Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Банки возникли не вдруг. Элементы развития банковской деятельности в той или иной мере отмечаются в Италии, Греции, Египте и других странах задолго до новой эры. Первоначально банковские операции сводились к покупке, продаже и размену монет, учету обязательств до наступления срока, управлению клиентскими имениями, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Позднее, кредиторы начинают по распоряжению своих клиентов выполнять расчеты и другие операции. Банки – следствие развития кредита, а кредит является фундаментом по отношению к банкам. Можно утверждать, что банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции концентрируются в едином центре
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы банковской системы…………….…………….6
1.1 Роль банковской системы в рыночной экономике………………………….6
1.2 Виды банковских систем……………………………………………………..9
Глава 2 Анализ банковской системы…………………………………………...14
2.1 Анализ деятельности Центрального банка России………………………..14
2.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ…………………17
2.3 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ…20
Глава 3. Основные проблемы развития банковской системы…………………25
3.1 Проблемы становления российской банковской системы………………..25
3.2 Перспективы развития российской банковской системы………………...29
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...36
История развития банковского дела знает такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных - сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства. Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли плату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую исполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой [2012г.-С158]
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие операции:
- осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
- проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;
- предоставляет кредиты коммерческим банкам;
- выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг. Важнейший из инструментов денежной политики. Центральный банк платит за покупку ценных бумаг, кредитуя резервный депозитный счёт банка продавца, и получает платеж за продажу ценных бумаг, дебетуя резервный депозитный счет банка покупателя, который дебетует счет покупателя. Таким образом, операциям на открытом рынке, которые изменяют сумму ценных бумаг, соответствует изменение незаимствованных резервов банков, то есть незаимствованных у Центрального банка2; [2012г.-С.158]
- управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
- осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для Центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков. Контроль над уровнем резервов позволяет Центральным банкам косвенно влиять на доступность депозитов для частных лиц. Пересмотр нормы обязательных резервов поддерживает изменяет сумму вкладов, поддерживаемых этими резервами ;
- хранит золотовалютные резервы.
В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.
Вторым уровнем в данной системе являются коммерческие банки и другие финансово - кредитные учреждения. Они занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме депозитов (вкладов), ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами3. [2011г.-С156]
В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США).
Центральным органом ФРС является Совет управляющих в Вашингтоне. В настоящее время структура ФРС включает:
- Совет управляющих.
- 12 региональных федеральных резервных банков в соответствующих округах.
- Банки-члены ФРС.
- Депозитные учреждения - не члены ФРС.
В соответствии с Законом о банках 1935 г. Совет управляющих состоит из 7 членов, каждый из которых занимает свой пост в течение 14 лет. Сроки полномочий построены таким образом, что каждые 2 года один из членов совета выходит из его состава. Члены совета назначаются президентом США. Назначение каждого из 7 членов совета производится после консультаций и одобрения сената Конгресса.
Совет управляющих может:
Одобрять или не одобрять учетные ставки, установленные федеральными резервными банками различных округов.
Определять в пределах, установленных Конгрессом, резервные требования для всех депозитных учреждений.
Разрешать федеральному резервному банку одного округа выдать ссуду банку другого округа и требовать предоставления кредита при согласии по крайней мере 5 членов совета.
Определять типы ссуд, которые федеральные резервные банки будут выдавать.
Осуществлять надзор над федеральными резервными банками путем проверки их счетов4. [2011г.№4.-С.14]
Федеральные резервные
банки Закон о Федеральной
резервной системе 1913 г. установил 12
отдельных федеральных
Депозитные учреждения - не члены ФРС. Эта категория не имеет формального значения в организационной структуре ФРС. Тем не менее все депозитные учреждения должны хранить резервы в федеральных резервных банках своих округов.
Таким образом, в данной
главе рассмотрели понятие
Глава 2 Анализ банковской системы
2.1 Анализ деятельности Центрального банка России
Центральный банк (Банк России)– особый публично-правовой институт, являющийся ядром финансовой системы страны и главным регулятором банковской системы. Он выступает прежде всего как посредник между государством и экономикой через банки. В этой роли он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью законодательно установленных инструментов.
Банк является юридическим лицом с капиталом, сформированным за счет федеральной собственности. Несмотря на то, что ЦБ обладает имущественной самостоятельностью, он подотчетен Госдуме, которая может определять главные направления кредитно-денежной политики и назначать руководство ЦБ.
Деятельность Центрального банка регулируется отдельным актом – ФЗ №86 «О Центральном банке Российской Федерации». Данный закон закрепляет следующие цели деятельности ЦБ РФ:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы РФ;
- обеспечение эффективного функционирования платежной системы.
Очевидно, что Банк России – некоммерческая организация.
Исходя из приведенных выше целей, можно выделить следующие группы функций Банка России:
- основополагающие (разработка и реализация КДП, денежная эмиссия и организация наличного обращения, управление ЗВР);
- установочно-разрешительные (установление правил проведения расчетов внутри страны и с международными организациями, установление правил отчетности, установление валютных курсов);
- регистрационно-лицензионные (госрегистрация кредитных организаций и их лицензирование, приостановление действий лицензий, регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями);
- кредитно-надзорные (рефинансирование кредитных организаций, надзор за деятельностью банков и банковских групп);
- операционные (обслуживание счетов бюджетов разных уровней);
- прогнозно-аналитические (прогноз платежного баланса и других показателей, анализ экономики России и обнародование данных).
В целом данный список функций соответствует функциям центральных банков зарубежных стран с похожей организацией банковской системы.
Вероятно, важнейшей из функций является разработка и реализация Банком России кредитно-денежной политики. Она разрабатывается на трехлетний период и включает как качественные, так и количественные показатели. Среди последних выделяют такие ориентиры, как уровень инфляции, показатели денежной массы, процентных ставок и объема ЗВР.
Реализация КДП производится посредством применения законодательно закрепленных инструментов. В их число входят:
- процентные ставки по операциям Банка России. В первую очередь это ставка рефинансирования, размер которой с 29 марта 2010 г. составляет 8,25%, а также ставки по кредитам «овернайт», предоставляемым кредитным организациям для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня (также 8,25%)5. [2011г.№4.-С.15.]
- норматив обязательных резервов, депонируемых в ЦБ, непосредственно влияющий на величину денежного предложения. В настоящее время норма резервирования равна 2,5%.
- операции на открытом рынке. Признанный в развитых странах метод, суть которого – купля-продажа ЦБ гособлигаций и прочих ценных бумаг. Долгое время ЦБ использовал данный инструмент для абсорбции избыточной ликвидности, поступавшей в экономику вследствие высоких цен на нефть, однако в настоящее время сальдо предоставления ликвидности положительно, что вызвано стремлением поддержать систему коммерческих банков.
- рефинансирование кредитных организаций. Может проходить по двум сценариям: под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России и под залог векселей и прав требования к предприятиям материального производства.
- политика валютного курса. При этом банк ограничен балансом спроса и предложения на валютном рынке. Проект направлений КДП на 2006-2009 гг. предусматривал снижение государственного регулирования, однако кризисные явления в финансовом секторе откладывают решение этой задачи.
- валютные интервенции. Использование ЗВР позволяет изменить баланс спроса и предложения на валютном рынке. Инструмент активно применялся на начальном этапе кризиса для обеспечения плавной девальвации рубля во избежание шоков и обесценения депозитов.
- установление ориентиров показателей денежной массы.
- прямые количественные ограничения6. [2011г.-С.177.]
Можно с уверенность утверждать, что данный набор инструментов соответствует мировой практике, однако эффективность и пропорции их использования остаются спорными. Вероятно, в ближайшей перспективе Банк России сконцентрирует свои усилия на процентной политике с целью сдерживания роста цен, а также на операциях на открытом рынке, что, однако, требует параллельного развития фондовых институтов.
В заключение можно отметить, что одно из ключевых направлений деятельности ЦБ – развитие банковской системы РФ – зачастую подвергается критике. Тем не менее, Банк России при активном участии экспертов международных организаций разрабатывает среднесрочные стратегии развития национальной банковской системы, включающие меры по поддержке коммерческих банков, совершенствованию правовой базы и сбалансированному росту качества предоставляемых банковских услуг. Некоторые пункты стратегии и эффективность ее реализации будут рассмотрены далее.
2.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ
Коммерческие банки выполняют в экономике функции, принципиально отличные от функций Центрального банка, но при этом значение их деятельности крайне велико. Особое положение коммерческих банков определяется тем, что они опосредуют практически все рыночные денежные отношения и могут служить как мощным стимулом для экономического развития, так и барьером, затрудняющим его.
Важнейшим функциям коммерческих банков относятся:
- создание денег. Система коммерческих банков, осуществляя кредитные операции, умножает массу безналичных денег в экономике за счет эффекта мультипликации.
- распределительная. Банки, посредством приема вкладов и выдачи кредитов, способствуют эффективному перераспределению экономических ресурсов.
- расчетная. Банки участвуют в исполнении практически всех расчетов между субъектами экономики. При этом они осуществляют их наиболее безопасным и удобным для клиентов способом.
- контрольно-регулятивная. Банковская система выступает регулятором рыночной экономики с помощью специальных инструментов.
- финансовое посредничество.
Для успешного осуществления данных функций банки должны обладать высокой степенью самостоятельности в принятии решений. Государство задает рамки деятельности коммерческих банков и устанавливает «правила игры», но не может отдавать им прямых приказов.
Информация о работе Банковская система и её роль в рыночной экономике