Безработица в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в Республике Казахстан, выяснить причину её образования и роста, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты по вопросу безработицы:
2) проанализировать статистические данные по вопросу безработицы и занятости.
3) найти пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

По квалификационному уровню зарегистрированных безработных максимальная доля (65,7% или 4,2 тыс.человек) приходится на неквалифицированных работников, испытывающих серьезные затруднения при поиске работы.

По данным районных уполномоченных органов по вопросам занятости населения на 1 января 2007 года одно предприятие, полностью остановило производство, частично приостановили производство – 7 предприятий. На гране безработицы, или частично заняты были 4,3 тыс.человек.

Больше шансов на трудоустройство имеют безработные мужчины в возрасте до 35-40 лет, мало востребован женский труд. Зачастую рост требований работодателей к наемным работникам   не адекватен  уровню оплаты и условиям труда.

Около 21 % работодателей  сообщают сведения о свободных рабочих  местах в органы занятости. Ежемесячный банк вакансий органов  по вопросам занятости в среднем составляет 670 единиц. Из-за ограниченного спроса на рабочую силу  на одно свободное рабочее место претендует в среднем  10-15  безработных в месяц.

Между тем, экономика  области подошла вплотную к тому, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Требуют внимания проблемы сбалансированности спроса и  предложений рабочей силы, регулирования миграции и защиты внутреннего рынка труда. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов рынка труда.

Продолжает  сохранять свою актуальность проблема занятости сельского населения, в малых городах.

Не решена проблема трудоустройства оралманов. Анализ  свидетельствует, что при организации  работы в этом направлении  имеются  существенные недостатки.

Следует отметить узковедомственный характер воздействия  органов по вопросам занятости на рынок труда. Слабость их заключается в том, что они не располагают, эффективными техническими и аналитическими средствами, а также компьютерными технологиями, средствами и возможностями для проведения качественного анализа спроса и предложения рабочей силы, профподготовки незанятого населения, не имеют резерва рабочих мест для временной занятости, в результате чего не оказывается действенной социальной защиты безработным в районах и сельских округах области.

Кроме того, различные  услуги населению  оказывают частные  агентства занятости. В  области функционируют 5  частных агентств, которые оказывают содействие в трудоустройстве гражданам. Так, по состоянию на 1 января 2007 года по вопросам трудоустройства в них обратилось 2932 человека. Удельный вес трудоустроенных граждан из числа обратившихся в частные агентства занятости составил 29,2 процента или 855 человек. При этом они трудоустраивают в большей степени  занятых граждан, ищущих более престижную и высокооплачиваемую работу.

Безработица является большой трагедией для всего государства, поэтому одной из ключевых целей государственной экономической политики – достижение высокого уровня занятости и устранение негативных последствий

безработицы. В  частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют определенные функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение, а также оказывают психологическую помощь.

Для выхода из кризисной  ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала.

В современной  практике государственного регулирования, нацеленного на снижения уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по:

1) стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2) содействуют найму;

3) страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным.

В рамках этого  комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий (17).

На 2006 – 2010 года в Казахстане разработана программа  по занятости населения. Поставленные задачи этой программы:

1) снижение уровня безработицы до 7 %;

2) дальнейшее развитие инфраструктуры;

3) поддержка малого и среднего бизнеса и предпринимательства;

4) создание рабочих мест не менее 12 тысяч в год.

Конкретные  меры, формирующие содержание государственной  политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей. Всем гражданам Казахстана независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения, наш президент, Н.А. Назарбаев еще в 1997 году разработал программу «Стратегия: Казахстан – 2030», в которой включена борьба с бедностью и безработицей.

Она основывалась на:

1) правовом регулировании: соблюдения законных прав и интересов в области законодательства о занятости населения и государственных гарантий;

2) внедрение системы микрокредитов;

3) разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил,

повышение мобильности  трудовых ресурсов, развитие временной  и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствовавших сохранению и развитию системы рабочих мест;

4) развитие общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;

5) снятие всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

6) приоритетом развитие трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных инвестиций и национального капитала;

7) развитии малого  бизнеса;

8) энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма.

«Стратегия 2030»  на сегодняшний день приобрела практический характер, большинство запланированного программой уже выполнилось или выполняется. Это можно увидеть в программе по занятости на 2005 -2007 год.

Суть в том, что действенная политика занятости  должна в нынешних условиях иметь  предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.

Вот наиболее важные меры такого рода:

1) перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников;

2) бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

В целом, оценивая безработицу как социально-экономическое  явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление – объективная необходимость.          

 

3 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней.

Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Государственная политика в сфере занятости направлена на:

1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, независимо от их расы, национальности, пола, языка, социального, должностного и имущественного положения, происхождения, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, в выборе занятости и трудоустройстве;

2) защиту внутреннего рынка труда путем регулирования использования иностранной рабочей силы;

3) повышение использования трудовых ресурсов;

4) ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

5) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

6) осуществление социальной защиты безработных, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, не конкурентно-способных на рынке труда;

7) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством;

8) предупреждение и сокращение безработицы;

9) координацию и регулирование деятельности государственных органов и работодателей, а также уполномоченного органа по вопросам занятости по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

10) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранных граждан на территории Республики Казахстан;

11) обеспечение участия представителей трудящихся и работодателей в разработке государственной политики занятости.

Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Реализация  политики в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности  продуктивной занятости.

Для ее выполнения разработана Государственная программа  занятости населения. Цель этой программы  является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и  предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы.

Задачи Программы:

1) осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;

2) вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;

3) развитие кадрового потенциала для реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;

4) содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;

5) информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

К мерам по регулированию  деятельности в области занятости, ситуации в процессах безработицы  на государственном уровне можно  отнести следующие: ежегодную разработку Государственной программы занятости населения, образование Государственного фонда содействия занятости, выход в свет Постановления Правительства Республики Казахстан «О рынке труда» и Закона «О занятости населения». В качестве первоочередных и основных задач вышеназванных документов являются укрепление системы социальной защиты, профессионального обучения и переобучения безработных, содействие занятости социально слабо-защищенным категориям населения.

Для борьбы с  безработицей Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест.

Для реализации Программы будут:

1) приняты меры  по совершенствованию нормативной  правовой базы;

2) сформирована  общенациональная база данных  текущих вакансий и прогнозируемых  рабочих мест в разрезе отдельных  специальностей (далее – База  данных). База данных будет формироваться за счет проектов карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса 2020» и других инициатив частного сектора.

Центральные и  местные государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты  индустриализации, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства на периодической основе, по установленной форме, будут направлять Оператору Программы сведения по имеющейся и прогнозируемой потребности в работниках в разрезе регионов и отдельных специальностей.

Информация о работе Безработица в экономической теории