Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты по вопросу безработицы:
2) проанализировать статистические данные по вопросу безработицы и занятости.
3) найти пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан.
По квалификационному уровню зарегистрированных безработных максимальная доля (65,7% или 4,2 тыс.человек) приходится на неквалифицированных работников, испытывающих серьезные затруднения при поиске работы.
По данным районных уполномоченных органов по вопросам занятости населения на 1 января 2007 года одно предприятие, полностью остановило производство, частично приостановили производство – 7 предприятий. На гране безработицы, или частично заняты были 4,3 тыс.человек.
Больше шансов
на трудоустройство имеют
Около 21 % работодателей сообщают сведения о свободных рабочих местах в органы занятости. Ежемесячный банк вакансий органов по вопросам занятости в среднем составляет 670 единиц. Из-за ограниченного спроса на рабочую силу на одно свободное рабочее место претендует в среднем 10-15 безработных в месяц.
Между тем, экономика области подошла вплотную к тому, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.
Требуют внимания проблемы сбалансированности спроса и предложений рабочей силы, регулирования миграции и защиты внутреннего рынка труда. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов рынка труда.
Продолжает сохранять свою актуальность проблема занятости сельского населения, в малых городах.
Не решена проблема трудоустройства оралманов. Анализ свидетельствует, что при организации работы в этом направлении имеются существенные недостатки.
Следует отметить узковедомственный характер воздействия органов по вопросам занятости на рынок труда. Слабость их заключается в том, что они не располагают, эффективными техническими и аналитическими средствами, а также компьютерными технологиями, средствами и возможностями для проведения качественного анализа спроса и предложения рабочей силы, профподготовки незанятого населения, не имеют резерва рабочих мест для временной занятости, в результате чего не оказывается действенной социальной защиты безработным в районах и сельских округах области.
Кроме того, различные услуги населению оказывают частные агентства занятости. В области функционируют 5 частных агентств, которые оказывают содействие в трудоустройстве гражданам. Так, по состоянию на 1 января 2007 года по вопросам трудоустройства в них обратилось 2932 человека. Удельный вес трудоустроенных граждан из числа обратившихся в частные агентства занятости составил 29,2 процента или 855 человек. При этом они трудоустраивают в большей степени занятых граждан, ищущих более престижную и высокооплачиваемую работу.
Безработица является большой трагедией для всего государства, поэтому одной из ключевых целей государственной экономической политики – достижение высокого уровня занятости и устранение негативных последствий
безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют определенные функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение, а также оказывают психологическую помощь.
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала.
В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижения уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по:
1) стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
2) содействуют найму;
3) страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным.
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий (17).
На 2006 – 2010 года в Казахстане разработана программа по занятости населения. Поставленные задачи этой программы:
1) снижение уровня безработицы до 7 %;
2) дальнейшее развитие инфраструктуры;
3) поддержка малого и среднего бизнеса и предпринимательства;
4) создание рабочих мест не менее 12 тысяч в год.
Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей. Всем гражданам Казахстана независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, наш президент, Н.А. Назарбаев еще в 1997 году разработал программу «Стратегия: Казахстан – 2030», в которой включена борьба с бедностью и безработицей.
Она основывалась на:
1) правовом регулировании: соблюдения законных прав и интересов в области законодательства о занятости населения и государственных гарантий;
2) внедрение системы микрокредитов;
3) разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил,
повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствовавших сохранению и развитию системы рабочих мест;
4) развитие общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;
5) снятие всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;
6) приоритетом развитие трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных инвестиций и национального капитала;
7) развитии малого бизнеса;
8) энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма.
«Стратегия 2030» на сегодняшний день приобрела практический характер, большинство запланированного программой уже выполнилось или выполняется. Это можно увидеть в программе по занятости на 2005 -2007 год.
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1) перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников;
2) бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
В целом, оценивая
безработицу как социально-
3 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Поскольку безработица
представляет собой серьезную
Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.
Регулирующая
роль государства должна состоять в
постоянном поддержании сбалансированности
экономических приоритетов и
приоритетов занятости в
Государственная политика в сфере занятости направлена на:
1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, независимо от их расы, национальности, пола, языка, социального, должностного и имущественного положения, происхождения, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, в выборе занятости и трудоустройстве;
2) защиту внутреннего рынка труда путем регулирования использования иностранной рабочей силы;
3) повышение использования трудовых ресурсов;
4) ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
5) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
6) осуществление социальной защиты безработных, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, не конкурентно-способных на рынке труда;
7) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством;
8) предупреждение и сокращение безработицы;
9) координацию и регулирование деятельности государственных органов и работодателей, а также уполномоченного органа по вопросам занятости по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
10) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранных граждан на территории Республики Казахстан;
11) обеспечение участия представителей трудящихся и работодателей в разработке государственной политики занятости.
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Реализация политики в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости.
Для ее выполнения
разработана Государственная
Задачи Программы:
1) осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;
2) вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;
3) развитие кадрового потенциала для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
4) содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;
5) информационная поддержка политики занятости населения в регионе.
К мерам по регулированию деятельности в области занятости, ситуации в процессах безработицы на государственном уровне можно отнести следующие: ежегодную разработку Государственной программы занятости населения, образование Государственного фонда содействия занятости, выход в свет Постановления Правительства Республики Казахстан «О рынке труда» и Закона «О занятости населения». В качестве первоочередных и основных задач вышеназванных документов являются укрепление системы социальной защиты, профессионального обучения и переобучения безработных, содействие занятости социально слабо-защищенным категориям населения.
Для борьбы с безработицей Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест.
Для реализации Программы будут:
1) приняты меры
по совершенствованию
2) сформирована
общенациональная база данных
текущих вакансий и
Центральные и местные государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты индустриализации, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства на периодической основе, по установленной форме, будут направлять Оператору Программы сведения по имеющейся и прогнозируемой потребности в работниках в разрезе регионов и отдельных специальностей.