Анализ профориентационной работы в службе занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятие и роль профориентации 6
1.2. Методы психодиагностики и профессиональной ориентации 9
Выводы 16
2. АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ МУ ЦЗН «МОЛОДЕЖНЫЙ», Г. ТАВДА, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 18
2.1. Характеристика деятельности учреждения 18
2.2. Результаты профориентационной работы МУ ЦЗН «Молодежный» по итогам 2011 года 26
Выводы 39
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ 42
3.1. Проблема профориентации 42
3.2. Способы повышения качества профориентационной работы 43
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения

Специалисты центра придают большое значение развитию профориентационной работы.

1.Для школьников старших классов проводится «Урок карьеры» в Ресурсном центре.

2.Проводились информационные встречи с подростками по заявкам школьной администрации.

3.11 октября 2011 г. состоялась Ярмарка вакансий для молодежи, в ходе которой было оказано 350 услуг по профориентации.

4.21 декабря 2011 г. в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Свердловской области состоялась профинформационная встреча с молодыми людьми. На этой встрече были рассмотрены следующие вопросы: ситуация на рынке труда г. Воронежа, востребованные-невостребованные профессии, значимость получения базового образования. Также на занятии была проведена экспресс- диагностика профессиональных склонностей и интересов. Во время занятия учащимся были продемонстрированы профориентационные видеофильмы, содержащие описание ряда профессий.

5.За 2011 год в программе «Азбука профессий» (для старшеклассников) приняли участие 51 старшеклассник, из них 10 детей- инвалидов. Обучение проводилось по следующим специальностям: основы предпринимательства; основы журналистики; оператор ЭВМ; основы практической психологии.

6.С обращающимися в центр молодыми людьми проводятся перед постановкой на учет информационные встречи с освещением услуг, оказываемых отделом профориентации и профессионального обучения и нашего центра в целом.

7.Обратившимся в центр старшеклассникам и выпускникам школ оказываются профориентационные консультации по вопросам выбора профессии и учебного заведения. При работе с этой категорией в первую очередь рекомендуется обучение по полной программе в системе стационарного образования (ПТУ, техникумах, ВУЗах). Предоставляется информация об имеющихся в городе учебных заведениях. При невозможности такого обучения молодежь ориентируется на получение рабочих профессий и дальнейшее трудоустройство на предприятия города. При выборе профессии клиентами данной категории используются индивидуальные формы консультирования.

8.Центр занятости населения «Молодежный» является единственным центром в структуре государственной службы занятости, работающим со студентами дневной формы обучения. Студенты обращаются непосредственно в центр занятости, где в случае затруднений с выбором вариантов рабочего места, с ними работает специалист по профориентации. Совместно со специалистами информационного агентства по вопросам, связанным с трудоустройством проводятся встречи со студентами различных ВУЗов по вопросам, связанным с трудоустройством и прохождением собеседований.

9.В рамках работы по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда проводятся тренинговые программы и семинары, в ходе которых безработные обучаются навыкам: активного, самостоятельного поиска работы; составления резюме; проведения деловой беседы с работодателем; самопрезентации; преодоления последствий длительной безработицы; повышения мотивации к труду. В результате прохождения программы повышается уровень мотивации к поиску работы. В 2011 г. в программах по организации социальной адаптации безработных граждан приняли участие 421 человек, из них 165 человек трудоустроились, 71 человек- прошли профессиональное обучение по направлению Центра занятости населения.

Реализация мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области в 2011 году».

Особое внимание уделяется новым формам работы по организации:

  • опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;
  • опережающего профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;
  • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
  • профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Воронежской области на 2011-2012 годы.

 В ходе работы специалисты по профориентации и профобучению центра:

  • организуют и участвуют во встречах с представителями предприятий,
  • получают заявки от работодателей и списки работников, которых планируется направить на профессиональное обучение в рамках реализации мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области на 2011 год»;
  • анализируют заявки работодателей на организацию профессионального обучения и списки работников, которых планируется направить на обучение, с целью определения численности участников профессионального обучения в рамках реализации мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области на 2011 год»;
  • осуществляют размещение заказа на оказание услуг по профессиональному обучению в рамках реализации мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области на 2011 год» в соответствии с Федеральным законом;
  • осуществляют сбор необходимого пакета документов, представленных учебным заведением и работодателем для оплаты оказанных услуг по профессиональному обучению в рамках реализации мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2011 год» в соответствии со сроками, указанными в государственном контракте, из средств областного бюджета или субсидий из федерального бюджета на основании сводной заявки ОГУ ЦЗН установленной формы о потребности финансовых средств.

Выводы

 

Молодежь – это  возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути.

Одной из проблем и  в то же время важной жизненной  перспективой является выбор профессионального пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей для молодежи. Как мы выяснили, при выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые «престижны» в обществе на данный момент времени и, что самое важное, которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной степени.

Как показало проведенное  нами исследование, основные требования молодежи к будущему месту работы сводятся к высокой оплате труда, способствующей обеспечению самостоятельности и независимости. Мы также выяснили, что вакансии, предлагаемые центром занятости не всегда способны удовлетворить всем требованиям безработной молодежи. Существует тенденция рассогласованности между действующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что требования работодателей к своим потенциальным работникам постоянно повышаются.

В сфере занятости  молодежи помимо приведенных выше проблем существует проблема ее низкой конкурентоспособности, которая связана с рядом факторов: 1) недостаток профессиональных знаний, опыта работы и навыков; 2) необходимость предоставления молодым людям некоторых льгот, предусмотренных КЗОТом (например, учебный отпуск), что может создать предприятию дополнительные трудности; 3) возможная трудовая нестабильность молодежи, обусловленная призывом в вооруженные силы молодых людей и беременностью девушек.

Как правило, примерно с 18-22 лет молодежь уже имеет среднее образование и профессию. В этом возрасте она вступает в начало трудовой деятельности. Однако, в условиях современного рынка труда, многие профессии, даже не смотря на их «престижность», оказываются невостребованными, и центрами занятости начинается процесс по переобучению. Современная служба занятости уже в школах начинает проводить профориентационную работу, направленную на то, чтобы выпускники выбрали не только профессию, которая им по душе и отвечает их личным особенностям и склонностям, но и руководствовались потребностями рынка труда в рабочей силе, о которых их специально информируют.

Неправильно выбранная  профессия может привести как  к общей неудовлетворенности  жизнью, нереализованности жизненных  планов, так и к безработице, которая вызывает тяжелые последствия для общества в целом и для конкретного человека. В качестве эмоциональных проблем, вызываемых безработицей, можно выделить депрессию, пониженную самооценку. В свою очередь, последствия эмоционального характера влекут за собой ряд медицинских проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами. Кроме того, не следует забывать о том, что безработица воздействует на маргинализацию в обществе.

Государственная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из важнейших направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых центром занятости, занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда.

 

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ

3.1. Проблема  профориентации

 

 

В настоящее время вопросами профориентации выпускников в России занимаются научные центры, открытые в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и т.д. Они разрабатывают современные методики помощи школьникам в профессиональном определении. Кроме того, в каждой школе есть психолог, который также должен заниматься этими вопросами.

С сожалением приходится констатировать, что четкой системы работы с учащимися школ нет, а «экскурсии на производство» или в «тепличное хозяйство» - инициатива лишь отдельных педагогов в рамках планов воспитательных мероприятий. Вместе с тем, сегодня каждому понятно, что водить детей нужно не только на заводы, но и в офисы, рекламные агентства, суды, редакции, сервисные мастерские. Впрочем, и этого недостаточно, потому что все представления о работе оных учреждений остаются в умах детей лишь теорией. Какая работа предстоит им на практике, остается только догадываться, смотреть по телевидению в художественных фильмах и сериалах (что не всегда достоверно) и полагаться на авось и наобум17.

«Медвежью услугу» оказывают детям и многие родители, которые думают не о самореализации сына или дочери, а о том, в какое теплое местечко они потом могут пристроить своих чад. По такому же принципу нередко выбирается институт – лишь бы поближе к дому, потому что не хочется некоторым родителям отпускать «ребенка» в столицу.

Стоит ли потом удивляться, что диплом в России имеет небольшое значение при выборе места работы. Учителя трудятся продавцами, инженеры переучиваются на массажистов, швеи устраиваются в салоны сотовой связи, а маркетологи становятся сисадминами.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что в России нужно внедрять современные системы профориентации. Прежде всего, для того, чтобы не тратить государственные деньги на обучение людей, которые никогда не будут работать по специальности. Ну и, разумеется, ради блага самих людей, чтобы им не приходилось растрачивать жизнь «впустую» на нелюбимой работе18.

 

3.2. Способы повышения качества профориентационной работы

 

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает19:

1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций.

3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования.

5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.

 Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области.

Информация о работе Анализ профориентационной работы в службе занятости