Безработица и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей не только сущности и форм безработицы, но и причин её образования, социально-экономических последствий этого явления в общих черта, а также путей снижения данной проблемы.
Исходя из цели работы, определяются следующие задачи:
- раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
- проанализировать безработицу, причины ее возникновения и формы;
- изучить основные последствия безработицы, как экономические, так и социальные;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы………………………………......5
Понятие и сущность безработицы……………………………………...5
Причины безработицы и ее формы………………………………...…..8

2.Современные проблемы безработицы……………………………………13
2.1 Социальные последствия безработицы………………………….......…13
2.2 Экономические последствия безработицы………………………...…..18
2.3 Государственное регулирование уровня безработицы……………….21
Заключение…………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………27
Библиография…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

КАТЯ1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

     Наиболее трудно бороться с циклической безработицей.

     Создание  условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда  – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица  упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

     Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

     Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

     Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

     Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание  специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание  центров обучения молодых людей  тем профессиям, в которых шансы  на занятость наиболее велики.

     Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

     Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

     Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

     В   отношении  безработицы  государство  располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

     Функция   социальной  политики    состоит  в  оказании  помощи  безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня.

   Макроэкономическая  политика  предполагает  использование    денежно- кредитных  и  бюджетно - налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

     Политика  в сфере занятости  направлена   на  создание  новых  рабочих  мест,  системы  переподготовки  кадров,  центров  по  трудоустройству  и  т.д.

    
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, а также нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

     Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого    капитала    страны,    совершенствование        экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

     В результате работы мы пришли к выводу, что безработица, это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

       Безработными считаются трудоспособные  граждане, ищущие работу, зарегистрированные  на бирже труда и не имеющие  реальной возможности получить  работу в соответствии со своим  образованием, профилем, трудовыми навыками. Принято выделять фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, региональную безработицу.

     Уровень   безработицы   представляет   собой   один   из    ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо  для осмысления и прогнозирования результатов  социально-экономической  политики государства.

 
 
 

Глоссарий 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Безработица Ситуация в  экономике когда часть экономически активного на селения не может  применить свою рабочую силу. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать
2 Естественный  уровень безработицы Это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование.
3 Занятость Деятельность  трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального  дохода
4 Политика  занятости Научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
5  
Рабочая сила
Совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.
6 Рынок труда Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
7 Структурная безработица Безработица, возникшая  в результате изменения спроса на потребительские товары или совершенствования техники производства.
8 Трудоспособное  население Та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудится.
9 Уровень безработицы Отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве.
10 Экономическая занятость Общественно-полезная деятельность по производству общественного  продукта, подкрепленная конкретными  рабочими местами и служащая источником дохода
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Амосов А. Проблема занятости, оплаты труда и регулирования цен // Экономист, 2000, №4, с.66-70
  2. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство // Социологические исследования, 2003, №7, с.3-15
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2003.- 545с.- ISBN 5-8018-0199-5
  4. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период // Российский экономический журнал, 2004, №4, с.23-31
  5. Вытесняющая вторичная занятость // Социологические исследования, 2002, №10, с.57-65
  6. Гимпельсон В. Реструктурирование занятости на российских предприятиях // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, с.25-40
  7. Коваленко И. Прогнозы рынка труда // Экономическое обозрение, 2008, №40, с.49
  8. Психологические факторы восстановления трудовой занятости // Вопросы психологии, 2004, №3, с.19-28
  9. Рофе А.И., Збышко Б.Г. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: Экономика, 1998.- 254с.- ISBN 5-87902-078-9
  10. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: ПИТЕР, 2001.- 440с.- ISBN 5-318-00234-Х
  11. Сосна Б. Правовое регулирование занятости, безработицы и трудоустройства // Закон и жизнь, 2008, №10, с.23-27
  12. Труд в социологической теории // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2004, №2, с.130-147
  13. Экономические стороны скрытой безработицы // Экономист, 2001, №7, с.51-59
  14. Экономический образ мышления : инфляция, спад, безработица // Школьный экономический журнал, 1997, №4, с.11-16

Информация о работе Безработица и методы ее регулирования