другими (медицинская симуляция, общественная диссимуляция, комплекс Панурга, тенденция возражать).

Профориентация проводилась по 10 отраслевым направлениям: административное руководство, промышленное производство, конторская работа, обслуживание, образование, экспедиции, наука, искусство, спорт, военная служба. При этом давались общие рекомендации по условиям труда.

Вторая компьютеризированная версия вышла в 1983 г. Список определяемых способностей был обновлен. В набор клинических показателей MMPI вошли психический возраст и психическая неустойчивость. Были также обновлены нормы ВОЛ. Число направлений профориентации возросло до 15. В 1989 г. состоялось дистанционное показательное тестирование по ВОЛ-83, организованное Американским обществом по кибернетике.

Третья, также компьютеризированная, версия ВОЛ с новыми нормами относится к 1992 г. В комплект методики входят9:

  • анкеты для мужчин, женщин, мальчиков и девочек (с 13 лет);
  • матрица для переноса в память компьютера заполненных анкет;
  • архив результатов тестирования;
  • сводная таблица измерений и оценок;
  • список способностей с объяснениями их значений и оценками в баллах, по которым может быть составлен литературный психологический портрет;
  • паспорт надежности по шести детекторам (забракованные результаты не выдаются);
  • блок психолога для контроля ответов на вопросы, работы с медианными формулами и установления корреляционных связей;
  • профориентация с ранжировкой по степени пригодности на 20 отраслевых направлений и 50 функций (литератор, наблюдатель, обозреватель, собиратель, изыскатель, исследователь, разработчик, монтажник, ремонтник, водитель, руководитель, смотритель, хранитель и др.);
  • психологический паспорт (ранговое распределение способностей по степени развития);
  • библиотека профессиограмм профессий и должностей;
  • определитель соответствия (ранговое распределение профессиограмм профессий и должностей по степени соответствия).

Основное время тестирования занимают ответы на вопросы (примерно два часа), составление литературного портрета и устное консультирование по поводу полученных количественных данных. Повторять тестирование разрешается не чаще раза в год. Такие ежегодные проверки позволяют проследить изменение характера с возрастом.

Разработанный немецким психологом Р. Амтауэром в 1953 г. и усовершенствованный в 1970 г. ИСТ-70 является самым большим из операционных тестов характера и практически единственным собственно профориентационным методом.

Определяются девять интеллектуальных способностей (конкретное, логическое, аналитическое и синтетическое мышление, экстраполяция, вычисление, запоминание, ориентация в двух- и трехмерном пространстве). Для определения каждой способности тестируемый получает 20 задач, расположенных в порядке нарастания трудности. По количеству правильно решенных задач строится персонограмма, которая сравнивается с социограммами 50 профессий и профессиональных групп.

Тестируемый предварительно знакомится с принципом решения задач по каждой группе и делает пробные решения, после чего выполняет задание в фиксированное время. Чистое время тестирования — 1,5 часа. Метод располагает двумя идентичными задачниками на случай непредвиденных обстоятельств. При расчете делается поправка на возраст (от 13 до 60 лет). Кроме профориентации измеряется коэффициент интеллектуальности (IQ) и дается оценка уровня академической подготовленности относительно разных уровней образования (с поправкой на возраст).

В российской практике имеется несколько компьютерных вариантов метода, два из которых разработаны под руководством Г.Г. Воробьева и модифицированы в части автоматической ранжировки профессий по степени соответствия.

Тщательная проверка метода показала его статистическую безупречность.

В основе рефлексивных цветовых тестов Люшера, значение которых долго не признавалось либо отрицалось психологами, лежат законы колористики Гёте. Суть последних заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически, но люди реагируют на него по-разному, раскрывая тем самым свой характер. Цветом можно корректировать характер и даже лечить. На этой психологической основе строится язык цветов. Проводимые исследования привели к созданию отдельной дисциплины — психосемиотики цвета10.

Выгодной особенностью всех цветовых тестов является возможность тестироваться, начиная с пятилетнего возраста, когда у ребенка заканчивается формирование нормального цветовосприятия; повторять тестирование можно с интервалом в один день для детей и один месяц для взрослых. Другая, ограничительная, особенность цветовых тестов: все они основаны на тщательно подобранных оттенках, являющихся авторской собственностью и не поддающихся воспроизведению. Попытки нарушить это условие приводят к искажению тестовых выводов.

Швейцарскому психологу М. Люшеру принадлежат несколько цветовых тестов: самый популярный и значимый восьмицветный, переведенный на многие языки; 64-цветный (на основе оттенков 8-цветного); «Серый Люшер» (пятичленная ахроматическая гамма от черного до белого); 4-цветный как приложение к 8-цветному (самые значимые — темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный и желтый).

Принцип тестирования заключается в расстановке цветовых карточек по степени предпочтения. После этого по алгоритму комбинационной выборки выдаются тексты характеристик, соединение которых по всем выборкам дает вполне литературно изложенный, но требующий небольшой редакционной обработки психологический портрет.

На основе восьмицветного теста в России создано (без ведома автора) несколько компьютерных программ, общей порочной особенностью которых является замена цветовых карточек на подобранные световые цвета на экране монитора. Дело в том, что, как бы тщательно ни подбирались оттенки цветного света, они легко сбиваются. Но главное: психология цвета и света — разные вещи, отсюда совершенно неверные результаты тестирования.

Компьютерный вариант 1995 г. Г.Г. Воробьева избежал этого порока благодаря тому, что предлагает стандартные цветовые карточки. Другая его особенность: перевод авторского текста был сделан без изменения смысла в соответствии со стандартной структурой характера. Отсюда стало возможным получать на компьютере литературный текст, сопоставлять и объединять данные, полученные этим методом и методикой ВОЛ-9211.

Точно так же, как MMPI вышел за рамки психиатрии, метод Люшера благодаря его популярности пересек границы психологии и вышел на простор социологии. Многочисленные последователи Люшера выявили интересные особенности регионального, национального, религиозного характера. Это позволило Г.Г. Воробьеву в 1993 г. создать на основе архива отечественных данных тестирования компьютерную профориентационную методику: 55 профессий и 85 должностей ранжируются по степени пригодности на основе сводных социограмм.

Что касается самого Люшера, то в своих последних исследованиях он убедительно показал связь между цветопредпочтением, характером и патологией личности, ее внешностью, включая одежду и украшения, поведением и склонностями в оформлении жилища, хобби и даже выбором домашних животных и автомобиля.

Г. Фрилинг — немецкий психолог, директор Института психологии цвета, автор многих книг и нескольких цветовых тестов, использующих стандартный набор 23 «фрилинговских» цветов. Тестирование основано на выборе предпочтительных комбинаций цветов по два, по четыре и разных сочетаний на основе анкетного опроса. Последний тест, кроме данных о характере, дает профориентацию: антрепренер, архитектор, ассистент-техник, воспитатель, врач, директор, дипломат, журналист, изобретатель, конструктор, медицинская сестра, модистка, предприниматель, продавец, психиатр, психолог, рекламист, секретарь, служащий, работник службы социального обеспечения, инженер-строитель, торговый работник, специалист по точным наукам, сиделка, учитель, художник, чиновник.

Метод «Словесный портрет»

Экспертный метод разработан военным врачом В. И. Куликовым. Включает четыре методики: оценка развития более 200 способностей на основе морфологических признаков тела (в основном лица), половая конституция, совместимость (брачная, дружеская, рабочая), профориентация.

Проверка и апробация метода производились в Национальной координационной группе России по изучению характера, где на его основе разработаны две компьютерные версии (1992 и 1994 гг.), из которых вторая была модифицирована для повышения точности оценки развития способностей. Созданы предпосылки для получения общего психологического портрета тестируемого на основе ВОЛ, метода Люшера и «Словесного портрета».

Выводы

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Целями профориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке  сознательного отношения к труду.

Основными задачами являются: Формирование внутренней готовности к  профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

К направлениям профориентационной работы относятся: Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду. Профессиональная консультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста. Профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности. Социально – профессиональная адаптация. Профессиональное воспитании, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Основными формами профориентационной работы являются: Диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

Наиболее распространенный метод  профориентации – это диагностика - общий способ получения исчерпывающей  информации об изучаемом объекте  или процессе.

 

2. АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ МУ ЦЗН «МОЛОДЕЖНЫЙ», Г. ТАВДА, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1. Характеристика  деятельности учреждения

 

 

Высокий удельный вес в составе молодежи, учащихся, студентов и дипломированных специалистов г. Тавда накладывает свою специфику на местный рынок труда и вызывает необходимость постоянного совершенствования системы управления занятостью данной категории населения, в т.ч. через повышение ее конкурентоспособности.

Для координации работы по оказанию помощи молодым людям в возрасте от 14 до 26 лет в профессиональном самоопределении и последующем становлении, предупреждении или снижении длительности безработицы, а также вызываемых ею моральных, психологических, материальных издержек, рациональной занятости с учетом возможностей каждого и потребностей экономики десять лет назад был создан и продолжает успешно развиваться Центр занятости населения «Молодежный», практически не имеющий аналогов в стране. Располагая подразделениями по прогнозированию ситуации в молодежном сегменте рынка труда, профориентации и профобучению, содействию трудоустройству, информационному обслуживанию с информационно-ресурсным центром данное учреждение с помощью реализуемых инновационных технологий способно оказывать широкий спектр услуг старшеклассникам, ищущим работу студентам, выпускникам всех форм общего и профессионального обучения. Специалисты центра – профессионалы в области педагогики, социальной работы, психологии, юриспруденции.

Адрес: Свердловская обл., г. Тавда, ул. Профсоюзная, 2

Тел.: +7 (34360) 28088

Далее рассмотрим услуги и программы, предлагаемые МУ ЦЗН «Молодежный».

В соответствии с областной целевой программой «Содействие занятости населения Свердловской области на 2010-2014 годы» МУ ЦЗН «Молодежный» организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Участниками данного мероприятия являются женщины, состоящие в трудовых отношениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Цель мероприятия - повышение конкурентоспособности женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, их скорейшая адаптация в трудовом коллективе, планирование карьеры12.

Для прохождения профессионального обучения женщины должны обратиться в центр занятости по месту жительства. Организация учебного процесса осуществляется с учетом их пожеланий по профессиональной направленности и уровню подготовки и финансируется за счет средств, предусмотренных в бюджете Свердловской области на очередной финансовый год.

Информация о работе Анализ профориентационной работы в службе занятости