Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение и уточнение теоретических положений об экономической сущности финансового механизма социальной защиты лиц, признанных безработными, и программ по содействию их занятости в системе финансового механизма Российской Федерации и, в частности, на субфедеральном уровне, и разработка методических подходов и практических рекомендаций по его совершенствованию и рациональному функционированию в современных условиях Российского государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть безработицу как социальное явление;
Произвести анализ безработицы в России, изучить государственную политику социальной защиты безработных в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 2
1.1. Экономическое содержание, виды безработицы 2
1.2. Экономическая сущность социальной защиты безработных граждан 2
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ 2
2.1.Анализ безработицы в России 2
2.2. Государственная политика социальной защиты безработных 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается. 5
Иногда к категории
Добровольная безработица
Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
«Безработный» и «неработающий». На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий"6. С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.
С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т.д.).
«Безработный» и «неспособный найти работу». Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.
В ходе развития демократических принципов управления и повышения ответственности властей за социально-экономическое развитие перед населением страны немаловажной частью политики развития стала социальная политика. А в период глобализации эта проблема обострилась в связи с возвращением в индустриально развитые страны массовой безработицы (в том числе большого числа длительно безработных граждан), когда труд с полным рабочим днем, регулярной и стабильной зарплатой не всегда является подавляющей нормой. В этой связи возникает объективная необходимость формирования в рамках финансовых перераспределительных отношений системы социальной защиты безработных граждан.
Безработица является неотъемлемым и закономерным элементом рыночной экономики и рынка труда, и представляет собой совокупность работоспособного активного населения, вынужденно временно незанятого в экономике7. Теоретическое исследование проявления закономерностей безработицы в разные исторические периоды и в современных условиях позволяет найти пути сглаживания негативных явлений ей присущих.
Природа появления безработицы может быть разной: она может быть вызвана либо циклическими спадами производства, когда происходит сокращение объемов производства, закрытие предприятий (циклическая безработица); либо изменениями в структуре спроса и технологии производства, которые ведут к необходимости новых профессий, в связи с чем происходит высвобождение работников, не владеющих необходимыми навыками (структурная безработица), либо возникает в результате спада производства, когда совокупный спрос на товары и услуги падает (происходит реализация риска сбыта продукции или услуг), и занятость сокращается (циклическая безработица).
Главное достижение современной рыночной экономики — это экономическая свобода граждан. В тоже время экономически свободный гражданин должен иметь стабильный источник доходов и обладать достаточным количеством денежных средств в запасах (которые можно считать определенным страховым резервом) для того, чтобы не испытывать влияния стрессовых ситуаций со стороны внешней среды обитания.
Источники получения доходов человека и его семьи (домохозяйства) могут быть различны и в совокупности делятся на прямые и косвенные8. Прямые источники — это плата за использование имеющихся у домохозяйств ресурсов, что, прежде всего, включает в себя оплату рабочей силы. Косвенные источники образуются в процессе самостоятельной предпринимательской деятельности домохозяйства и операций с принадлежащим ему имуществу. Таким образом, первичными доходами являются доходы от основной деятельности в виде приложения своей рабочей силы за определенную плату — это заработная плата.
Текущими расходами населения можно считать минимально необходимые затраты на воспроизводство ресурсов, приносящих доход. И в первую очередь к таким ресурсам можно отнести собственный человеческий капитал индивидуума, который рассматривается учеными-экономистами как способность приносить доход.
В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста. И его формирование требует значительных затрат. Вложения в человеческий капитал дают значительный по объему и длительный во времени экономический и социальный эффект. И в первую очередь, инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, своему обладателю получение в будущем более высокого дохода. К. Макконел и С. Брю определяют инвестиции в человеческий капитал как «... любые действия, которые повышают квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих».2 К инвестициям в человеческий капитал, как правило, относят: расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования, затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Как полагал Дж. Кейнс, люди тратят столько, сколько необходимо для поддержания привычного уровня жизни в соответствии с общепринятыми «жизненными стандартами». Жизненные стандарты у каждого индивидуума свои, они не поддаются объективному измерению и основаны на привычках, вкусах, национальных и религиозных предпочтениях.
Трудовой доход был и остается главным источником удовлетворения жизненных потребностей большинства людей9. В случае утраты сферы результативного приложения своего основного ресурса — человеческого капитала, как физического, так и интеллектуального, человек теряет основной источник дохода. Чаще всего это происходит независимо от воли самого работника и носит вероятностный характер. Надо иметь в виду, что большинство населения во всех странах мира составляют работающие, единственным или основным доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что будет опереться в случае реализации риска безработицы и утраты заработка.
В любом обществе безработица всегда
связана с определенными
Развитие национальных систем социальной защиты безработных граждан и международных стандартов оказания подобной помощи обусловлено тем, что безработица как явление экономическое и социальное входит в группу социальных рисков10. В процессе экономической активности рабочей силы можно выделить целую группу рисков, которые представляют собой вероятность материальной необеспеченности жизнедеятельности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе, в большинстве случаев по независящим от них причинам. Эта группа рисков входит в такое понятие как «социальный риск».
Социальный риск охватывает экономически активное население и связан, в первую очередь, именно с потерей заработка в связи с невозможностью участия в экономическом процессе по уважительным причинам. К социальному риску относят, таким образом, риск утраты трудоспособности из-за болезней, старости, несчастных случаев или опасности лишиться работы и оказаться безработным11.
Таким образом, основными причинами, ведущими к потери трудоспособности жизни и дохода - это болезнь, профессиональное заболевание, производственная травма, несчастный случай, материнство и детство, старость, смерть кормильца, безработица. Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.п.). Каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для различных категорий трудящихся.
Как правило, большинство видов рисков успешно поддаются управлению через систему страхования, функционирующую на основе объединения частных рисков отдельных индивидов посредством применения различных финансовых методов и их раскладе во времени и пространстве. Но социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой частной компании. В связи с чем возмещение социальных рисков относится, в основном, к компетенции государственной системы социальной защиты населения.
Необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование - это один из объективных факторов развития общества. На их содержание направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая посредством определенного финансового механизма.
Таким образом, посредством финансов, возникающих на стадии распределения, в современном обществе формирование общественного страхового фонда связано и со страховой защитой трудящихся масс, так как общественное производство охватывает воспроизводство как материальных благ, так и рабочей силы.
Свою функцию по социальной защите
населения государство
Цель развития социальной защиты заключается в эффективном использовании перераспределительных финансовых отношений на основе применения различных принципов и механизмов организации для снижения уровня экономических противоречий и социальной напряженности в обществе.
Безработица в России неуклонно растет - число людей, лишившихся работы, приближается к двум миллионам. Только за неделю оно пополнилось сразу на 90 тысяч и в общей сложности превысило 1,7 миллиона человек. Они уже превысили показатель уровня безработицы, запланированный бюджетом на весь 2009 год. Рост безработицы таким образом составил 5,7%. Что еще более тревожно - более 1 тысячи предприятий заявили о переходе на неполный рабочий день или отправили сотрудников в вынужденные отпуска12.
Суммарная
численность находящихся в
В целом программы, уже поступившие из регионов, предусматривают создание около 1 миллиона временных рабочих мест, переподготовку около 160 тысяч работников, 9 тысяч стажировок выпускников вузов и 50 тысяч рабочих мест для малого бизнеса.
На сегодня уже поступило 77 программ из 83 регионов. "77 программ - это примерно 22 миллиарда рублей, а у нас на всю программу заложено 43,7 миллиарда".
Кроме того, в бюджете на 2009 год
численность безработных
Сама база, по которой готовились эти программы, требуется внести коррективы. Дело в том, что они разрабатывались на основе ситуации ноября-декабря 2009 года, а сейчас цифры изменились, и потому возникает опасность недооценки. "Потребуется уточнение и с точки зрения численности, и с точки зрения включения конкретных мероприятий по переподготовке и обучению".
Минздравсоцразвития предлагает увеличить субвенции регионам на выплату пособий по безработице и на активную программу повышения занятости. На это предполагается дополнительно выделить 34 миллиарда рублей. Проект соответствующего постановления уже подготовлен и проходит согласование в министерстве финансов.
Информация о работе Безработица и государственная политика социальной защиты безработных