Небанковская
кредитная организация – кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские операции,
предусмотренные Федеральным законом.
Допустимые сочетания банковских операций
для небанковских кредитных организаций
устанавливаются Банком России» [2, с. 5].
Вне зависимости от особенностей
своего статуса все кредитные
организации подконтрольны ЦБР и не обладают его полномочиями. Основное
значение данных организаций – проведение
банковских операций, обслуживание клиентов,
субъектов экономических отношений.
2.3 Банковская система
России в условиях мирового финансового
кризиса
Глобальный
финансовый кризис, начавшийся в августе
2006 г. в США плавно в течение 2007—2008 гг.
охватил всю мировую экономику. Нестабильность
на мировых финансовых рынках заставила
многих международных инвесторов выводить
свои средства с рынков других стран, акции
которых также стали заметно снижаться.
Этот процесс коснулся и российского рынка.
Выделяют следующие
этапы финансового кризиса в
России:
«Первый этап (IV квартал
2008г.) – характеризовался полной дезориентацией
(вплоть до паники) большинства субъектов
экономики (включая органы государственной
власти), неконтролируемыми спекулятивными
процессами на рынках и т.д.
Второй
этап (I-II кварталы 2009г.) – была разработана и стала
реализовываться внятная, хотя и небесспорная,
правительственная антикризисная политика.
Третий
этап (III квартал 2009г.
– II квартал 2010г.) – финансовая политика государства
была переориентирована на наращивание
денежной массы с целью стимулировать
восстановление реального сектора на
фоне быстрого роста цен на нефть.
Четвертый
этап (с начала II квартала 2010г. по
настоящее время) – произошла некоторая стабилизация
ситуации в экономике после глубокого
падения на первых двух этапах и восстановительного
«отскока» вверх на третьем» [14, с. 42].
С середины сентября
2008 г. российский банковский сектор
начал испытывать серьезные проблемы,
но решить их без поддержки государства
он не мог. Разразившийся банковский кризис
стал самым дорогим в новейшей российской
истории. «Факторами, транслировавшими
общеэкономические проблемы в банковский
сектор, стали: бегство капитала из страны
(в форме прямого оттока, чистого погашения
корпоративной внешней задолженности
и долларизация вкладов и сбережений,
как населения, так и корпораций); очевидное
превышение банками допустимого уровня
валютного риска; резкое ухудшение финансового
состояния заемщиков, что привело к существенному
падению качества активов и росту просроченной
задолженности» [12, с. 36]. Для ряда банков,
прежде всего региональных, важной проблемой
стал отток депозитов населения.
«В результате
российские регуляторы были вынуждены принять
ряд мер по расширению ликвидности на
рынке. Основные из них представлены в
таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Некоторые меры по поддержке
финансовой системы России
Банк
России |
Минфин |
- предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.);
- размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.);
- компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка- контрагента;
- расширение инструментов рефинансирования;
- снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5);
- выдача необеспеченных кредитов;
- повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ;
- участие в торгах на фондовом рынке.
|
- размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета;
- увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам;
- рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК;
- размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния (625 млрд. руб.);
- поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.);
- предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков(200 млрд. руб.);
- увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс. руб.)
|
Было также
объявлено о возможном использовании
накоплений для вложений в российские
акции с целью поддержки рынка»
[11, с. 8].
Из таблицы
видно, что «большие средства в рамках государственной
поддержки были переданы крупным корпорациям,
банкам с последующим их возвратом. Форма
вложения этих средств была различной,
различны и формы возврата.
Подробнее о
расходах на поддержку банковского
сектора представлено в Приложении 3.
«Во-первых, средства вкладывались
в уставные капиталы банков. Такие
вложения были и во Внешторгбанк (180 млрд.
руб.), и в Россельхозбанк (около 40 млрд.
руб.). Вложения возвращаются постепенно,
по мере приватизации этих банков, то есть
продажи той доли уставного капитала,
которую государство нарастило бюджетными
вливаниям» [13, с. 8].
«Второй вид бюджетной поддержки
банковской системы – это субординированные
кредиты банкам. Это было размещение средств
Фонда национального благосостояния.
Это – не расходы бюджета, а временное
размещение средств Фонда национального
благосостояния в банках в виде субординированных
кредитов (как кредиты под проценты). Эти
кредиты стали уже возвращаться, например,
Сбербанк часть кредитов уже вернул.
Третий вид финансовой поддержки
– это средства Центрального Банка (а
не бюджета, не полномочия Правительства),
которые также выделялись банкам в виде
как субординированных кредитов, так и
ликвидности (так называемые баззалоговые
кредиты)» [13, с. 8].
Беззалоговые кредиты были предоставлены
в сумме на 2 трлн. руб., на начало 2011 года
они практически все возвращены, за исключением
двух-трех случаев, включая Межпромбанк.
Основными получателями государственных
денег являлась тройка крупнейших банков:
на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк пришлось
85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств
федерального бюджета в банках). Потребность
именно этих банков в дополнительном фондировании
остается под вопросом. Так, они не только
не испытывали проблем с ликвидностью,
но и оказались способными нарастить вложения
в иностранные активы (и стали одним из
основных каналов оттока капитала из страны).
В ходе вышеперечисленных
мероприятий сложилась ситуация
того, что риски прямого кредитования
предприятий были крайне высокими.
«С другой стороны - у банков появилась
уникальная возможность мгновенно получить
огромную прибыль от спекулятивных операций
на валютном, а со II квартала 2009 г. – на
фондовом рынке. В результате из-за коммерческих
интересов банков финансовый поток в реальный
сектор уменьшился…» [14, с. 39].
«Принятые меры
быстро сняли напряжённость,
и у банков стала формироваться избыточная
ликвидность, которую в условиях снижения
цен на нефть и курса рубля по отношению
к доллару (при стабильном курсе бивалютной
корзины из-за укрепления доллара по отношению
к евро) банки направили на приобретение
иностранной валюты для закрытия своей
открытой валютной позиции, сформированной
до начала кризиса. Этот процесс резко
интенсифицировался в ноябре 2008 г., когда
Банк России начал предоставлять беззалоговые
кредиты банкам на сотни миллиардов рублей...»
[3, с. 31].
По оценкам
экспертов выигрыш российской банковской
системы от привлечения рублевых
кредитов (депозитов) у Банка России
(Минфина) и одновременного приобретения долларов
США за период с начала октября 2008 до конца
января 2009 г. составил 750 – 800 млрд. руб.,
то есть превысил 25% докризисного капитала
российской банковской системы. Именно
этим объясняется тот факт, что немногие
российские банки испытали проблемы
с убытками или недостатком капитала в
период острой фазы кризиса.
«Правительство
и Банк России считают, что проводившаяся
в сентябре 2008 – январе 2009 г. денежная политика вместе
с решением о «плавной девальвации» позволили
предотвратить банковскую панику и массовое
бегство в валюту. Однако масштаб внутреннего
оттока капитала в IV квартале 2008 г. – наращивание
валютных активов резидентами на сумму
порядка 130 млрд. долл., или около 10%
ВВП, - напротив, говорит о том, что избежать
паники и резкого падения доверия к национальной
валюте не удалось» [3, с. 42].
С самого начала
кризиса власти опасались сокращения
кредитования реального сектора, которое
некоторые банки начали уже в сентябре 2008г.
Поэтому мероприятия «по поддержке банковской
системы были направлены, прежде всего,
на восстановление кредитной активности
банков. Однако на практике лишь в отдельные
периоды удавалось добиться увеличения
кредитования экономики, причем только
со стороны государственных банков. Частные
банки сокращали свою активность на протяжении
12 месяцев подряд – с сентября 2008 по август
2009г., а устойчивый рост банковского кредитования
начался только с марта 2010г.» [3, с. 45].
В условиях резкого
снижения активности денежного рынка
возникло напряжение во всей банковской
системе: американские и европейские банки пострадали в основном
из-за неадекватности риск-менеджмента,
а российские - из-за действий своих владельцев
– основных заемщиков. В большинстве стран
с развитыми финансовыми рынками под влиянием
кризиса власти пошли на серьезную перестройку
деятельности надзорных органов. В нашей
стране не последовало ни выявления ошибок,
ни работы по их исправлению. Это обозначает,
что сохранились все условия для новых
потрясений в банковской системе.
- Проблемы реформирования банковской системы России
В настоящее время в научной литературе
активно обсуждаются ключевые проблемы
развития российской банковской системы.
Многие авторы отмечают, что в России формирование
банковской системы рыночного типа до
сих пор не завершено. Об этом свидетельствуют:
низкая транспарентность деятельности
российских банков; неэффективное управление
рисками; во многом спекулятивный и краткосрочный
характер кредитных операций; острый дефицит
долгосрочных ресурсов; низкий уровень
современных банковских технологий; недостаточная
профессиональная квалификация персонала
и сильная зависимость хозяйственной
стратегии банка от интересов учредителей
и крупных корпоративных клиентов.
Деятельность
российских банков зачастую бывает оторвана
от потребностей национальной экономики.
Они не в состоянии предоставлять отечественным
компаниям (как мелким, так и крупным) доступ
к необходимому финансированию, нередко
по причине устаревших процедур кредитования
и оценки кредитных рисков. Ограничив
свою кредитную деятельность, банки вызвали
сжатие внутреннего совокупного спроса
в экономике.
«Ключевой задачей
государства в посткризисный
период становится формирование условий
для всемерного укрепления ресурсной
и капитальной базы российского
банковского сектора, прежде всего
за счет вовлечения в кредитно-денежный
оборот неорганизованных частных
сбережений и временно свободных средств
государства. По оценкам экспертов,
сегодня на руках населения находится
более 1,5 трлн. руб. и 35 млрд. долл. сбережений
в наличной форме, которые могли бы стать
важным источником пополнения пассивов
банков. В числе мер, способствующих увеличению
притока средств граждан на банковские
счета и депозиты, можно назвать следующие:
формирование системы долгосрочных (не менее 5 лет) жилищных накопительных вкладов, которая давала бы возможность гражданам накапливать в течении нескольких лет средства на банковском депозите, а по истечении срока вклада в дополнение к его сумме получать льготный ипотечный кредит и совершать необходимую покупку;
создание условий для расширения выпуска ведущими банками страны ценных бумаг для населения, в том числе за счет распространения на них действующих правил государственного страхования банковских вкладов;
закрепление в законодательстве правового режима договоров металлического счета и банковского вклада драгоценных металлов;
реализация общегосударственной программы развития системы безналичного денежного обращения в стран;
введение обязательной системы страхования пенсионных взносов граждан в негосударственные пенсионные фонды.
Реализация
указанных мер позволит повысить ежегодные темпы
прироста банковских пассивов в стране,
обеспечив включение в экономический
оборот значительной части сбережений,
хранящихся сегодня у населения» [15, с.
63].
Кроме этого
российский банковский сектор необходимо
реформировать на региональном уровне. Именно
здесь необходимо создать как крупные
региональные банки развития, так и микрофинансовые
институты кредитной кооперации (в общей
сложности в регионах кредитом не охвачено
примерно 65 млн. человек). Это будут
центры финансирования хозяйственной
деятельности региональной экономики,
с одной стороны, крупных межотраслевых
корпораций, а с другой – малых и средних
предприятий, в том числе индивидуальных
предпринимателей и физических лиц… Микрофинансовые
кредитные институты (почтовые отделения,
оказывающие банковские услуги; институты
городской и сельской кредитной кооперации;
региональные союзы кредитной кооперации),
как свидетельствует опыт работы кредитных
кооперативов в Великобритании, Франции,
Германии и Японии, в наибольшей степени
способны противостоять негативным проявлениям
финансового кризиса, поскольку их деятельность
основана на принципах взаимности и доверия.
«Чтобы банковский
сектор действительно стал источником
финансирования развития региональной
экономики, необходимо принять следующие меры:
снять ограничения, установленные в Бюджетном кодексе РФ на выпуск субъектами Федерации собственных облигаций;