Безработица и государственная политика социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и уточнение теоретических положений об экономической сущности финансового механизма социальной защиты лиц, признанных безработными, и программ по содействию их занятости в системе финансового механизма Российской Федерации и, в частности, на субфедеральном уровне, и разработка методических подходов и практических рекомендаций по его совершенствованию и рациональному функционированию в современных условиях Российского государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть безработицу как социальное явление;
Произвести анализ безработицы в России, изучить государственную политику социальной защиты безработных в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 2
1.1. Экономическое содержание, виды безработицы 2
1.2. Экономическая сущность социальной защиты безработных граждан 2
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ 2
2.1.Анализ безработицы в России 2
2.2. Государственная политика социальной защиты безработных 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Безработица и государственная политика социальной защиты безработных.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих  руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в обществе (общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости. Однако, что есть справедливость?

Справедливость — понятие о  должном, связанное с исторически  меняющимися представлениями о  неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов).

 Справедливость — понятие относительное — относительно личности, высказываемой о ней, относительно оно и по отношению к историческим условиям, во время, которых определение появлялось.

 Социальная помощь в поддержании  физической жизни людей, удовлетворение  их социальных потребностей существовала  уже в начальный период развития  человечества и осуществлялась  на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.23

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общественных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему  рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. 

Таким образом, для поддержания  социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает  раздел «социальная защита населения». Неотъемлемыми факторами любой  нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет  и корректирует рыночные механизмы  перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия  государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Министерством труда и социального  развития Российской Федерации утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании24. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).

В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в  том числе социальных:

Программа социальных реформ в Российской Федерации;

Федеральная целевая программа  улучшения условий и охраны труда;

Федеральная комплексная программа  «Социальная поддержка инвалидов»;

Федеральная целевая программа  «Старшее поколение»;

Президентская программа «Дети  России»;

Программа пенсионной реформы в России и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные услуги населению оказывают  различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального  обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершенно- летних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т. д.

Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

Учреждение социальной защиты (в дальнейшем — УСЗ) является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.

Для УСЗ эти факторы являются факторами окружающей среды, которые  оказывают на него прямое или косвенное  воздействие.

К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие .

Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие  конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.

В переходный период многие факторы  внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом  учреждении, так и в его деятельности.

С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.

 

Заключение

 

В итоге исследования данной темы приходим к следующим выводам:

  1. Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы;
  2. Низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда;
  3. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
  4. Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.
  5. Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.
  6. Сегодня экономисты предпочитают говорить не  о безработице вообще,  а выделять ее специфические виды: фрикционная,  структурная, циклическая, сезонная, добровольная.
  7. При наличии в экономике страны циклической безработицы объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные по причине экономического спада, рассматривается как вид потерь общества.
  8. Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее.
  9. Безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.
  10. Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. 
  11. Экономическая активность населения республики (70,5%) была и остается выше средней по стране из-за более высокой доли трудоспособного населения. Тенденции занятости в целом совпадают со среднероссийскими, хотя рост занятости начался несколько позже, с 2000 г. что типично для большинства регионов Дальнего Востока.
  12. «Кормящий» бюджет избыточная занятость в основных экспортных отраслях позволили снизить остроту проблем безработицы, ее показатели в Якутии ниже по сравнению с большинством соседних регионов Дальнего Востока. В 2003 г. уровень безработицы по методологии МОТ стал расти, причем быстрее, чем в целом по стране, но это пока нельзя рассматривать как устойчивую тенденцию. За средними показателями скрываются большие внутренние различия, но данные по зарегистрированной безработице не дают достоверных оценок.
  13. На ближайшее будущее в России, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. 
  14. В конце марта 2009г  5,6 млн. человек, или 7,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,9 млн. человек.
  15. Численность экономически активного населения к концу марта 2009г. составила, по оценке, 73,9 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны, что свидетельствует о продолжающейся тенденции к росту экономической активности населения.
  16. Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ.
  17. Для решения проблем занятости по республики предлагается:

17.1 Создание транспортной,  энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания  и коммуникативную свободу населения; 

 17.2. Развитие материальной и совершенствование законодательно-организационной базы строительной отрасли для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов и ускорения жилищного строительства;

 17.3. Развитие информационных технологий и услуг связи для создания единого информационного пространства Республики, оказание качественных дистанционных услуг жителям отдаленных поселений, включая дистанционное образование, телемедицину, развитие сетевых методов управления;

 17.4. Обеспечение устойчивого развития уникальных региональных экосистем. Осуществление масштабных мер по экологическому мониторингу и комплексному сценарному прогнозу развития экологической ситуации в результате осуществления не только отдельных инвестиционных проектов, но и их совокупности в различных комбинациях. Активное участие в мероприятиях Киотского протокола.

 17.5.Последовательная реализация на территории Республики национальных проектов в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем, включая переселение граждан из ветхого и аварийного фонда;

 17.6. Развитие социальных услуг с особым вниманием к сельским поселениям и отдаленным улусам. Разработка, законодательное и материально-инфраструктурное обеспечение новой модели самоуправления, при которой малочисленные народы получили бы больше возможностей для саморазвития и самореализации.

 17.7. Рост реальных денежных доходов населения. Устойчивое демографическое развитие. Рост потребительского рынка.

17.8. Привлечение местных трудовых ресурсов в перспективные отрасли экономики Снижение безработицы, обеспечение профессиональной занятости.  

 17.9. В области межбюджетных отношений переход от использования  исключительно только федеральных дотаций к масштабному совместному инвестированию в приоритетные проекты, призванные обеспечить налоговое наполнение бюджета и устойчивое социально-экономическое развитие Республики.

Список использованной литературы

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
  2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2007, №7
  3. Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.: 2006.
  4. В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 2005 г.
  5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэко-номической политики // Вопросы экономики, 2007, №4, с.21-35.
  6. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 2007.
  7. Газета Якутия №242. От 12 января 2009 года.
  8. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997.
  9. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования// А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 2006.  
  10. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
  11. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М., 2001 г.
  12. Колтунов В. М. Основы рыночной экономики - Н. Новгород, 2004 г.
  13. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю Экономикс, принципы, проблемы и политика, М.: Республика, 2005
  14. Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009
  15. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г.
  16.   Могулевская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения// Вестник Московского университета. 2006- № 1
  17. Государственное страхование в СССР. Учебник под ред. Л.И. Рейтмана. - М.: Финансы и статистика, 2006.  
  18. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - К.: ИНФРА-М, 2006.
  19. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
  20. И.Д. Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика,  2006
  21. Рофе А.И. и др. «Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда»,учебное пособие «МИК»,  2007г.
  22. С. Е. Елкин Экономические и социальные последствия безработицы. Экономический вестник. М.,  2007.
  23. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав.РФ. – М.: Изд-во «Дело»,  2006.
  24. Суворова Л.В. Рынок труда и безработица – М.: Изд-во «Дело»,   2004.
  25. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2009, № 2.
  26. Экономика / Под ред. Булатова А. С.  -  Москва,  2006 г
  27. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие -М.:ИНФРА-М,2003

 

 

 

 

                1 В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 2005 г. с.98

             2 Камаев В. Д. Основы экономической теории - М., 2001 г. с.87

                   3 Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие -М.:ИНФРА-М,2003 с.214

          4 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2007 .112

5 Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. – 2006.- №1.-С.45.

                    6 Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2007, №7 с.78

           7 Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие -М.:ИНФРА-М,2003 с.245

                 8 Суворова Л.В. Рынок труда и безработица –   М.: Изд-во «Дело»,   2004.с.157

                9 Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003. с.215

              10 Суворова Л.В. Рынок труда и безработица –   М.: Изд-во «Дело»,   2004. с.187

                   11 Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.с.154

         12 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009 с.157

              13 Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэко-номической политики // Вопросы экономики, 2007, №4, с.21-35.

 14 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009 с.9

           15 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009 с.98

           16 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009 с.57

            17 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2009 с.26

18 Львова Ю.А. «Современные тенденции на рынке труда» // «Справочник кадровика» №10. 2007 с.78

            19 Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2009, № 2. с.98

               20 Рофе А.И. и др. «Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда»,учебное пособие «МИК»,  2007г с.54

             21 Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2007, № 2. с.87

22 Павленок П.Д. Основы социальной работы. - К.: ИНФРА-М, 1998. С145

23 Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 С.135 

               24 Рофе А.И. и др. «Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда»,учебное пособие «МИК»,  2007г с.87

Информация о работе Безработица и государственная политика социальной защиты безработных